Цель:дать представление о проникновении в народную
среду
романсов и песен литературного происхождения; развивать навыки
конспектирования лекций.
Оборудование:
написанные на доске фамилии поэтов, на чьи стихи в разное время создавалась
музыка: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ё. Баратынского, А. К. Толстого, Н. А.
Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. Фета, А. Апухтина, Аполлона Григорьева, И. С.
Тургенева (написаны на доске); записи лирических песен и романсов (в исполнении
Г. Каревой, Б. Штоколова, Ф. Шаляпина, А. Малинина и др.).
Ход
урока
I.ОПРОС УЧАЩИХСЯ ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ
Реализм
как творческий метод.
Основные
черты критического реализма.
Новаторство
русской литературы.
II.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III.
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА Лекция учителя.
Лирическая
песня возникла из потребности человека излить свои сокровенные чувства. В
песнях звучат размах и величие, затаенная боль и надежда. Внутренней силой
проникнута песня «Из-за острова на стрежень», полная удали, красоты, глубоких
раздумий. Песня «Ноченька» необычайно мелодична. Замечательными исполнителями
ее являются Ф. И. Шаляпин, а в наше время — Дмитрий Хворостов-ский. В конце
XVIII и в начале XIX века возник русский романс: городской и цыганский.
Прекрасными исполнителями романса славился знаменитый московский ресторан «У
Яра». Романс любили за мелодичность, эмоциональную взволнованность,
задушевность, которые всегда находили путь к человеческому сердцу. Большую дань
этому вокальному жанру отдали композиторы А. Алябьев, А. Варламов, П. Булахов,
М. Глинка, Л. Малашкин, С. Рахманинов, П. Чайковский и др.
В
романсах воспето стремление человека к счастью, боль разочарований и утрат,
тоска одиночества. Чаще преобладают романсы-элегии, романсы-монологи. Это: «Я
вас любил» (стихи А. С. Пушкина, муз. Б. Шереметьева), «Выхожу один я на
дорогу» (стихи М. Ю. Лермонтова, муз. Шашиной), «Утро туманное, утро седое...»
(стихи И. С. Тургенева, музыка Абазова).
Из
письма Пушкина А. П. Керн от 25 июля 1825 года: «Я имел слабость попросить у
вас разрешения вам писать, а вы — легкомыслие или кокетство позволить мне это.
Перечитываю ваше письмо вдоль и поперек и говорю: милая! прелесть!
божественная!» Стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»
посвященное А. П. Керн, было положено композитором М. Глинкой на музыку — и
зазвучал прекрасный романс.
На
стихи А. К. Толстого (1817—1878) малыми и великими композиторами написано
множество романсов. «Толстой А. К. — неисчерпаемый источник для текстов под
музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов»,— признавался П. И.
Чайковский.
«Колокольчики
мои, Цветики степные! Что глядите на меня Темно-голубые? И о чем звените вы В
день веселый мая
Средь
некошеной травы Головой качая?»
Поэт
вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, на Черниговщине.
Природа у А. К. Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать,
«выпрямлять» человека. Как у Некрасова:
«Спасибо,
сторона родная,
за
твой врачующий простор...»
В
1851 году А. К. Толстой написал стихотворение «Средь шумного бала...» Сочинил
на его стихи музыку для романса П. И. Чайковский. В романсе наше внимание
обращено к тому, что совершается в душе героя после недавней встречи «средь
шумного бала». Человек прислушивается к себе, заглядывает в душу:
«Люблю
ли тебя — я не знаю, но кажется мне, что люблю!»
«Владея
стихами и слезами», А. К. Толстой заставляет нас невольно переживать вместе с
ним его прежнюю любовь. Бывает так, что порой мы находим в себе те чувства, о
существовании которых и не подозревали. Его стихи вобрали, кажется, все звуки
из глубины человеческого сердца.
Многие
известные романсы написаны на стихи А. Апухтина (1840—1893). Один из них:
«Ночи
безумные, ночи бессонные, Речи несвязные, взоры усталые. Ночи, последним огнем
озаренные Осени мертвой цветы запоздалые».
П.
И. Чайковский считал А. Фета «поэтом гениальным», который сумел шагнуть в область
музыки. На стихи Фета крупнейшие русские композиторы написали много
великолепных романсов: «На заре ты ее не буди...» (А. Е. Варламов), «Я тебе
ничего не скажу...» (П. И. Чайковский), «О, долго ль буду я в молчанье ночи
тайной...» (С. В. Рахманинов).
Поэт
имел право сказать о себе:
«Я
понял те слезы, я понял те муки.
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где
слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело,
Где
внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца».
Стихотворение
«Я встретил Вас...» принадлежит перу Ф. И. Тютчева, он посвятил его
очаровательной женщине Амалии Крюдинер, встретившись с ней после долгой
разлуки. Эти стихи стали достойным эпилогом их многолетней привязанности.
Последняя их встреча произошла у постели разбитого параличом поэта. В записке к
дочери он написал: «Я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего
свидания с моей дорогой Амалией Крюдинер, которая приезжала проститься со
мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».
Музыку для этого романса написал Л. Малашкин, а вернул его слушателям известный
певец Иван Семенович Козловский, сделав свою аранжировку.
Красивы
и мелодичны украинские романсы на слова Т. Г. Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко
(«Коли розлучаються двое, за руки беруться вони Iплачуть I щжо згтхають, бо щастя немае
для них...»).
IV.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
1.Прослушивание записей романсов.
Кроме
названных в начале урока исполнителей, можно прослушать романсы и песни в исполнении
А. Соловьяненко, Е. Образцовой, Д. Хворостовского, Д. Гнатюка.
2.Прослушивание романсов на стихи М. Цветаевой, А.
Ахматовой в исполнении самих учеников.
IV.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Ответить письменно на вопросы о том, почему сегодня
молодые
певцы редко исполняют романсы.
Исполнение
романсов требует культуры, текст имеет мысли, которые нужно донести до
слушателей?
Нет
женщин, достойных быть воспетыми?
Мужчины
не ценят то, что вызывало преклонение в XIX веке?
Написать
о стихах и музыке понравившегося вам романса.