Урок начнём с чтения вслух
стихотворения «Как часто, пёстрою толпою
окружён…» беседы.
— Расскажите о мире, который окружает
героя стихотворения.
Этот мир шумен, дик, бездушен, лжив, герой его не
принимает.
— Что противопоставляет лирический герой
такому миру?
Внутренний мир своей души, сотканный из
воспоминаний и мечты. Это пространство овеяно
свободой и свежестью мысли и чувства. Только
здесь герой живёт.
— Какую роль в стихотворении играет
кольцевая композиция?
Она даёт представление о соотношении двух
миров — внешнего и внутреннего. Возвращение в
мир реальности из мира мечты для героя неизбежно.
Тем самым усиливается трагедия одиночества.
— Прочтите фрагменты из воспоминаний
И.С. Тургенева и сравните взгляд на поэта со
стороны с мировосприятием героя стихотворения.
И.С. Тургенев так запомнил поэта,
встреченного на одном из балов: "Внутренне
Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался
в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале
Дворянского собрания ему не давали покоя,
беспрестанно приставали к нему, брали его за
руки; одна маска сменялась другою, а он почти не
сходил с места и молча слушал их писк, поочередно
обращая на них свои сумрачные глаза…” Ученики
легко отмечают параллели между этим фрагментом и
стихотворением.
Соотношение внутреннего и внешнего в этом
человеке иллюстрирует ещё один фрагмент
воспоминаний И.С. Тургенева: "В наружности
Лермонтова было чтото зловещее и трагическое;
какойто сумрачной и недоброй силой, задумчивой
презрительностью и страстью веяло от его
смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз.
Их тяжёлый взор странно не согласовывался с
выражением почти детских нежных и выдававшихся
губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с
большой головой на сутулых широких плечах
возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь
тотчас осознавал каждый”. Любопытно найти здесь
переклички с портретом Печорина из повести
«Максим Максимыч».
Любопытные переклички со стихотворением «Как
часто, пёстрою толпою окружён...» находим в
стихотворении «Сон». Перед беседой прочтём
его вслух.
— Какие два мира открывает мотив сна?
Мир смерти ("но спал я мёртвым сном”) и мир
жизни ("в грустный сон душа <…> была
погружена”), но между ними существует некое
"пространство”, которое и означено
непосредственно сном. Отсюда герой видит всё со
стороны, и себя в том числе, и пространство для
него не имеет значения, потому что он находится
уже вне жизни, но ещё и вне смерти.
— Как особенности композиции соотносятся
с мотивом сна?
Поскольку композиция кольцевая, то в финале
снова отчётливо возникает пространство
вневременья — только в центре него находится уже
героиня.
— Каким себя ощущает человек живущий и
человек, готовящийся принять смерть?
И тот и другой одиноки: "лежал один я на песке
долины”, "и солнце... жгло меня”; "сидела там
задумчиво одна”. Таким образом, тема одиночества
выходит за рамки социума и поднимается до
масштабов бытия, то есть люди способны
чувствовать друг друга только в этом "третьем”
пространстве, созданном горем, тоской, отчаянием
человеческой души. Возникает мысль о
невозможности обретения счастья живущими.
— Тогда что подразумевается под сном,
вынесенным в заглавие?
Сон — это не просто мечта о
взаимопроникновении человеческих душ, а это ещё
и выражение философского представления поэта об
участи человека, которая печальна, — одиночество
абсолютно.
В стихотворении «Сон» отразились собственные
впечатления и переживания Лермонтова, связанные
с кавказской войной. Кроме того, из воспоминаний
современников мы знаем, что М.Ю. Лермонтов был
искренне привязан к В.А. Лопухиной и сохранил
добрые с ней отношения. Свидетельством этому
является стихотворение «Валерик», написанное в
жанре послания.
В качестве домашнего задания предлагаем
прочитать «Валерик», сформулировать темы,
затрагиваемые в нём, и определить композиционные
части.
Тема войны
В октябре 1840 года
М.Ю. Лермонтов сообщает брату В.А. Лопухиной:
"Пишу тебе из крепости Грозной, в которую мы, то
есть отряд, возвратился после двадцатидневной
экспедиции в Чечне. Не знаю, что будет дальше, а
пока судьба меня не очень обижает: я получил в
наследство от Дорохова, которого ранили,
отборную команду охотников, состоящую изо ста
казаков — разный сброд, волонтёры, татары и проч.,
это нечто вроде партизанского отряда, и если мне
случится с ним удачно действовать, то авось
чтонибудь дадут; я ими только четыре дня в деле
командовал и не знаю ещё хорошенько, до какой
степени они надёжны; но так как, вероятно, мы
будем воевать ещё целую зиму, то я успею их
раскусить. Вот тебе всё обо мне самое
интересное”.
Исходя из этого письма, ученики определяют, что
поэта занимают люди — люди на войне.
А несколькими месяцами раньше представленного
письма, 11 июля, у речки Валерик произошло
сражение, описанное в послании «Валерик».
Учащимся предлагается определить, такие же
акценты расставляет лирический герой,
являющийся участником военных действий, или нет.
Опираясь на домашнюю подготовку, ученики
выделяют две композиционные части, связанные с
описанием военных событий. И чтобы вполне понять
лирического героя, предлагается сопоставить эти
части по следующим позициям: 1) символика цвета; 2)
подготовка к сражению; 3) описание боя; 4)
состояние лирического героя после битвы.
Лучше всего сделать таблицу, состоящую из
цитат; после каждого пункта записывается краткий
вывод, а в конце даётся обобщение. Приведём
фрагмент подобной работы.
|
Первая часть |
Вторая часть |
Подготовка
к сражению |
"дальний выстрел”,
"прожужжала шальная пуля”, "крик”, "затихло”,
"ведут коней”, "зашевелилася пехота”,
"проскакал один, другой”, "шум, говор”, "подъём
ударил барабан”, "гудит музыка”, "звенят
орудья”, "рассыпались с гиком казаки” |
"на братный зов толпы
стекались”, "мелькали маяки кругом”,
"оживилися леса”, "скликались дико голоса” |
Описание боя |
"мюрид... ездит важно”, "он
машет, кличет — где отважный?”, "казак
пустился”, "выстрел”, "ранен!.. — Ничего,
безделка…”, "завязалась перестрелка”, ”в этих
сшибках удалых забавы много, толку мало” |
"в арьергард орудья просят”,
"ружья из кустов выносят”, "тащат за ноги
людей”, "кличут громко лекарей”, "с гиком
кинулись на пушки”, "градом пуль... отряд
осыпан”, "вдруг залп… глядим: лежат рядами”,
"«вон кинжалы, в приклады!» — и пошла резня”, "в
струях потока бой длился”, "резались жестоко,
как звери, молча, с грудью грудь” |
Из таблицы видно, что звуки, предвещающие битву,
в первой части нарастают медленно, постепенно, от
единичных к массовым; во второй же части сразу
чувствуется огромное скопление людей, которое
наводит ужас своими криками. Сам бой в первой
части представляется как игра, развлечение, не
несущее горя; тогда как во второй части внимание
обращается на оружие, на жертвы и на
бесстрастность противоборствующих сторон.
Проведя таким образом анализ, ученики приходят
к выводу, что в центре внимания лирического героя
находится тоже человек. Однако он, являясь частью
мира, его же и разрушает; отдаляясь от гармонии,
он движется в противоположную сторону от своего
"высокого предназначения”. Поэтому и
появляется применительно к человеку эпитет
"жалкий”.
Говоря о том, что в произведении существует ещё
одна композиционная часть, связанная с
непосредственным обращением к В.А. Лопухиной,
учащимся можно предложить следующее домашнее
задание: детально прокомментировать
оттенки чувства лирического героя и сопоставить
их в этой связи с письмом Татьяны из романа
А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Земное и небесное
Урок начинается с работы,
проделанной дома. Ученики, безусловно, выделяют в
"палитре чувств” стихотворения любовь как
ведущее чувство героев, замечая, однако, и
попытку оправдания, и мнимое равнодушие, и
невозможность не любить, и раскаяние за любовь, и
душевное одиночество, и, может быть, в какойто
степени упрёк, и насмешку, и искреннее желание
счастья и, в конце концов, прощение.
Далее учащиеся знакомятся с ещё одним
стихотворением, посвящённым В.А. Лопухиной, —
«Молитвой» (1837). Обращаем внимание на то, что
его М.Ю. Лермонтов записывал, находясь в
заключении (поводом к аресту послужило
стихотворение «Смерть Поэта»), на клочках серой
бумаги, куда завёртывали приносимый ему хлеб, при
помощи вина, печной сажи и серных спичек.
Вопросы для беседы
- К кому обращается герой стихотворения?
- Кем является этот герой, обращающийся к
Богородице?
- За кого молит лирический герой?
- Какой приём подчёркивает отношение
лирического героя к миру и тем самым даёт
обоснование молитвы?
- Что желает лирический герой своей
возлюбленной?
После предварительного анализа учащие
определяют, какие образы представляют земную
сферу, а какие небесную, и приходят к заключению,
что холодность земного мира не должна коснуться
возлюбленной героя. Здесь любовь
рассматривается как любовь к человеку (герой
желает счастливой жизни, полной благодати,
"покойной” старости и надёжного небесного
покровителя для души "девы невинной”), но во
всечеловеческом масштабе.
В отличие от «Молитвы» в стихотворении «Выхожу
один я на дорогу…» лирический герой хочет
ощутить в себе разные "сферы” — тело его на
земле, душа стремится к небу. Ученики выписывают
фрагменты, связанные с земным миром, это
позволяет увидеть нарастание желания
лирического героя жить с "небом” в душе, но на
земле. Рассмотренное противопоставление
открывает перед нами возможность постичь пути
достижения прекрасного. В этой связи любопытно
рассмотреть ещё одну «Молитву» (1829): это
стихотворение, быть может, приблизит нас к
обоснованию позиции лирического героя в «Выхожу
один я на дорогу…» (1841).
Учащимся предлагается написать тезисы к
вопросу "К каким сферам бытия тянется герой
стихотворения?”. В качестве примера приведём
две такие работы.
В «Молитве» герой не хочет полностью уходить
в небесное. Он любит землю и связанное с нею
("мрак земли могильной с её страстями я люблю”).
Герой "привязан” к земле, но его также волнует
спасение его души ("Пускай… освобожусь, тогда
на… путь спасенья к тебе я снова обращусь”).
Спасение можно обрести, только "оставив” земную
жизнь ("останови голодный взор… тогда… к тебе я
снова обращусь”). На первый взгляд герой не может
сделать выбор между землёй и небом, но на земле он
мыслит и чувствует, на небе превратится "сердце
в камень”. Земное — благо, а небесное — мука, так
как лирический герой — поэт, а лишив его
творчества, Бог убьёт его душу...
Лирический герой, полный переживаний и
гнетущих мыслей, обращается к "всесильному”. В
его душе два мира — небесный и земной
—взаимодействуют очень сложно. Вначале герой
говорит о привязанности к земному миру с его
"страстями” и о том, что он далёк от неба и Бога.
В своём творчестве он видит жизнь ("лава
вдохновенья клокочет на груди моей”). В конце
стиха герой говорит о небе ("Тогда на тесный
путь…”), что свидетельствует о том, что оно не
является для него спасением. Герой находится на
своём собственном пути — пути творца, поэта,
который не может ограничиваться только земной
или только небесной сферой, а хочет вобрать в
себя их разнообразие.
На доске заранее записаны вопросы для анализа
стихотворения.
- Обращение к Богу — это просьба или покаяние?
- Кем является лирический герой?
- В чём заключается основа земной жизни поэта?
- Изменится ли он, принадлежа полностью небу?
- Какой образ свидетельствует о невозможности
для героя выбрать одну из сфер мира?
Сопоставляя свои тезисы с ответами на
предложенные вопросы, ученики приходят к выводу
о стремлении лирического героя к некому
равновесию между сферами бытия, то есть к
гармонии, которая, как известно, является одной
из составляющих прекрасного. К её обретению
стремится творец.
Нельзя не заметить, как в этом стихотворении
намечается тема зла, нисходящего с неба. Развивая
мысль в этом направлении, можно плавно перейти к
изучению поэмы «Демон».
|