Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 19:49:54
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Литературно-музыкальная композиция "В стиле memoru" (посвящается Тютчеву)
25.12.2010, 11:37:56

(Действие происходит в кабинете Ф. И. Тютчева. На переднем плане стол и глубокое кресло. На столе бумага, перья, подсвечник. На заднем плане окно, за которым по ходу действия появляются персонажи-воспоминания. Над доской портрет Ф. И. Тютчева.
В конце класса диапроектор, играющий роль театрального софита.)

Федор Иванович Тютчев – уже старый и больной. Плохо ходит, в движениях видна слабость. Одет в домашний халат.

Эрнестина - его жена, солидная дама, неторопливая в движениях. Во всем видна забота о муже. Одета в визитное платье.

Дама в черном - призрак умершей возлюбленной. Движения скользящие, на лице печаль. На голове черная вуаль (или шарф)

Молодой человек - Тютчев в молодости. Быстр, подвижен, очень импульсивен. Говорит пылко. Одет во фрак. В руках лорнет.

Амалия - первая любовь Тютчева. Живая, кокетливая. Одета в бальное платье.

(Дама в черном, Амалия, молодой человек являются Тютчеву в воспоминаниях)

Эрнестина:

(вводит под руку Тютчева, усаживает в кресло)

Ну, тут тебе покойно будет… Сейчас подам чаю…

Тютчев:

Не хлопочи…
Слава Богу, я с тобою,
А с тобой мне как в раю

Эрнестина:

То-то и дело, что собираюсь тебя оставить: к Погодину надо съездить и Вяземскому визиты должны.

Тютчев:

Ну, коли так, езжай. Да извинись перед Вяземским, скажи, что дряхл уже и болен – визитов не делаю.

Эрнестина:

Будет, будет тебе! Что за меланхолия… Ах, да, чаю… (уходит)

Тютчев (один ):

Все хлопочет, все устраивает, все надеется, что кого-то еще трогает моя Муза. Ах! Милая! Лишь теперь, перед закатом жизни, понимаю тебе цену…

(входит Эрнестина с чайным прибором)

Эрнестина:

Вот и чай…Не скучай!

(целует в лобик, уходит)

Тютчев:

Как тихо! Когда-то я так любил минуты тишины! (смотрит в окно…) Опять осень… Скоро пойдут дожди…(Садится. Задумывается, берет перо и бумагу)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…

(Пишет. Стихи продолжает читать голос из-за парты)

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Тютчев:

Не то!.. Чувствую, ощущаю, а слова ложатся не те! Невозможно передать душу словами!

(Задумывается…Пишет, зачеркивает, качает головой… Голос за кадром читает "Silentium”)

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он , чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь:
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самой умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум:
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..

Тютчев:

Ах! Никогда не удавалось передать в полной мере то, что ощущал, к чему стремилась душа моя! Может, и карьера потому не совсем заладилась? А с какими надеждами ехал в Германию!

(встает , ходит перед столом)

Потом были Генуя… Прага… Но Германия навсегда осталась в сердце лучшими воспоминаниями… Да! Это была весна жизни моей!

(садится, закрывает глаза, улыбается. Тихо звучит романс "Еще в полях белеет снег”. В процессе за окном появляются девушка и молодой человек- общаются, смеются, он ручку целует… отзвучал романс. Пара весело выпархивает на авансцену)

Молодой человек:

Амалия! Умоляю! Одно слово!

Амалия:

Господин Тютчев, Вы требуете невозможного! Да и как я могу Вам верить? Вы начинающий дипломат, Вам прикажут- Вы уедете тотчас, оставите меня с разбитым сердцем!

(отворачивается, делает вид, что страдает… Очень игриво)

Молодой человек:

Это у Вас-то разбитое сердце?
И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.

Мужайся сердце до конца:
И нет в творении Творца!
И смысла нет в мольбе!

Амалия:

Ах, так! (звучит вальс, любой) Вальс отдам месье Крюденер… (убегает)

Молодой человек ( ей вслед):

Амалия ! Амалия! (убегает… Вальс медленно стихает)

Тютчев(открывает глаза):

Как я был влюблен тогда! Думал сердце разорвется от счастья! А Амалия вышла-таки за барона Крюденера… Постой-ка Когда же я увиделся с ней? Да! Да! С год назад. Оба мы уже старики. А сердце опять вздрогнуло! (улыбается Звучит романс "Я встретил Вас”. В танце кружатся молодой человек и Амалия. Романс отзвучал, пара ушла)

Тютчев:

Ах! Все минуло! Молодость…любовь…Нет! Грешно на Бога роптать. И на склоне лет судьба подарила мне пылкое чувство. Горькое, мучительное, и все же это было счастье! Елена! Как она меня любила! До самых последних дней своих не сожалела ни о чем.

(Опять закрывает глаза. Появляется дама в черной вуали. Голос за кадром читает "Последняя любовь”

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

(Дама исчезает)

Тютчев:

Да, моя любовь ее погубила.(читает )

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?
(дальше читает дама в черной вуали)
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он.

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была.
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
(продолжает Тютчев)
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
(продолжает дама)
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

(опять Тютчев)
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Звучит печальная музыка, потом появляется Эрнестина.

Эрнестина:

Почему темно? (зажигает свечу) И чай не тронут? Ты скучал?

Тютчев:

Нет. Я был не один.

(Эрнестина удивленно смотрит)

Тютчев:

Мне не страшен мрак ночной,
Не жаль скудеющего дня, –
Лишь ты, волшебный призрак мой,
Лишь ты не покидай меня…

Эрнестина:

Я не всегда тебя понимаю, и мне это горько

(Тютчев пожимает плечами)

Эрнестина:

Ах, да! У Вяземских мне представили молодого литератора. Помнишь, мы читали его роман "Дым”?

Тютчев:

А,да!

Эрнестина:

Так вот, господин Тургенев интересовался, не возобновил ли ты свои философские вечера? Он давно мечтал обсудить с тобой смысл бытия…

Тютчев:

Нет, нет! Силы уже на исходе. Да и что обсуждать? Это в дни бездумной молодости искали жизни суть. Нынче я иной.

(читает)

Не рассуждай, не хлопочи!
Безумство ищет, глупость судит:
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, что будет.
Живя, умей все пережить
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит – и слава Богу.

(пауза)

Ну, пойду прилягу, устал что-то. (уходит)

Эрнестина:

Устал! Тяжко видеть это угасание. А еще горше его неверие в свои творения. ( подходит к столу, перебирает исписанные листки, читает сначала про себя, затем вслух)

Все, что сберечь мне удалось –
Надежды, веры и любви,
В одну молитву все слилось:
Переживи, переживи!

(задумчиво) Да! Тютчева-дипломата Россия забудет, но Тютчев-поэт переживет века… (Пауза, разглядывает исписанные листы…) И пожалуй прав господин Тургенев, сказавший нынче, что "надо самому читателю быть одаренному, чтобы оценить стихи Тютчева!”

Что ж, подождем одаренного читателя. ( Собирает листы)

Сохраню все, каждую строчку! (Еще раз пересматривает листы. Раздается нежная и грустная музыка. Она уходит. В классе гаснет свет. Через диапроектор на стене (над окном) высвечивается портрет Тютчева. Из класса кто-то читает).

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, грамотност, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 972 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0