На доске:
Пойми живой язык природы!
И скажешь ты:
"Прекрасен мир!”
Оборудование:
- картины художников о временах года;
- детские рисунки о временах года;
- музыкальное сопровождение.
Ведущий 1. Ребята, мы должны научиться видеть и любить природу. Наша
русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не
всегда замечаем эту красоту.
Ведущий 2.
Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде:
Разноцветном, расписном.
Ведущий 1.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Четко дремлют лес и луг.
Ведущий 2.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Ведущий 1. Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в
них музыку. А вы когда-нибудь слышали музыку природы? Послушайте музыку ,
созданную природой. Догадайтесь, кто же создал ее?
(Муз. Приложение – музыка ветра.)
1-й ученик.
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав,
В шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
2-й ученик.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода.
Это мелодией вечной своей
Мир пополняет природа!
3-й ученик.
Тихие слезы свои
Ива роняет у брода.
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей,
Песней дождей
Мир пополняет природа!
4-й ученик.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.
Ведущий 2. послушайте еще музыку природы. Кто ее создал?
(Муз. Приложение – голоса птиц.)
5-й ученик.
В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится-
Все ребятам нипочем!
6-й ученик.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
7-й ученик.
Летний вечер тих и ясен:
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
8-й ученик.
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села.
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа.
Листьям время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру – в трубах завывать.
Солнцу – стынуть, тучам литься,
Нам с тобой идти учиться.
Ведущий 1. О чем поведали нам строки стихий? А как короче можно
назвать эти 4 периода жизни природы?
(Муз. Приложение – Чайковский "Времена года”.)
Ведущий 2. Многие писатели и поэты описывают родную природу в своих
произведениях. Очень хорошо описал Г.Скребицкий все времена года в своем
рассказе "Четыре художника”.
Ведущий 1. Сошлись как-то вместе 4 волшебника живописца: Зима,
Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует? И
начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы
леса, поля, луга. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.
Ведущий 2. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
Побелила поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в
сказке. Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках,
ступает тихо, неслышно .Чудесная получилась картина!
(Звучит пьеса А С.Прокофьева "Утро”.)
(Выходят 3 учеников.)
9-й ученик.
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
10-й ученик.
Звенят сосульки в тишине –
Осколки хрусталя.
Уснули реки подо льдом.
Под снегом спят поля.
11-й ученик.
Рисует поутру мороз
Узоры на окне.
Друзья, хорошая зима
У нас в родной стране.
Ведущий 1. Лес, поля, деревья и кусты оделись в новый наряд. Стоит
лес, околдованный чародейкою Зимою.
12-й ученик. Ф.И.Тютчев "Чародейкою зимою”
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец, и не живой, –
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Мягкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ведущий 2. Много прекрасных строк написано великими русскими поэтами и
писателями о красавице – Зиме.
13-й ученик. С.Есенин "Зима”
Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца, ясная
Красавица весна.
Ведущий 1. Русский народ всегда любил зиму. С ее морозами и метелями,
с ее праздниками и забавами. Вот мы сейчас попробуем отгадать "зимние загадки”
(Ведущий по очереди загадывают загадки.)
- Кто угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки. (Зима.)
- Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль.)
Ведущий 2. Но вот пришла Весна и стала думать, какую бы картину
ей нарисовать. Зеленой краской чуть-чуть тронула лес – и сразу он повеселел.
Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось птиц в лесу и на полях!
Вслушайтесь в песню весны: о чем щебечут птицы, журчит ручей? Слушайте и
смотрите весну!
(Муз. "Песни и пляски птиц” из оперы И.Римского-Корсакова "Снегурочка”.)
Выходят уч-ся и читают стихи о весне.
14 учащийся. А.Фет "Весенняя песня”.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
15-й ученик. В.Жуковский "Жаворонок”.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
И голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!..
16-й ученик. С.Маршак "Снег теперь уже не тот”.
Снег теперь уже не тот, –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на ветках серебром
Светятся сережки.
Ведущий 1. Вот и подошла пора очередь "весенних” загадок.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
Ведущий 2.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цвету. (Весна.)
Ведущий 1. Приступило к работе жаркое лето. Думает, гадает,
какую бы ему картинку нарисовать, и решило: "Возьму-ка я краски попроще, да зато
посочнее.” Так и сделало. Сочной зеленью расписало лето весь лес; зеленой
краской покрыло луга и горы. Только для речек и озер взяло прозрачную,
ярко-синюю краску. "Пусть, – думает лето, – в моей картине все будет спелым,
созревшим .”Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях
румяные яблоки, груши, да так постаралась, что даже ветви не
выдержали-наклонились до самой земли. В лесу, под деревьями, под кустами
рассадило лето много-много разных грибов, ягод разбросало. Заглянуло лето на
луга и затеяло там веселый сенокос.
Ведущий 2. Хороша картина Жаркого Лета! Можно ее и Красному Солнышку
показать. Выглянуло Солнышко из-за седой тучки, смотрит, любуется. Ярко,
радостно все кругом. Так и не отводило бы глаз от сочной зелени темного леса, от
золотистых полей, от синей глади рек и озер. Любуется Солнышко месяц, другой.
Хорошо нарисовано!
(Выходят уч-ся и читают стихи о лете.)
17-й ученик. С.Есенин "С добрым утром!”
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!”
18-й ученик. Ф.Тютчев "В небе тают облака”.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубравам.
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
19-й ученик. Ф.Тютчев "Неохотно и несмело”.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Ведущий 1. И опять подошло время загадок, но теперь уже "летних”.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
"Купайтесь!”– приглашаю.
И любите за это
Вы все меня.
Я …(лето).
Ведущий 2.
Без крыльев летят,
Без ног спешат,
Без паруса летят. (Облака.)
Ведущий 1. Лето – отрадная пора. С курами ложись, а с петухами на
работу вставай! И помни: зима спросит, что твое лето приносит. И не зря в
старину приговаривали: "что по лету расстроишь, годом не соберешь”.
Ведущий 2. День ото дня листва на кустах и деревьях тускнеет, вянет, и
вся картина жаркого лета становится не такой уж сочной . Видно, приходит
пора уступать свое место другому художнику. Как-то справится он со своей
работой? Нелегко ему будет нарисовать картину лучше тех, что уже показали
Солнышку зима, весна , лето.
Ведущий 1. Но осень и не думает унывать. Для своей работы она
взяла самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены ОСЕНЬ
покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А
могучего богатыря в медную кованую броню одела. Все деревья , и даже кусты
разукрасила по-своему, по-осеннему.
Отправилась осень из леса в поля, в луга. Убрала все на свои места.
Ведущий 2. Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И
потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц. Спешит Осень,
торопится, все новые и новые краски находит для своей картины. Серыми тучами
покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листвы.Довольна Осень своей
работой, можно ее и Солнышку показать. Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и
под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.
(Выходят 3 учащийся-ся. и читает стихи.)
20-й ученик. А.Плещеев "Осень наступила”.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Тучка небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.
21-й ученик. Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной…”
Есть в осени первоначальной
Короткая , но дивная пора –
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все-простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух ,птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
22 ученик. Н.Некрасов "Славная осень!”
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит,
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи, лежат как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Ведущий 1. А сейчас "осенние” загадки.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень.)
Ведущий 2.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь.)
Ведущий 1.
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Лист.)
Ведущий 2. Смотрит Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная
получилась картина, только кажется, будто в ней что-то не закончено, будто ждут
чего-то притихшие, омытые осенним дождем поля и леса. Ждут не дождутся голые
ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в белый
пушистый убор.
Ведущий 1. А художник этот уже недалеко. Уже наступает черед зиме
новую картину писать.
Так и трудятся по очереди 4 волшебника – живописца: зима, весна, лето
и осень. И у каждого из них по своему хорошо получается. Никак Солнышко
не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что
красивее: белый сверкающий снег или пестрый ковер весенних цветов, сочная зелень
Лета или желтые, золотистые краски Осени?
Ведущий 2. А может быть, все хорошо по-своему? Если так, тогда
волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует
картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу и полюбуемся…
|