Цель занятия:
- Воспитывать у ребят интерес и бережное
отношение к книге – источнику знаний, интеллекта
и культуры.
- Формировать творческие умения детей,
способность к самовыражению.
Оборудование:
- Эскиз книги. Книга – источник знаний.
- Плакаты с высказываниями.
- Заповеди читателя (комплект 30штук).
- Словари.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово учителя
Наше время – время великих достижений науки,
техники, время замечательных открытий. Но из всех
чудес, созданных человеком, наиболее сложным и
великим чудом Горький считал книгу: "Это
единственная машина времени, с помощью которой
можно совершать удивительные путешествия в
невиданные страны, в прошлое, в будущее и
настоящее человечества”.
Книга – верный и неизменный наш спутник. Она
остается главным источником, из которого мы
черпаем знания.
Книга во все времена была бесценным даром. И в
самую трудную минуту люди обращаются к книге. В
годы Великой Отечественной войны бойцы с собой
носили любимое произведение, в перерыве между
боями на привале зачитывались книгами и погибали
с книгами. С томиком стихов погибла героиня
повести Б. Васильева "А зори здесь тихие” Соня
Гурвич (зачитать).
"Горящая библиотека” Дубровина.
"Поводом для написания повести послужил
конкретный случай. В только что освобожденной
Познани кто-то крикнул: "Книги горят”, и все
бросились в здание, охваченное огнем.
Вытаскивали книги, тушили огонь, чем придется:
шинелями, прямо руками”, – вспоминал Дубровин.
Стихотворение "Книголюбу”
Есть книги, как дождик по крышам,
Как милый приветливый кров,
И книги, которые дышат
Простором на стыке веков…
Как лес нельзя узнать, не углубляясь в него…
так и книга не принесет радости познания, если ты
не научишься углубляться в чтение. "Человек,
любящий и умеющий читать, – писал Паустовский, –
счастливый человек. Он окружен множеством умных,
добрых, верных друзей. Друзья эти – книги.
II. Инсценирование
Сказительница. В некотором царстве, в
некотором государстве, в ненаших краях да во
чужих землях живет да здравствует добрый гном по
имени Библиарий. Его мать повелела ему ходить по
свету, беречь книги да блюсти порядок в книжных
хранилищах-библиотеках.
Петька. И как это он повсюду поспевает?
Сказительница. Не перебивай, Петенька.
Поспевает да еще и нерадивых карает: книжки у них
отнимает. И не один он: всюду его сопровождают две
сестрицы – Аннотация и Иллюстрация. Да и сам
Библиарий волшебным даром наделен: дотронется до
книги, а она и заговорит человеческим голосом,
все, как есть расскажет.
Петька. Сказки! Небылицы! А имена-то у
сестер – закачаешься! Умора!
Сказительница. Древние имена,
латинские: Аннотация все о книге расскажет,
Иллюстрация – все покажет.
Библиофил. Ну, зачем вам, Ученому мужу,
эта книга? Вы и так все знаете. А в моей библиотеке
ей самое место.
Ученый муж. Книга… Короткое и звучное
русское имя. А древние греки ее называли медленно
и торжественно – "библиа”. Место, где хранилась
она, назвали библиотекой, хранителя книг –
библиотекарем, а любителя и собирателя их –
библиофилом.
Библиофил. Я как раз и есть библиофил.
Я люблю книги, давно собираю их и берегу, как
зеницу ока. И вот эту книгу я давно мечтал
приобрести.
Ученый муж. Да, это книга особая –
Антология. Здесь собраны стихи выдающихся
поэтов: от Ломоносова и Тредиаковского до
Вознесенского и Евтушенко.
Петька. Ух ты! И что – все стихи?
Ученый муж. Кто это? О любопытный
юноша, вам следует побывать в библиотеке, там вы
узнаете много интересного.
Петька. Вот еще! Что я там могу узнать?
Книжки молчат.
Книжка-растрепа. Ой, ой, спасите! За
мной гонится неуч Гришка и грозится меня совсем
разорвать.
Гришка. Где это чучело бумажное? Я из
нее шариков наделаю! Всех заплюю!
Петька. Во-во! Хоть польза будет от
этой макулатуры!
Учитель. Гриша, что с тобой? Зачем ты
испортил книгу?
Гришка. Подумаешь!..
Учитель. А думать надо. Книга – это
труд многих людей, это искусство…
Петька. Знаем! Слышали! Книга –
источник знаний…
Библиарий. Устал я сегодня. Столько
обошли. Но не это меня томит. Душа плачет, когда
вижу, как некоторые школьники обращаются с
книгами. Вот видите, и в этой библиотеке есть
такие горе-посетители.
Петька и Гришка в страхе ползут по сцене и
расползаются между "книжными полками”.
Аннотация. Отдохни, брат Библиарий.
Библиарий. Некогда, сестра. Ну-ка, что
ты скажешь об этой растрепе?
Аннотация. О, да это песенник. Это
своего рода антология.
Петька и Гришка. Ан-то-ло-гия? А мы ее…
Библиарий. Говори, Книга!
Книжка-растрепа.
Человек идет нехоженой тропой.
Человек готов к опасности любой.
Сам себе дает приказ: "Назад ни шага!”
А с собою у него,
Вроде вовсе ничего –
Только песня, мечта да отвага.
Аннотация. Да это же антология детской
песни.
Библиарий. Молодец, Книга! Усталости –
как не бывало! Живи долго-долго… Дари людям
песню.
Книжка-растрепа. А давайте вместе
споем.
Исполняются песни "Дважды два – четыре” и
"Чему учат в школе”.
Сказительница. Что ты плачешь, Игнаша?
Опять что-нибудь потерял?
Игнаша. Ма-а-рку!
Ученый муж. Юноша увлекается марками?
Вы – юный филателист? А можете ли нам сказать,
когда появились первые филателисты?
Игнаша. Не-а.
Справочник. Не плачь Игнаша-растеряша.
Марку ты потерял, но найдешь большее – знания.
Открывай меня на странице 169-й, читай.
Игнаша. Собиратели знаков почтовой
оплаты появились еще за три тысячелетия до нашей
эры. Ого! И одним из них был древнеегипетский
фараон Аменоптис. В годы его царствования (около
2575 г. до н.э.) в Древнем Египте была организована
почта. Почтовая марка, в нашем понимании,
родилась горазда позже: в 1840 г. Марку №1
коллекционеры назвали "черные пенни”. Ее
изобретателю – Романду Хиллу – в Лондоне
поставлен памятник. Ого! Вот это да! А вы все-все
знаете?
Справочник. Лично я – не все. Но есть
справочники самые разнообразные:
профессиональные, по различным разделам науки,
техники, искусства.
Гришка. А что такое стегозавры – вы
знаете?
Справочник. Конечно. Это один из видов
травоядных динозавров. А вообще существовало
несколько сотен видов динозавров. Были и хищные:
мегалозавры, тиранозавры. Самые крупные – это
диплодоки: они весили до 10 тонн, а длина их
составляла 20 – 25 метров.
Петька. Книга – источник знаний…
Верно сказано! Можно я возьму эту книгу?
Гришка. А я – Азбуку?
Библиофил. А я вот эту растрепанную
книгу, подклею, подлечу ее. Можно?
Библиотекарь. Ну, конечно. Берите. Я
запишу их в ваши формуляры. Приходите к нам в
библиотеку, ребята. Вас ждут интересные встречи!
Учитель. Всякий раз, когда мы подходим
к книжным полкам, нами овладевает трепетное
чувство. Многоцветные корешки, разные переплеты,
титульные листы, набранные красочными шрифтами…
Имена авторов помогают мысленно преодолеть
время и пространство…
При лампе, наклоняясь над каталогом,
Вникать в названья неизвестных книг,
Следить за именами; слог за слогом
Впивать слова чужого языка,
Угадывать великое в немногом,
Воссоздавать поэтов и века…
(В. Брюсов)
– Книги расширяют кругозор, делают нас богаче,
дают пищу уму и волнуют чувства, помогают понять
себя и окружающих, учат жить и бороться.
Библиотекарь. Книги рассказывают о
прошлом и приоткрывают завесу будущего, помогают
понять тайны природы и человеческой души,
раскрывают красоту мира и величие человека,
повествуют о достижениях науки, о подвигах и
славе, о величайших открытиях, о дерзновениях
фантазии.
Сказительница. В трудные минуты жизни
и в светлый свой час человек не разлучен с книгой:
она помогает ему укрепить веру в себя, в
торжество разума и справедливости, придает ему
силы, учит, советует, наставляет. Книги не молчат:
они наши самые умные и задушевные собеседники.
Библиарий. Да, книги не молчат,
говорите же, друзья мои!
Антология. "Книги просвещают душу,
поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем
лучшие стремления, острят его ум и смягчают его
сердце". (Вильям Теккерей)
Библиотекарь. "Занятия с книгами
юность питают, старость увеселяют, в счастье
украшают, в несчастье доставляют убежище и
утешение, дома радуют, вне дома не мешают". (Цицерон)
Учитель. А помогут вам в овладении
грамотой, в постижении смысла книг – словари.
Словарь орфографический. Помогу в
овладении грамотой.
Словарь этимологический. Расскажу о
происхождении слов.
Словарь толковый. Объясню значение
непонятных слов.
Словарь иностранных слов. Раскрою
смысл слов иностранного происхождения.
Словарь литературоведческих терминов. Помогу
понять глубину литературных процессов,
проникнуть в суть художественного произведения.
Учитель. Спасибо, друзья! Спасибо,
книги!
III. Поисково-исследовательская работа "Из
истории становления городской библиотеки г.
Тынды”
Адрес важных и интересных встреч –
библиотека.
Из истории городской библиотеки
Открыта в 1978 году, 19 июля.
Объем книжного фонда составляет 25 577 экземпляров.
Самые популярные журналы среди детей:
"Мурзилка”
"Свирель”
"Путешествие с Вилли”
Статистика говорит, что число читателей в
городской библиотеке из 2 школы около 500 человек.
Школа №2– одна из читающих в городе.
Лучшие читатели школы № 2 6"В" класс:
Ситник Дима
Киршин Андрей
Кислицын Толя
Муршудов Хаял
Школьная библиотека открыта 1 сентября 1984 года.
Библиотекарь – Новикова Татьяна Ефимовна.
Данные на 1 января 2015 года
Количество читателей – 566 человек;
Число посещений – 4914;
1–2-е классы – 890 человек;
3–4-е классы – 952 человека;
5–6-е классы – 1022 человека;
8-е классы – 612 человек;
9–11-е классы – 1186 человек;
Учителя и обслуживающий персонал – 171 человек;
Книговыдача – 5075 книг.
Наиболее популярные журналы у школьников:
"Муравейник”
"Свирель”
"Свирелька”
"Филя”
"Веселые картинки”
"Маруся”
"Юный техник”
"Веселый затейник”
"Вокруг света”
"Мир техники”
"Веселые уроки”
Лучшие читатели 6 "В" класса:
Ситник Дима
Головня Вика
После окончания мероприятия каждому из
присутствующих вручаются Заповеди читателя.
Приложение 1
Плакаты с высказываниями
- Книга не принесет тебе радости познания, если ты
не научишься углубляться в чтение.
К. Федин
- Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то
найдешь большую пользу для души своей.
Нестор-летописец
- Добрые люди и не подозревают, каких трудов и
времени стоит научиться читать.
И. Гете
- Литература – наше сокровенное средство
общения.
Приложение 2
Заповеди читателя
- Чтение – одна из важных и серьезных работ.
- Не жалей на чтение ни времени ни сил. Станешь
интересным человеком, эрудитом.
- При первом знакомстве с книгой, вчитывайся и
вдумывайся в ее заглавие, ознакомься с ее
оглавлением, введением.
- Читая книгу не торопись. Не "глотай” ее,
размышляй над прочитанным. В случае затруднения,
обращайся к словарям.
- Возвращайся к прочитанному, перечитывай
наиболее интересное.
- При чтении делай записи, выписки, заметки.
- Постоянно борись с ленью мышления и
воображения, они злейшие враги.
- Не бросай книги недочитанными.
|