Добрый день, дорогие друзья!
Добрый осенний день!
Мы рады вас приветствовать в нашей музыкальной
гостиной!
"Песня сочиняется не с пером в руке, не на
бумаге, не со строгим расчетом, а в вихре, в
забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая
равнодушное, обыкновенное положение, становятся
свободнее, руки невольно вскидываются на воздух,
и дикие волны веселья уводят от всего… оттого
поэзия в песнях неуловима, очаровательна,
грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более
доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше
сказать, поэзия поэзии” – говорил Н.В.Гоголь. И с
этим нельзя не согласиться.
И сегодня мы будем говорить о поэзии поэзий –
авторской песни.
Говоря об авторской песни, часто имеют в виду
движение, объединяющее поэтов, композиторов,
исполнителей и почитателей этого жанра.
Наверное, не столь важно, как назвать –
авторская, или самодеятельная или бардовская
песня. Главное – глубоко содержательное
поэтическое слово и душевное, щемящее сердце
своей простотой наивностью, чистотой и
мелодичностью звучание гитары.
Но… предоставим слово специалистам, которые
глубоко изучили историю этого вопроса.
ГРУППА "ИСТОРИКИ”
Принято считать, что движение авторской песни
– это наше отечественное явление, которое
возникло в 50-е годы ХХ века, когда на фоне
тоталитарного вранья и лицемерия, возведенного в
государственную политику, появилась
настоятельная необходимость в глотке свежего
воздуха, свободы, правды. Но авторская песня –
явление общемировое и возникло тысячи лет тому
назад. Необходимость в подобных уточнениях в том,
чтобы мы отчетливо видели те гигантские
многовековые корни человеческой талантливости,
которые питают стремления человека к
гармоническому раскрытию своей натуры.
В 1157 г. в Киеве появилась книга-песенник, где над
строками кириллицы воспроизведены музыкальные
знаки.
1187 г. – дата создания знаменитого "Слова о
полку Игореве”, написанного в ритмически-
напевной форме.
В XVI веке появился стихирарь "Творения Царя
Иоанна, деспота (властелина) Московского, в
котором тексты и музыка написаны
собственноручно Иваном Грозным. В Успенском
соборе московского Кремля "стихиры”
исполнялись при большом скоплении народа.
В средневековой Европе, в Исландии IX века,
существовала поэзия скальдов, причем
письменность здесь появилась лишь спустя три
столетия.
В X–XV веках миннезингеры, мейстерзингеры,
трубадуры оставили последующим поколениям
записи своих стихов и нотных знаков.
Неистребимое человеческое стремление к
поэтическому и музыкальному творчеству
существовало на протяжении веков и поныне
является неотъемлемой частью общечеловеческой
культуры.
Авторскими песнями, как правило, называют
песни, создаваемые в основном
непрофессиональными авторами. Эти произведения
отличаются широтой охвата личных и общественных
явлений, искренностью чувств, социальной
справедливостью и активностью, высотой
нравственных критериев. Чаще всего автором
стихов и музыки, аккомпаниатором и исполнителем
является один человек, который органически, для
себя "творит” в рамках цельной категории "
песня”.
Авторская песня стала своего рода протестом
против поверхностного искусства, имитации
чувств. Она противостоит развлекательной
эстрадной песни, для которой важны, главным
образом, ритм, пестрота, световые эффекты,
доходчивые слова…Развлекательная песня –
явление музыкальное, авторская песня – прежде
всего литературное. Она пишется думающими людьми
для думающих людей…
Хотелось бы добавить о понятии "бард”.
Историки говорят, что известно оно со II
тысячелетия до н.э., бардами называли кельты
одного из служителей их соединенной с властью
религии. Бард – один из теократических чинов. Как
у русских – поп, дьякон, дьячок. Дьячок, кстати, не
просто нижний чин, а еще и псаломщик, поющий
служитель церкви. У кельтов, в их иерархии, выше
бардов стояли филиды, а потом уже друиды.
Вероятно, как и дьячок, бард у кельтов тоже пел, и
факт, что бардами были у них не только мужчины, но
и женщины с их более чувственными, чем у мужчин
голосами. Что за религия была у друидов известно
мало, сохранилась она преобразовано больше всего
у бриттов, кельтского племени, вытесненного
англосаксами из Британии на континентальную
Бретань. Бесспорно для всех, интересующимися
кельтами, что друиды широко использовали в своей
культовой практике магию. Магия же – это не
только способ сверхъестественного влияния на
людей и природу, но, прежде всего, метод
постижения реальностей видимого и невидимого
мира. Все древние верования владели средствами
волшебства. Утверждалось, что пришедшие на смену
древним новые религии были более совершенны, а
сгинувшие – примитивные, далекие от истинного
Бога, глубокая ошибка, цена которой
вероятностный грядущий крах нынешней
цивилизации.
Исходя из сказанного, барды кельтов, наверняка
в своих песнопениях, применяя магию, обязательно
достигали воздействия на своих слушателей,
настоящего чуда.
Выскажу еще неожиданное предположение, не
слишком обоснованное, но любопытное. Омские
энтузиасты полагают, что на их территории
минимум 100 тыс. лет назад процветала культура,
наследница гиперборейской, первоначальной и
весьма продвинутой цивилизации на нашей планете.
Из сибирских земель Рассении и Асии при
изменении климата 40 тыс. лет назад расселялись
предки нынешних народов, создали они и
первоначально единый, без западных, восточных и
южных, этнос славян.
Название " славяне” происходит от понятия "
слава” или "слово”, а, может, и от обоих разом.
Славянские волхвы, как известно, кудесники.
Гусляры и бродячие сказители долго сохраняли на
Руси явление начальной традиции. Так вот, моя
гипотеза в том, что барды и кельты пришли из
Сибири, от славян, доказали им волшебство мудрого
слова, стали помощниками друидов.
Из мрака неясностей тысячелетий вернемся к
нынешним бардам, сохранив, как тезис моих
рассуждений, посылку о магических способностях
изначального барда. Современные барды – это
авторы и исполнители, так называемой, авторской
песни.
Не правда ли странно: есть просто песня, а тут
еще " авторская песня”, как будто у других песен
авторов нет?
Дело не только в профессиональном статусе
эстрадных певцов, в отличие от бардов. Полагаю,
что исполнители авторской песни ярче и
определеннее самовыражаются, говорят со
слушателями и друзьями всегда от первого лица,
показывают личную жизненную позицию или
настроение узкого круга людей. Пусть не все они
соглашаются с названием и гордятся высоким
именем” бард”, пусть многие в погоне за ветреной
модой включают себя в откопанный в близком
прошлом некий эстрадный " шансон”. Время и
история ставят обычно все по своим местам…
Бардами навсегда можно назвать великих и
знаменитых поющих поэтов, на долгие времена
остающихся нашими современниками. Их список не
так уж мал. Для себя мы называем Александра
Галича, Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого,
Юрия Визбора, Юрия Кукина, Александра Розенбаума,
Андрея Макаревича, Олега Митяева, Игоря
Талькова…
Гаснет свет, Зажигаются свечи, звучит песня
И.Талькова " Чистые пруды”, читается стих.
Приложение
1
Все началось с кассеты, на которой эксклюзивное
интервью с И.Тальковым. Оно нигде не было
опубликовано, оно не звучало в эфире. Вам
предоставляется возможность услышать его здесь
и сейчас
Игорь Тальков. Поэт, певец, композитор. Но
отношение к нему неоднозначное. Бесспорно одно:
Тальков – неординарная личность, одаренная
натура, талантливый человек. Его творчество
многопланово и разнообразно: кого-то покорила
мелодичная лирика, кого-то ближе рок-бардовские
баллады, кто-то получает энергетический заряд от
прослушивания остросоциальных песен,
политизированных, но не имеющих иной
направленности, кроме любви к родной земле,
тревоги за настоящее и будущее своего народа,
России.
Звучит песня " Родина моя” И.Талькова.
Тальков – патриот, все, что он делает, делает
искренне и не напрасно, поскольку все его песни
актуальны, созвучны мыслям и нерву всего
русского народа. Кем бы он ни был по убеждению,
каких бы взглядов ни придерживался, его
творчество не может не заинтересовать умеющего и
желающего думать человека.
Можно не быть историком, философом,
интеллектуалом (хотя Талькову все это присуще),
но нельзя быть нечестным, если хочешь быть
понятым.
Так вот, сила творчества Талькова – в его
честности. Он не пишет и не поет о том, чего не
чувствует, при этом его песни – не просто мысль,
облаченная в стихотворно-музыкальную форму, но
состояние души. Он боролся своими песнями против
косности, хамства, безверия и бездуховности. И
перед своим последним концертом Тальков, как
перед боем, не просто облачался во все чистое,
веря в то, что зритель должен видеть у микрофона
не только артиста, но и доктора человеческих
болезней. Сейчас остались его горькие лекарства-
песни, которыми Тальков лечил наши сердца,
которыми заставлял нас задуматься.
"Природа не может творить по приказу”
И мы согласны с этим.
" Песни – это кратчайший путь к сердцу и уму
человека…” – писал И.Тальков в своей книге
"Монолог”. И это так! Песня рождала жизнь, и их
авторов вдохновляли герои. 80-е годы XX века –
смутное время в России.
Давайте послушаем песню И.Талькова
"Глобус”.
Однажды в Минске во время гастролей,
посвященных памяти погибших в чернобыльской
катастрофе, после одного из концертов к Талькову
подошел журналист и задал вопрос: "Почему
сегодня вы пели песни только политического
содержания? Разве проблемы экологии вас не
волнуют?”. "Волнуют – ответил Игорь, – именно
поэтому я пою о политике” Журналист его не понял.
Игорь не стал ничего объяснять, полагая, что
человеку, прожившему полжизни и не понимающего,
что экология и политика взаимосвязаны, объяснять
что-либо бесполезно. "Я убежден в том, – сказал
Игорь, – что, если бы страной, на территории
которой произошла чернобыльская трагедия,
правили люди, взрыва бы не произошло. Природа
объявила нам войну, и правильно сделала! Еще
древние предупреждали: "Живите в согласии с
природой, любите ее, не противоречьте ее
законам”. Мы созданы природой, а не природа нами,
поэтому нет ничего глупее изречения: "Человек –
хозяин природы”.
Звучит песня И.Талькова " Россия”.
1917 год объявил войну Богу, значит, и природе, а
"природа не может творить по приказу, и совсем уж
понятно, не может и Бог! "С этого момента, как мир
раскололся на две противоположные системы,
началась гонка вооружений, милитаризация
космоса; следствие: нарушение воздушных течений,
постоянное зондирование атмосферы, изобилие
искусственного железа в ней, подземные
испытательные взрывы и прочее. Результат:
дисбаланс жизнестихии. Многочисленные
химзаводы, как правило, наполовину
засекреченные, губят отравленную выбросами
атмосферу и водоемы, умерщвляют флору и фауну.
Он был убежден в том, что мир, не разделен на две
системы – антиподы, больше бы думал о мире,
нежели о войне, то есть о судьбе природы, о ее
здоровье, об экологи, так что, как ни крути,
политика и экология находятся в прямой
зависимости друг от друга.
В юности Игорь увлекался астрофизикой. Узнав о
состоянии здоровья нашей планеты на 1978 год, он
написал песню, которая актуальна и по сей день.
Звучит песня И.Талькова "Маленькая
планета”.
В одном из интервью Игорь сказал, что не поет
эту песню, поскольку экология зависит от
политики, а не политика от экологии, и в первую
очередь нужно решать вопросы, связанные с
доминирующей причиной.
В1987 году он не пел песню "Чистые пруды”, хотя
она стала популярна, а вместо нее пел "Чистые
пруды-2”.
На наш взгляд, текст этой песни достаточно
полно объясняет отношение к взаимосвязи
политика и экологии.
Звучит песня И.Талькова "Чистые пруды-2”.
"НА ПРИВАЛЕ, А НЕ В СТРОЮ…”
А когда затихают бои,
На привале, а не в строю,
Я о мире и о любви
Сочиняю и пою.
Любовь – это принцип существования всего
сущего на Земле. Ради нее и во имя ее рушатся и
возрождаются государства, системы, миры,
совершаются войны, люди становятся отпетыми
негодяями, либо святыми.
А.С.Пушкин устами одного из своих героев изрек:
"Сладостное внимание женщин – почти
единственная цель наших усилий”
Политики, которые ставят высшей целью своей
деятельности не достижение любви и гармонии, а
факты победы, – это лжеполитики, азартные,
бездуховные игроки.
Зрителей, приходящих на концерты Талькова,
удивляло сочетание несочетаемого в его
творчестве: мягкие, лирические песни о любви
звучали на фоне резких политических, кричащих
композиций. Как сам объяснял Игорь: "И те, и
другие – суть, компоненты моей души. Я не сочиняю
специально, я пишу только тогда, когда что-то
глубоко волнует”
Звучит композиция " Моя любовь” И. Тальков.
Любовь может победить Зло. Для того чтобы дать
возможность произрасти и расцвести настоящему
высокому чувству, нужно подготовить благодатную
почву. Игорь говорил так: " Я перефразирую
известное выражение "Добро должно быть с
кулаками” в "Любовь должна быть с кулаками”, не
в буквальном смысле, конечно. Любовь должна быть
защищена”.
Любовь – это стимул к жизни, вечный поиск,
единственная возможность роста и
совершенствования.
"Мои песни о любви выполняли и продолжают
выполнять функцию врача-анестезиолога, частично
вбирая в себя душевную боль. Может быть, поэтому
они у меня такие грустные”
Люди, наделенные способностью влюбляться, как
правило, фантазеры. Влюбленность – это еще
далеко не любовь, хотя нам очень хочется считать
ее любовью. Мы начинаем наделять тех, кто
затронул струны нашей души, качествами, не
присущими им. И когда чаша несоответствия
переполняется, наступает пустота, вакуум,
который ничем не заполнить. В такие моменты
хочется уйти от мира, от себя, а порой и из жизни.
Но время лечит, мы теряем, опять находим и снова
теряем, но все же… "Несвоевременность – вечная
драма, где есть он и она – это удел землян. Любовь
легко придумать, но найти очень трудно”. По этому
поводу очень хорошо высказался Николай Рерих:
"Жить трудно, мой мальчик. Помни приказ: жить, не
бояться и верить, оставаться свободным и сильным,
а после удастся и полюбить”.
А сейчас вашему вниманию представляем песню
на слова и музыку И.Талькова "Летний дождь” в
собственном исполнении.
С Игорем была рядом женщина, которая роднее и
ближе всех когда-либо окружавших его. Он как-то
сказал: " Она не похожа ни на одну из придуманных
мною, но она достойна большой и настоящей любви.
Порой мне кажется: то, что я искал за горизонтом,
всегда было рядом, только я этого не замечал.
Успокаиваюсь одним: наших отношений никогда не
касался обман”. Люцифер – отец лжи. Берегитесь
обмана – его детища. Где начинается обман, там
заканчивается любовь. И как бы ни сложилась
жизнь:
Расстаться можно и любя,
Боль рассосется понемногу,
Но только, обманув себя,
Мы обмануть не сможем Бога.
"НЕТ НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ ПРАВДЫ!”
Тальков писал: " Я уязвим, как и любой человек,
меня терзают искушения, я грешу, как все. Но…
нельзя переходить грань Божественного
терпения.”
Как ни странно, его ахиллесовой пятой оказалась
любовь. " Я влюблялся не однажды со всей силой
земной страсти, но последняя была гибельной.
Понял, что умру, если не смогу победить ее”.
Приложение
2
Звучит песня " Память” И. Талькова.
Память уже не жалит,
Мысли не бьют по рукам,
Я тебя провожаю
К другим берегам.
Ты – перелетная птица,
Счастье ищешь в пути,
Приходишь, чтобы
Проститься и снова уйти…
"Верить надо в разум, ну а жить душой”, –
так говорил Игорь Тальков.
"Мой идеал, – пишет Игорь, – Иисус Христос.
Человек – создание Божье, и создан он по образу и
подобию Создателя. Планета Земля существовала и
процветала до появления человека. Земля –
голубая жемчужина Вселенной, и несколько сотен
миллионов лет тому назад неописуемую красоту
этой воплощенной мечты Господней должен был
довершить человек, созданный Богом красивым,
гармоничным, бессмертным. Орудие дьявола с Богом
– человек. Уничтожив одних людей руками других,
дьявол уничтожает и последних. Победа над каждым
человеком в отдельности, а значит, над
человечеством в целом – цель работы Люцифера с
Богом.
Не в силе Бог, а в Правде. И если Правда
побеждает в невероятных условиях, значит,
сильнее Правды ничего нет. Стремление к Правде –
движение к победе над злом. Истинная вера в Бога
– защита от Зла”.
"И я вижу, – писал Игорь, – как люди тянутся к
свету, к Богу, к Правде, и с каждым новым днем
прозревают еще несколько слепых, поэтому никогда
не превратится в черную глыбу, бессмысленно
бороздящую космическое пространство”
Звучит песня "Я вернусь” И.Талькова.
Все случилось так быстро и внезапно и по чьей-то
неведомой нам воле. Его больше с нами нет. Он был
поэтом. Его творчество вызывает самые разные
эмоции – радость, печаль, негодование, но никогда
– равнодушие. В его песнях – боль за униженную
гордость народа, страдания человека, осознающего
глубину трагедии своей земли. И отсюда, возможно,
сценический образ только что вернувшегося с поля
боя, понесшего огромные потери, но непокоренного
русского воина-защитника. "РОДИНА моя! Скорбна и
нема. Родина моя, ты сошла с ума!”, "Ты то
страдаешь и грустишь, переживаешь и молчишь, ты
молишься…”
Проникаешься уважением к нему за то, что не
отстраняется он от своего народа, от своей
Родины, а горюет и печалится и любит ее как сын.
Его песни помогали уровню национального
самосознания россиян тогда, когда все охаивали
русских. Он пел о боли настоящих русских людей,
оторвав их из того ряда привычных уже синонимов
– оккупанты, коммунисты, советские. Думаю, что в
жизни он отстаивал свою независимость и оберегал
свое достоинство даже от малейшего
посягательства постоянно и болезненно, ощущая
себя сыном некогда гордой и богатой, а теперь
растерзанной страны.
Говорить о таком человеке в прошедшем времени
не получается. Он такой же человек, как и все мы.
Вот только веры в страну и народ, любовь к жизни и
России, да и таланта у него побольше … Было…
Приложение
3
Внимательно вдумайтесь в слова И.Талькова:
Я пророчить не берусь,
Но точно знаю,
Что вернусь.
Пусть даже через 100 веков
В страну не дураков,
А гениев.
И поверженный в бою,
Я воскресну
И спою
На первом дне рождения
Страны, вернувшейся с войны…
И очень отрадно, что слова Игоря оказались
пророческими. Поэты не рождаются случайно. Они
пророки. Таким был и Игорь Тальков. Он хотел,
чтобы мы увидели мир его глазами и постарались
чуточку измениться к лучшему. Хочется верить, что
песни Талькова вдохновляют людей, заставляют
думать, двигаться к истине, значит,- не зря жить. А
если это так, – то не все еще потеряно.
В память о сегодняшней встречи мы хотели бы вам
подарить небольшие сувениры.
Вручение сувениров.
До скорой встречи в нашей музыкальной гостиной!
|