Задачи: 1.Показать учащимся жестокость войны, принесшей нашей стране огромные бедствия, гибель миллионов людей. 2.Развивать интерес к истории, литературе периода Великой Отечественной войны
3.Воспитывать в учащихся чувство сопереживания народам, втянутым в
военное действия в ХХI веке. Воспитать патриотов своего государства,
интернационалистов, чтить память тех, перед чьим подвигом отступила
война. Выдающаяся победа Советского Союза над фашисткой Германией
явилась всемирно-историческим событием, имевшим огромное меж-дународное
значение. Фашизм был разбит. Советская Армия разгромила и уничтожила
свыше 500 немецких дивизий и около 100 дивизий сателлитов Германии.
История еще не знала такой жестокой, кровопролитной и уничтожающей
войны, какой была вторая мировая война. Особенно тяжелой, разрушительной
эта война была для советского народа. Вторжение гитлеровцев принесло
нашей стране ог-ромные бедствия. Гибель двадцати миллионов лю-дей. Война
явилась величайшем испытанием и про-веркой всех сил народа, и эту
проверку советские люди выдержали с честью. С каждым днем все больше и
больше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Но время не
властно над памятью людей. Памяти погибших в Великой Отечественной войне, 65-летию Победы над фашизмом посвящается. Гудят колокола памяти. Звучат колокола, Слышали Вы в Хатыни траурный перезвон? Кровь от ужаса стынет, Только раздается он. Кажется ты в пустыне, Выжжено все дотла – В той, военной Хатыни Плачут колокола.
Скорбная тишина. Она годами хранит и гул яростного огня, и надрывный
плач детей, и отчаянный крик матерей, и гневные проклятия замученных, и
захлеб автоматов, и стоны умирающих от пуль. 2 чтец. Как суровое
напоминание потомкам хранит Хатынь печаль и тоску погибших. «Люди,
берегите жизнь» заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо oт гари
страшных пожарищ, и ни-когда больше не допускайте такого! (приглушенный
удар колокола) Слушаете, люди! К вашим сердцам обращаются колокола
Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни.
Хатынь - это суровая народная память. Хатынь - это бронза, камень,
без-мерная людская скорбь... 3 чтец. Название этой белорусской
деревни значилось когда-то только на картах десятиверстках и, кроме
жителей соседних селений, мало кому было известно. Но само слово
«Хатынь» стучит пеплом в сердца миллионов людей, Хатынь стала в ряд
главных обвинителей фашизма и войны. 4 чтец. ( На фоне песни А.В. Александрова и Лебедева – Кумача «Вставай, страна огромная»)
Орудийные залпы, надсадный рев бомбовозов, пронзительные пулеметные
очереди взорвали утреннюю тишину 22 июня 1941 года. В первые же минуты
воина прямой наводкой ударила по белорусским городам и деревням,
пороховым дымом и копотью пожарищ окутала голубизну озер и нежный
изумруд рощ. Тpи года длились черные дни оккупации Белоруссии. 440 тысяч
народных мстителей вместе с подпольщиками боролись с лютым врагом. 5-чтец: Идут ребята, мужики, Детишки, бабы, старики Идут подростки и девчата. Горят их хаты, Горит земля, Леса с травой, Огонь гуляет круговой. Поля пылают. Боже мой! Огонь, как мост, встает до звезд! Звонят, звонят колокола. Тревога землю обняла... И от села и до села Встает народ (музыка смолкает) 6-чтец: (перезвон колоколов)
Все человечество слышит колокольный звон Хатыни! Трагедия про¬изошла 22
марта 1943 года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стоя-ла в
низине между песчаный холмов, в окружении задумчивого бора. Из хат
выгнали всех детей, стариков и жен-щин, они еще ничего не знали. Но им
уже был вы-несен смертный приговор. За то, что они белорусы - советские
люди, за то, что хотели жить в своем родном Отечестве без фашистского
"нового порядка". Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. А
тех, кто пылающим факелом вырывался из огня, расстреливали в упор.
7-чтец: Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он
не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать
словно окаменела, не видел ужаса в ее глазах. A eй казалось, что сынок
все понимает, что он тоже чует не-минучую беду, по¬ому так прижался к ее
груди и притаился под платком. 8-чтец: Ах горюшко, горе, сыночек родной! - Сухими губами шептала, - А может, не станут они над тобой Глумиться? Ты прожил так мало! Не видел, как вишня весенней порой, Как груша в саду расцветала; Не слышал, как трубно кричат журавли, Как годы пророчит кукушка, Не знаешь ты запахов талой земли И теплой коры на опушке; Ни разу еще не промчался верхом За ветром вдогонку в ночное, Идут подростки и девчата. Горят их хаты, Горит земля, Леса с травой, Огонь гуляет круговой. Поля пылают. Боже мой! Огонь, как мост, встает до звезд! Звонят, звонят колокола. Тревога землю обняла... И от села и до села Встает народ. (музыка смолкает) Не ел, согреваясь под осень костром, Печеной картошки с золою. Ну хоть бы одни истоптал сапоги, Прочел бы хоть первую книжку… Ты слышишь наш татка, приди, помоги! Спаси не меня - так сынишку! (пауза)
7- чтец: Нeт! Никто не смог спасти маленького и еще 75 таких, как он. В
тот день в эту жуткую братскую могилу легло еще 149 человек. Две
де-вочки из семей Климовичей и Федоровичей спаслись и доползли по серому
весеннему снегу к лесу. Обоженных, еле живых их подобрали жители
деревни Хворостени. Однако и здесь повторились трагедия Хатыни.
Головорезы фашистского палача Дирлевангера, свирепствовавшие в
Белорусии, сожгли и эту деревню вместе с людьми, а детей побросали в
колодец. Из всех хатыньских детей только Саша Желобкович, Антон
Барановский и Володя Яскевич остались живыми. Обойдя цепь карателей, они
нашли спасе-ние в партизанском лесу. И теперь, много лет спустя,
Александр Петрович Желобкович вместе с женой, сыном и дочкой часто
приходят на ме-сто былой своей хаты. 1- чтец: Восьмилетняя Лена
Яскевич, заметив карателей на улице, через окно выскочила во двор. Она
бежала в лес, чтобы предупредить отца. Вот уже и лес рядом, и тут ее
заметили фашисты. Они стали стрелять в девочку. А она, проворная, то за
кустиком скроется, то в борозду упадет - никак в нее не попасть. "Это
чертенок какой-то, а не девчонка! Пули догнать не могут!" - бесились
фашисты. Тогда один долговязый бросился вдогонку. Догнал, выстрелил. И
произошло это на глазах отца. Сперва он стоял, онемев, потом бросился к
своей дочурке. "Ленка, Лена, родненькая, не умирай!" Склонился, взял ее
на руки, прижал окровавленную к груди. Она уже не дышала, а он все
твердил: -Лена, дочень-ка, не умирай! Умерла Лена у него на руках. Он
положил ее возле куста ракиты, а сам с топором ринулся на фашистов. Они
тренированные, профессиональные убийцы, скрутили Ивана Яске-вича и
поволокли к овину. А в овине полно людей: мужчин, женщин, стариков,
грудных детей и подростков. 9- чтец: А из взрослых жителей Хатыни
остался один. Из мертвых воскрес он в тот жуткий день. Он часто приходил
на пепелище. Сняв шапку, медленными шагами шел он к месту своего
бывшего подворья, туда, где играли когда-то его дети, где была его хата и
калитка, что выпустила родную семью в последний путь. Подходил и молча
стоял, печально склонив голову. Иосиф Иосифович Каминский чудом
выкарабкался в то мартовское утро из-под об-ломков пылающего сарая к
умирающему, прошитому пулями сыну. Потеряв сознание, он уже не видел,
как догорал овин, как догорали в том овине дети, догорали их отцы и
матери, деды и бабушки. Догорала жизнь Хатыни. 5- чтец: (на фоне песни "Белоруссия") Люди погибли, но не покорились...
Деревушка Хатынь... В чем же вина твоя, что оккупанты за тысячу
километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить, сжечь вместе с
людьми? Хатыньская улица... Никогда ее не огласит смех детворы, никогда
там не зацветут подсолнухи и мальвы. На этих двориках ник¬то не посадит,
никто не вырастит сада. В этой деревне никогда не будет свадьбы, ни
родин, не будут играть гармошки, скрипки, цимбалы, не послышатся песни. 8
этом колодце никто и никогда не зачерпнет воды, не утолит жажду в
знойным день... (музыка смолкает) 9- чтец: Хатынь - памятник
веем деревням, унич-тоженным фашистами на тер¬ритории Белорус-сии. В
каждом бетонном дворе - колокол. Примолкнет звон у бывшей хаты край-ней. Но над другой плитой откликнется пе-чально. И вдруг призывом этот звук Проймет до дрожи в теле: "Не забывайте наших мук, Мы жить, мы жить хотели! Так день и ночь печаль и гнев Блуждают по долине, Над скорбным звоном в тишине Лишь отзвук журавлиный. Колокола звонят, звонят... (перезвон колоколов)
Хатыни звон - не прощальный звон, не смиренный звон, а набатный звон.
Об этом го-ворят, об этом кричит "Кладбище деревень" Хатыни. Там горит
Вечный огонь - символ неугасаемой жизни, символ нашей любви к Родине.
5- чтец: А те три березки? Почему их именно три глядят на вечный огонь?
Да, потому что каждый четвертый житель Белоруссии по-гиб, сгорел в
адском пламени. (на фоне музыки «Воспоминание» М. Таривердиева из кинофильма "Семнадцать мгновений весны») Три березки - тоже символ. Три березки - глубокий след, жгучее напоминание о войне. У Хатыни, где камни поседели от горя, Срубы хат домовинами братскими ста-ли. Где смерч огненный выпил всю воду в колодцах, Где из аистников аисты безвозвратно В теплый край улетели, Три березки шумят ветрами, дождями, Три березки четвертую вспоминают. 9- чтец; Нет, невозможно найти оправданье: Было селенье - осталось названье: Вражьи солдаты ворвались как звери И птицы, и хаты, И люди сгорели. А жить им хотелось А жизнь так манила Все в небо ушло. Черным облаком всплыло Остались на годы, в военных туманах Одни только печи на мертвых полянах. Оплакали ливни и ветры те печи, Трубы которых, как скорбные свечи. А помнится, люди там жили богато С зарей просыпалася каждая хата. Косцы шли на луг, вслед спешили молодки А в печах томились скворча сковородки... В мирном труде дни за днями летели Люди покоя и счастья хотели Сеяли жито, с песнями жали Свадьбы оправляли, деток рожали. И жить так хотелось Так жизнь их манила... Все в небо ушло... Черным облаком сплыло. Где люди гнездились (бурьян по колено) Но память народа, как солнце нетленна Мы зерна пропахшие дымом собрали Вновь рожью трезвонят воскресшие да-ли. Родные… Земля вас по имени знает Здесь каждое зернышко В небо врастает.
10- чтец: Немые свидетели наши пущи и боры, наши перелески и холмы
слагают и сейчас своим шумом возвышенные баллады, то былинные сказания о
легендарных подвигах Белорусских партизан, жить которым вечно.
Послушайтесь к шуму дубов и берез, к шепоту сосен и елей возле былой
деревни Хатынь... Погибла Хатынь! Но на том месте, где она была,
раскинулся величественный мемориальный комплекс - память о людях,
которые здесь жили, которые приняли смерть от немецко - фашист-ских
захватчиков. Как символ непокорного со-вет¬ского человека в центре
мемориала подня-лась фигура мужчины в расстегнутой рубашке с мертвым
ребенком на руках. Он смотрит вдаль и его разметанные ветром волосы
похожи на серый клок дыма. 11- чтец: Бывало, что и он, Иосиф
Ка-минский, остановится возле этой бронзовой фигуры, постоит, покачает
седой головой и тихо скажет: "Люди... Дорогие мои... Это я. A это мой
сын. Покажет рукой на черную бронзу и умолкает: душат его слезы, спазмы
сжимает горю. Варвары и есть варвары. Они способны сжечь, убить,
сгноить миллионы людей. Но не могли они сломить советские народ, который
твердо верил в свою победу! Нельзя истребить, нельзя выжечь в
человеческой душе стремление к свободе и счастью. Хатынь - это бронза и камень. Хатынь - это безмерная людская скорбь! Хатынь - это памятник всем пепелищам нашей земли! Плачет камень, плачет камень, И вся вселенная скорбит И мир дрожащими руками Кладет фиалки на гранит» (два участника кладут цветы к вечному огню, изображение которого с тремя березка-ми находится на сцене) И воин, подойдя к святыне, Молчит, на миг окаменев, Я вижу он у плит Хатыни Острей оттачивает гнев, Чтоб не забыл, чтоб не претил Чтоб не смягчил удара По тем, кто зверем здесь бродил И разжигал пожары. Запомни и ты золотые слова, высеченные на белом мраморе «Стены памяти!» (из-за кулис в микрофон):
«Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу и вас, дорогие.
Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль
обернутся в мужество и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и
покой на земле, чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не
умирала!». Отступает с годами горе... Но мы не можем, не имеем
права забыть, что где-то до сих пор ходят по земле убийцы, вешатели,
разбойники и насильники из фашистских армий. Звучит песня Бухенвальдский набат
|