Материалы
к литературно-лингвистической игре в рамках «Недели русского языка и зарубежной
литературы» можно использовать апробированные виды работы с русским словом,
фразеологизмом, пословицей и т. д.
Предлагаемая
ниже игра проводилась между учащимися 9-х классов.
1.
Обо всем понемногу (разминка)
1.
У Лаврентия Зизания их было всего 1061 («Лексика», 1596), а у Памвы Берьшды в
1627 г— уже около 7000 (<Лексикон>), что современникам казалось
невероятным. Самый большой из современных нам содержит свыше 200 000, и все
знают, что это едва ли треть от существующих. Их количество продолжает расти. О
чем идет речь? (О словарном запасе русского языка)
2.
Скороговорка
Замечательно
владеть языком в такой мере, чтоб действительно «скоро» произносить эти
замечательные «упражнения», развивающие правильную артикуляцию. Команды
знакомятся с текстом, назначают «исполнителя», предварительно выбрав себе
задание.
.
Были галчата в гостях у волчат.
Были
волчата в гостях у галчат.
Нынче
волчата галдят,
как
галчата, и, как волчата, галчата молчат.
.
Солнце садится, струится водица,
Птица—синица
в водицу глядится.
Чистой
водицы синица напьётся —
Славно
сегодня звенится-поётся.
3.
Поясните лексическое значение слов.
Одновременно
две команды получают карточки с заданием — спич (англ. реес1i — речь — короткая
застольная речь по поводу торжества, юбилея) — утопия (мечта, фантазия, вьдумка
— от греч.— место, которого нет. Томас Мор «Утопия». В романе описан
фантастический остров, где было создано идеальное общество)
4.
Закончи фразеологизм.
Одновременно
две команды получают карточки с заданием.
Дрожит
. .. (как осиновый лист); Катается . .. (как сыр в масле);
Сидеть
. . . (сложа руки);
Знать
. . . (как свои пять пальцев); Выводить ... (на чистую воду).
5.
Устное народное творчество
1.
Дополните недостающую часть пословицы. Команды задание получают по жребию.
Вариант
1
.
... а пораньше вставай и свой затевай. (На чужой каравай рот не разевай);
.
Вкус вкусу не указчик:
(кто
любит арбуз, а кто — свиной хрящик).
Вариант
2
.
... но глупо упорствовать в своих ошибках. (Человеку свойственно ошибаться);
.
Собака на сене...
(Сама
не жует и корове не дает). Пока команды работают, дается аналогичное задание и
болельщикам:
Повторение
— мать учения и.. . (прибежище для лентяев).
2.
Отгадайте загадку:
Родила
Алёнка ребенка — без рук, без ног, одна головёнка. (Яйцо)
3.
Какая русская сказка наглядно демонстрирующая — дежа вю (принятие неизвестного
за известное)
повествует,
что тело человека состоит из нескольких оболочек — физического тела, эфирного, астрального,
ментального и т. д. (Сказка о Кощее Бессмертном, жизнь которого заключалась в
яйце, яйцо ларце и т. д.)
4.
Приведите пример (литературный, когда точное исполнение работником условий
трудового договора привело к работодателя. (Сказка о попе и работнике его Балде
А. С. Пушкина)
Пока
команды работают — задание болельщикам:
Что
говорят русские, когда китайцы по этому поводу высказываются: «Когда река
станет чистой»? (Когда рак на горе свистнет)
Литература
1.
В 1791 г.
в России появилась книга под названием: «Не любо — не слушай, а лгать не
мешай». Это название было дано переводчикам, а как ее назвал автор?
(«Повествование барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в
Россию»)
2.
2 года 8 месяцев и 27 дней ей угрожала смертная казнь. Будучи лишенной свободы,
она родила троих детей и только после этого была помилована. (Шахразада)
3.
В 1987 по решению ЮНЕСКО мировая общественность отмечала 800 лет этому
произведению. Юбилейные торжества показали, что не перевелись еще
исследователи, ставящие под сомнение его подлинность. Что это за памятник
славянских народов? (Слово о полку Игореве)
Откуда что пошло
1.
Что можно было разглядеть сквозь светлую кожу испанцев, в роду которых не было
мавров? Возникновение какого фразеологизма связано с этим? (Голубые вены.
Голубая кровь)
2.
Полосу пахотной земли шириной в две сажени в старину размечали кольями. Как
говорили о тех, кто лишался даже этого средства к существованию? (Ни кола, ни
двора)
3.
У римлян четверг был посвящен богу грома — Юпитеру, у славян — Перуну, у немцев
четвертый день недели носит название «доннерстаг» — «день грома». Этому богу
они возносили молитвы о дожде. Какой фразеологизм родился в связи с этими
надеждами? (После дождика в четверг)
4.
Согласно славянским представлениям, лекарь должен был уметь беседовать с
больными. Как стали называть таких специалистов со временем? (Врач — от слова
врать)
5.
древнейший обряд вызывания дождя у язычников-славян выглядел так: женщины-жрицы
выливали на землю воду из больших сосудов — чар. Какое название получил этот
обряд? ( Чародейство)
6.
Практикующий в Москве немецкий доктор Лодер первым познакомил русских со
способом лечения минеральными вода ми, обязывая пациентов продолжительное время
прогуливаться после их питья. Как в народе стали называть его
«праздношатающихся» пациентов? (Лодыри)
Дополнительный
материал
1.
В Талмуде сказано: «Не тот умен, кто умеет отличить добро от зла, а тот...».
Кто же умен по-настоящему согласно Талмуду? (<... Кто из двух зол умеет
выбрать меньшее)
2.
Екатерина II скупила по всему миру
произведения искусства, чтобы поместить их в «уединенное убежище». Как мы его
теперь называем? (Эрмитаж, буквальный перевод с французского)
3.
В 1725 году ранним весенним утром жители Санкт-Петербурга были подняты с
постелей тревожным набатом, обычно возвещавшим о наводнении. К счастью, все
обошлось, а с того дня утвердилась традиция, которая существует до сих пор.
Какая? (Первоапрельских розыгрышей)
4.
Если человек любит себе подобных, то он — филантроп, а если не любит, то тогда
кто он? (Мизантроп)
5.
Веста в римской мифологии была богиней домашнего очага, и поэтому вход в каждый
дом посвящался ей. Какое название он получил? (Вестибюль)
6.
В старину неграмотные люди носили повсюду с собой палочки или дощечки для
записи всевозможных заметок, отмечая их зарубками. Какое название имели эти
своеобразные блокноты? (Носы. отсюда — рубить на носу)
7.
В Римской империи в качестве денежного эквивалента котировалась соль. Очевидно,
поэтому появившуюся в З 12 году новую золотую монету назвали сольдиусом
(сольдо). А как стали называть наёмников и легионеров, с которыми расплачивались
этой монетой? (Солдаты)
8.
Каким продуктом кормили наши предки молодоженов целый месяц после свадьбы?
Какое выражение с этим связано? (Медом, медовый месяц) .
9.
На Руси считалось, что крепостник, не умеющий рукоприкладствовать, в помещики
не годится. Как таковых называли? (Ни в зуб ногою)
10.
Как на Руси называли купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и
обвесы покупателей? (Разгильдяи)
Язык
— наше национальное богатство наша гордость «Богатым и прекрасным» называл его
А.С.Пушкян Н М Карамзину представлялось, что русский язык «в самородном
богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая,
величественная река». «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и
подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще
драгоценнее самой вещи»,— писал Н. В. Гоголь.
В
годы самых тяжелых испытаний русские люди стремились сохранить в
неприкосновенности свое величайшее сокровище — язык. Обращаясь к писателям, И.
С. Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот
клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». И, словно
откликаясь на этот призыв, из блокадного Ленинграда Анна Ахматова отвечала
стихами суровых военных лет:
...мы
сбережем тебя, русская речь, Великое русское слово.
Сберечь
по-настоящему можно лишь то, что любишь, что особенно дорого. А то, что любишь,
нельзя не знать. Ведь для того, чтобы уметь обращаться со словом, надо его
понимать, надо знать его историю. «Обращаться с языком кое-как — значит, и
мыслить кое-как: неточно, приблизительно, не верно». Так сформулировал
отношение к языку А. Н. Толстой.
А
сколько в истории языка удивительных загадок! Разгадать их дано лишь тем, кто
по- настоящему любит и ценит русское слово. Прав К. Г. Паустовский, когда
писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных
возможностях лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и
чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
|