Занятие тесно связано с предшествующим циклом уроков по изучению творчества
поэтов "Серебряного” века. Учащиеся, проникая в мир поэтов, знакомятся с их
эстетическими и нравственными позициями, благодаря чему получают основу для
духовно-нравственного совершенствования, развивая при этом творческие
способности и читательскую культуру.
Этот материал можно использовать при проведении праздника влюблённых в день
святого Валентина.
Цель занятия:
- пробудить у ребят интерес к творчеству поэтов;
- показать редчайший дар любви;
- формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства:
литературу, музыку;
- способствовать восприятию нравственных качеств.
Оформление: в зале на столах горят свечи, вазы с цветами; на стендах
портреты поэтов, выставка книг, творческие работы ребят; музыкальное оформление
(лирические мелодии, записи песен по сценарию); слайды о жизни поэтов, по
материалам их произведений; столики для ведущих и гостей.
Ход занятия
1. Под звуки лирической мелодии гости и участники занимают свои места за
столиками в зале. Гаснет свет и при романтическом мерцании свеч начинается
занятие.
Учитель.
В душе померк бы день, И тьма настала б вновь, Когда бы на земле
изгнали мы любовь, Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце
нежил, А кто не знал любви, тот всё равно, что не жил.
Ученик.
Любовь – это самое древнее и самое великое чувство. Люди пытаются
объяснить это загадочное состояние человека. Не одно поколение писателей,
поэтов, музыкантов выразили это чувство в слове и музыке. Эта тема всегда нова и
неповторима для каждого приходящего в этот мир.
2. Учитель.
Сегодня мы попытаемся с вами понять, что такое любовь, что значит любить. Как
рождается любовь? И какой она бывает?
Звучит отрывок из песни "Эхо любви” в исполнении Анны Герман и Льва
Лещенко, демонстрируются кадры из кинофильма "Судьба”/.
Ведущий 1.
Сегодня мы посетим прекрасный мир любви, прикоснувшись к страницам книг,
услышав волнующие сердце мелодии.
3. Ведущий 2.
Очень точно описала пробуждающуюся любовь Анна Ахматова: "Здесь всё -
ожидание, трепетное волнение, тайная и сладкая боль, музыка ещё неведомого
чувства”.
Чтец 1: Анна Ахматова "Любовь”.
(на фоне лирической мелодии и чтения стихов демонстрируются слайды
фотографий, материалов о жизни А. Ахматовой)
Ведущий 3.
Сколько загадочного скрывает в себе это слово – ЛЮБОВЬ!
Ведущий 4.
Любовь всегда была источником вдохновения поэтов.
Ведущий 3.
В одном из писем к Любови Дмитриевне Менделеевой Блок писал: "Ты моё Солнце,
моё Небо, моё Блаженство, я не могу без тебя”.
Ведущий 4.
Ей, Любови посвящено столько неземных по своей силе и красоте стихотворений,
сколько бы хватило на жизнь не одной женщине. Но она была одна, таинственная его
Прекрасная Дама.
Чтец 2: Александр Блок "Она молода и прекрасна была…”.
(на фоне лирической мелодии и чтения стихов демонстрируются слайды
фотографий, материалов о жизни А. Блока)
4. Ведущий 1.
Анна Ахматова была знакома с Николаем Гумилёвым с гимназических лет. Она
достаточно холодно относилась к ухаживаниям Гумилёва и не соглашалась на брак
целых 7 лет, но в 1910 году они обвенчались.
Ведущий 2.
Ближайшая подруга Ахматовой Валерия Фуневская писала в своих воспоминаниях:
"Они были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих
"сизых голубков”. Спустя годы они расстались.
Чтец 4: Анна Ахматова "Песня последней встречи”.
Ведущий 3.
Любовь! От неё расцветает мир, зажигаются глаза и сердца влюблённых.
Ведущий 4.
Любовь у Ахматовой – грозное, повелительное, нравственно чистое,
всепоглощающее чувство, заставляющие вспомнить библейскую строку: "Сильна, как
смерть, любовь – и стрелы её – стрелы огненные”. Этим Ахматова всегда будет
близка читателю даже через многие и многие годы.
Анна Ахматова "Сжала руки под тёмной вуалью”.
( голос автора, запись).
5. Ведущий 1.
На Руси не зря говорили о любви: "Тайна сия велика есть”. Сила и величие
любви в её неповторимости.
Чтец 5: Ольга Высоцкая "Любовь”
(на фоне лирической мелодии и чтения стихов демонстрируются слайды
фотографий, материалов о жизни О. Высоцкой)
6. Ведущий 2.
5 мая 1911 года Марина Цветаева приехала в Коктебель, здесь произошла встреча
с Сергеем Эфроном. Любовь с первого дня – и на всю жизнь.
Письма, которые они писали друг другу невозможно читать бесстрастно. Это -
потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня. Именно ему,
любимому мужу, другу она подарила свои лучшие стихи.
Чтец 6: Марина Цветаева "Я с вызовом ношу его кольцо…”
"Мне нравится…”, поёт и играет на гитаре ученица.
(на фоне лирической мелодии и чтения стихов демонстрируются слайды
фотографий, материалов о жизни М. Цветаевой)
7. Ведущий 1.
Любовь сложное и таинственное человеческое чувство.
Ведущий 2.
(звучит фонограмма греческой мелодии "Сиртаки”)
Древние греки связывали появление любви с рождением из белой пены морских
волн вечно юной, прекраснейшей из богинь – Афродиты. С тех пор Афродита, а
вместе с нею и любовь царят над миром. Свою волю Афродита выполняет через сына
Эрота, весёлого, шаловливого, коварного, а подчас и жестокого.
Ведущий 3.
Носится Эрот на своих блестящих золотых крыльях над землями и морями, в руках
его маленький золотой лук, за плечами – колчан со стрелами. Никто не защищён от
этих стрел. Без промаха попадает в цель Эрот.
Ведущий 4.
Его стрелы несут с собой радость и счастье, но часто несут они страдания,
муки любви и даже гибель. Сеет Эрот своими стрелами то счастье, то горе, то
добро, то зло.
8. Чтец 7: Лопе де Вега "Любовь, зачем ты мучаешь меня?”.
(на фоне лирической мелодии и чтения стихов демонстрируются слайды
фотографий, материалов о жизни Лопе де Вега).
Ведущий 1.
Любовь бывает разной: счастливой и горькой, взаимной и безответной, любовь –
радость и любовь – страдание. Но настоящая любовь всегда возвышает человека,
делает его чище.
Звучит "Песня о любви” слова: Н. Доризо, музыка: М.Фрадкин.
9. Учитель.
Любовь – над бурей поднятый маяк, Не меркнущий во мраке и
тумане. Любовь – звезда, которую моряк Определяет место в
океане.
Ученик. (В.Шекспир, отрывок из сонета 116).
(на фоне лирической мелодии и чтения стихов демонстрируются слайды,
материалов к произведениям В. Шекспира)
Влюблённому человеку хочется петь романсы, читать стихи Великих поэтов.
Под влиянием этого чувства многие из вас уже написали свои стихи.
10. Дети. Чтение стихов собственного сочинения о любви.
Ведущий. Прекрасно, что юношеское чувство любви посетило столько наших
сверстников, что оно принесло столь красивые и яркие впечатления, воодушевило на
поэтическое творчество.
11. Учитель.
Любви дают самые различные определения. Какое определение слову "любовь”
дадите вы?
- Любовь – самое хрупкое, самое ранимое из всего, что существует на
свете.
- Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет (пословица).
12. Учитель.
Да, любовь торжествует над миром. Она вне возраста, вне времени. О любви
написано много. О ней слагают романы и стихи: А.Ахматова, М.Цветаева, А.Блок,
В.Шекспир…, перечислить всех невозможно. Они помогают осознать нам, что любовь –
это великое чувство и ради него люди совершают чудеса и подвиги. Пока жив
человек на земле, пока бьётся его сердце, он будет воспевать любовь.
Верьте в великую силу ЛЮБВИ!
Свято верьте в её крест побеждающий,
В её свет, лучезарно спасающий
Мир, погрязший в грязи и крови.
Верь в Великую силу ЛЮБВИ!
Звучит песня А.Пахмутовой на слова Н.Добронравова "Нежность”. (Музыка
звучит громко, затем всё тише и тише).
Ведущий №1.
Наша встреча подошла к концу, мы желаем вам любви и счастья.
|