Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 25.11.2024, 02:12:03
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Литературное чтение. 1 класс
29.11.2010, 22:41:44

Учебник В. Ю. Свиридовой "Литературное чтение.1 класс" предполагает на уроке работу над проблемой, которая выявляет какую-либо коллизию. Каждый учитель, приступая к планированию урока, обязательно учитывает уровень подготовки класса. Здесь нельзя ни завысить, ни занизить планку трудности, т. к. это может повлиять на успешность формирования мотива учения у первоклассников. Исходя из этого, учитель отбирает и выстраивает содержание урока. Разворот учебника может быть один и тот же (даже совпадут темы уроков), а ход урока существенно отличается. Мы предлагаем вашему вниманию варианты урока составленного по страницам 34-36 учебника.

Вариант первый. Тема: "Весело о серьёзном"

Цель: Дать представление о разнообразии малых жанров детского фольклора; развивать умение читать плавно по слогам или целыми словами, осознанно выбирать интонацию; воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.
Так как на предыдущем уроке рассматривали произведение Л. Толстого "Косточка", начинаем урок с вопроса:

Учитель: Справедливо ли автор учебника называет рассказ Л. Толстого "Косточка" серьёзным? (Соблюдается свойство процессуальности, создаётся поле диалога в отношении предмета обсуждения).
Дети приходят к выводу: Справедливо, потому что речь идёт о поступке Вани. Он съел сливу и не сознался.
Учитель: Когда вас выводят на "чистую воду", что вы чувствуете? (При необходимости пояснить: "вывести на "чистую воду" - разоблачить).

Ответы детей: - Стыдно
-Я краснею.
- А бывает обидно, хотя и знаешь что ты не прав.

Учитель: Сегодня мы откроем тайну, как можно тактично указать человеку на его недостойное поведение или дать совет ... (Держим паузу, которая позволит подготовиться ребёнку к дальнейшей теме разговора.) Перенесёмся в далёкое прошлое.
Учитель читает (с. 34) "Посидим на завалинке (на диване), побаем (поговорим)"

Учитель: Что означают слова "завалинка" и "побаем"? (Данный вопрос приведёт неизбежно к столкновению нового способа выполнения действия (работа по словарю) с прежним опытом: находить подсказку для ответа на странице, по которой работает). Затем дети читают задание учебника: "Почитай потешки, прибаутки, побасёнки. Отдыхай да на ус мотай"
(Объясняют смысл фразеологизма, открывают объект литературного исследования.)

Ответы детей: - Когда отдыхаешь, то это приятно, полезно.
- Даже из отдыха можно извлечь что-нибудь полезное.
Учитель: Правильно. Давайте почитаем потешку. (Варианты чтения: жужжащее чтение; дети за учителем, хоровое чтение (т. к. потешка знакома)).

Словарная работа:
Учитель: Как вы понимаете смысл слова поскрёбышка.
Ответ детей: Остатки еды на тарелке.
Учитель: Знакомое стихотворение? ... Когда, от кого слышали?
Ответы детей: - Я слышала от мамы.
- А мне рассказывала бабушка.
Учитель: А как вам мама, бабушка рассказывали это стихотворение?
Ответ детей: Водили рукой по моей руке, загибали пальчики и рассказывали.

Вторичное чтение. (При чтении проявляется свойство многогранности: отрабатываем (формируем) навык чтения целыми словами и вовлекаем в сферу эмоциональной и эстетической деятельности).
Учитель: Расскажи потешку с нужными движениями. (Варианты: 1. каждый проговаривает; 2. работа в парах),
Учитель: Зачем сказывали, баяли потешки? Только ли мама хотела занять, развеселить? Обоснуйте свой ответ словами текста. (Дети подтверждают словами текста.) - выборочное чтение.

Учитель: Над чем вас заставил задуматься конец потешки?
Дети: Малыш остался голодным, потому что не работал.
Если дети затрудняются, даём задание:
- Расшифруйте древний совет
... не работает,
... не ест.
Учитель читает прибаутку (т. к. предложения с тире трудны по интонации).
Учитель: Что такое прибаутка?
Дети: Просьба.
Учитель: Когда рассказывали прибаутки?
Дети: - Когда успокаивали ребёнка.
- Утешали.

Чтение прибаутки детьми.
Затем дети читают вопрос учебника: Что раньше рассказывали малышу: прибаутку, потешку или вот такие побасёнки? (Возникает коллизия (противоречие))

Дети: А побасёнки мы не читали!
Чтение побасёнок (Варианты: про себя, жужжащее чтение; хорошо читающие дети.)
Учитель: Давайте ответим на поставленный вопрос.
Дети: Раньше рассказывали прибаутку, а потом потешку, а потом побасёнку.
Учитель: Почему? (Выслушиваем все варианты ответов.)
Учитель: Кто мог участвовать в каждом разговоре? (Если дети слабые, то о действующих лицах говорим в ходе работы над каждым текстом.)
Дети: В разговоре может участвовать два лица, а может три.
Учитель: Верно, адресат и адресант, и ещё слушатель, т. е. 3-е лицо. (При необходимости пояснить.)
Учитель: Какие слова подходят к характеру каждого героя: хитрый, глупый, умный, недогадливый, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый.
(Вопрос учебника.)
Дети составляют характеристику каждого героя.

Чтение по ролям (с учётом характеристики героев).
Учитель: Домашнее задание. Спросите у родителей, какие потешки, прибаутки, побасёнки они вам рассказывали?
Учитель: Ребята, потешки, прибаутки, побасёнки это литература?
Дети: Нет. Потому что нет автора.
Дети читают и отвечают на вопросы с.36. (Возможно использование необязательной подсказки.)
Работа с лентой времени. Предлагаем ленту времени выполнить в виде наглядного пособия, которое будет использоваться на уроках литературного чтения учителем. (Можно изготовить и каждому ученику.) Лента времени представляет собой наборное полотно из одной полосы с карманами. Границы времени учитель определяет сам.
Например: больше 100 лет назад, 100 лет назад, 50 лет назад, твои родители, ты. В кармашки мы записываем (на листе) имена авторов, с которыми уже познакомились и размещаем на ленте времени. Это поможет наглядно показать как далеко от нас начало жизни на Земле. И как сравнительно близко от нас время создания первой КНИГИ.

Учитель: Где на ленте времени мы вчера разместили рассказ Л. Н. Толстого?
Дети: Рассказ был написан более 100 лет назад.
Учитель: Куда на ленте времени можно поместить народные произведения?
Дети: За границей периода "больше 100 лет назад"
Подводим итог урока.

Второй вариант.

На доске: Отдыхай, да на ус мотай.
Потешка, прибаутка, побасенка
Учитель: Перенесёмся в далёкое прошлое. Посидим на завалинке, побаем. Как вы думаете, что обозначает слово завалинка?
Дети: - Скамейка - Лавочка.
Учитель: А каков смысл слова побаем?
Дети: - Поговорим.
- А я в словаре учебника прочитал, что баять обозначает рассказывать, сочинять. А завалинка - земляная насыпь вдоль стен избы.
Учитель: А что баяли, рассказывали, сочиняли бабушки своим внукам сидя на завалинке?

Ответы детей: - Разные истории.
- Потешки.
- Прибаутки.
- Побасенки.
Учитель: Давайте почитаем, что же ещё баяли. Прочитаем потешку. (Варианты потешек учитель выбирает сам.)
Учитель: Знакома ли вам потешка?
Дети: Знакома, но когда я был маленький, мама рассказывала по-другому!
Учитель: Как? Расскажи и покажи в движении
Учитель: О ком идёт речь в потешке? Кто герои? Есть ли главный герой?

Дети: - О сороке и о детях, которых она кормила.
- Я считаю, что главный герой тот, которому сорока ничего не дала.
Учитель: А какой характер у этого героя?
Дети: - Хитрый.
- Ленивый.
Учитель: А из чего это видно? Прочитайте!
(Выборочное чтение.)
Учитель: Для чего читали потешки?
Дети: Для того чтобы потешить, развеселить.
Учитель: А как ещё можно развеселить ребёнка?
Дети дают свои варианты ответов.
Учитель: А ещё можно рассказать прибаутку.

Дети хором читают прибаутку.
Учитель: Сколько героев в прибаутке? Какие они?
Дети: Один грустный, другой догадливый, умный. Он знает как развеселить!
Учитель: Давайте проинсценируем прибаутку.
(Инсценирование.)
Учитель: А как вы думаете, что раньше рассказывали малышу: прибаутку, потешку или вот такие побасенки? (Учитель читает побасенки)
Дети: Потешки были раньше, их читали для маленьких детей.
Учитель: А что необычного в прибаутках и побасенках вы увидели?
Дети: - Они смешные
- Написаны с юмором. - С иронией, а это может понять уже школьник. Значит, потешка была раньше, а потом прибаутка и побасенка.

Учитель: Прочитайте побасёнки и обсудите в парах, кто мог участвовать в каждом разговоре.
Дети: - Бабушка и внук.
- Мама и сын.
- Папа и сын.

Учитель: Какими словами можно охарактеризовать каждого героя разговора?
(Принимаем ответы детей.) Затем дети читают в лицах, учитывая характеристики героев.
Учитель: Кто является автором потешки, прибаутки, побасенки?
Дети: Нет автора.
Учитель: Как вы думаете почему?
Дети: Это устное народное творчество.
Учитель: Полистайте учебник, найдите тексты, относящиеся к малым жанрам фольклора.
Дети читают найденные примеры, (С. 13 - загадка; с.29 - прибаутка, небылица; с. 30 - побасенка и др.) Учитель: Посмотрите на доску. Можно ли дополнить группу слов, написанную на доске?
(Дети дополняют. Учитель дописывает: загадка, поговорка, небылица.)
Учитель: Ребята, а потешка, прибаутка, побасенка это стихи ли проза?
Дети: Стихи в потешке, прибаутке, потому что есть рифма. А побасенка это проза. В ней нет рифмы.
Учитель: Как вы думаете, почему рядом со словами потешки, прибаутки, побасенки написана пословица "Отдыхай да ус мотай"?
Ответы детей: - Все эти тексты высмеивают человеческие пороки. Лень, глупость, жадность.
- Высмеиваются шутя. Учитель: Подведём итог урока.
Сегодня мы познакомились с новыми малыми фольклорными жанрами. Оказывается что и в далёком прошлом учили уму-разуму, учили смеясь, по-доброму.
Домашнее задание:
Постарайтесь сами сочинить потешки, побасенки, прибаутки. Или обратитесь к родным (маме, бабушке) за помощью.

Категория: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Добавил: tineydgers | Теги: младшая школа, открытый урок, поурочные планы, учителю начальных классов, начальные классы, конспект урока, педсовет, методическая помощь
Просмотров: 1786 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0