Учебник В. Ю. Свиридовой "Литературное чтение.1 класс" предполагает на
уроке работу над проблемой, которая выявляет какую-либо коллизию. Каждый
учитель, приступая к планированию урока, обязательно учитывает уровень
подготовки класса. Здесь нельзя ни завысить, ни занизить планку
трудности, т. к. это может повлиять на успешность формирования мотива
учения у первоклассников. Исходя из этого, учитель отбирает и
выстраивает содержание урока. Разворот учебника может быть один и тот же
(даже совпадут темы уроков), а ход урока существенно отличается. Мы
предлагаем вашему вниманию варианты урока составленного по страницам
34-36 учебника.
Вариант первый. Тема: "Весело о серьёзном"
Цель: Дать представление о разнообразии малых жанров детского
фольклора; развивать умение читать плавно по слогам или целыми словами,
осознанно выбирать интонацию; воздействовать на развитие
эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.
Так как на предыдущем уроке рассматривали произведение Л. Толстого
"Косточка", начинаем урок с вопроса:
Учитель: Справедливо ли автор учебника называет рассказ Л. Толстого
"Косточка" серьёзным? (Соблюдается свойство процессуальности, создаётся
поле диалога в отношении предмета обсуждения).
Дети приходят к выводу: Справедливо, потому что речь идёт о поступке
Вани. Он съел сливу и не сознался.
Учитель: Когда вас выводят на "чистую воду", что вы чувствуете? (При
необходимости пояснить: "вывести на "чистую воду" - разоблачить).
Ответы детей: - Стыдно
-Я краснею.
- А бывает обидно, хотя и знаешь что ты не прав.
Учитель: Сегодня мы откроем тайну, как можно тактично указать человеку
на его недостойное поведение или дать совет ... (Держим паузу, которая
позволит подготовиться ребёнку к дальнейшей теме разговора.) Перенесёмся
в далёкое прошлое.
Учитель читает (с. 34) "Посидим на завалинке (на диване), побаем
(поговорим)"
Учитель: Что означают слова "завалинка" и "побаем"? (Данный вопрос
приведёт неизбежно к столкновению нового способа выполнения действия
(работа по словарю) с прежним опытом: находить подсказку для ответа на
странице, по которой работает). Затем дети читают задание учебника:
"Почитай потешки, прибаутки, побасёнки. Отдыхай да на ус мотай"
(Объясняют смысл фразеологизма, открывают объект литературного
исследования.)
Ответы детей: - Когда отдыхаешь, то это приятно, полезно.
- Даже из отдыха можно извлечь что-нибудь полезное.
Учитель: Правильно. Давайте почитаем потешку. (Варианты чтения: жужжащее
чтение; дети за учителем, хоровое чтение (т. к. потешка знакома)).
Словарная работа:
Учитель: Как вы понимаете смысл слова поскрёбышка.
Ответ детей: Остатки еды на тарелке.
Учитель: Знакомое стихотворение? ... Когда, от кого слышали?
Ответы детей: - Я слышала от мамы.
- А мне рассказывала бабушка.
Учитель: А как вам мама, бабушка рассказывали это стихотворение?
Ответ детей: Водили рукой по моей руке, загибали пальчики и
рассказывали.
Вторичное чтение. (При чтении проявляется свойство
многогранности: отрабатываем (формируем) навык чтения целыми словами и
вовлекаем в сферу эмоциональной и эстетической деятельности).
Учитель: Расскажи потешку с нужными движениями. (Варианты: 1. каждый
проговаривает; 2. работа в парах),
Учитель: Зачем сказывали, баяли потешки? Только ли мама хотела занять,
развеселить? Обоснуйте свой ответ словами текста. (Дети подтверждают
словами текста.) - выборочное чтение.
Учитель: Над чем вас заставил задуматься конец потешки?
Дети: Малыш остался голодным, потому что не работал.
Если дети затрудняются, даём задание:
- Расшифруйте древний совет
... не работает,
... не ест.
Учитель читает прибаутку (т. к. предложения с тире трудны по интонации).
Учитель: Что такое прибаутка?
Дети: Просьба.
Учитель: Когда рассказывали прибаутки?
Дети: - Когда успокаивали ребёнка.
- Утешали.
Чтение прибаутки детьми.
Затем дети читают вопрос учебника: Что раньше рассказывали малышу:
прибаутку, потешку или вот такие побасёнки? (Возникает коллизия
(противоречие))
Дети: А побасёнки мы не читали!
Чтение побасёнок (Варианты: про себя, жужжащее чтение; хорошо читающие
дети.)
Учитель: Давайте ответим на поставленный вопрос.
Дети: Раньше рассказывали прибаутку, а потом потешку, а потом побасёнку.
Учитель: Почему? (Выслушиваем все варианты ответов.)
Учитель: Кто мог участвовать в каждом разговоре? (Если дети слабые, то о
действующих лицах говорим в ходе работы над каждым текстом.)
Дети: В разговоре может участвовать два лица, а может три.
Учитель: Верно, адресат и адресант, и ещё слушатель, т. е. 3-е лицо.
(При необходимости пояснить.)
Учитель: Какие слова подходят к характеру каждого героя: хитрый, глупый,
умный, недогадливый, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый.
(Вопрос учебника.)
Дети составляют характеристику каждого героя.
Чтение по ролям (с учётом характеристики героев).
Учитель: Домашнее задание. Спросите у родителей, какие потешки,
прибаутки, побасёнки они вам рассказывали?
Учитель: Ребята, потешки, прибаутки, побасёнки это литература?
Дети: Нет. Потому что нет автора.
Дети читают и отвечают на вопросы с.36. (Возможно использование
необязательной подсказки.)
Работа с лентой времени. Предлагаем ленту времени выполнить в виде
наглядного пособия, которое будет использоваться на уроках литературного
чтения учителем. (Можно изготовить и каждому ученику.) Лента времени
представляет собой наборное полотно из одной полосы с карманами. Границы
времени учитель определяет сам.
Например: больше 100 лет назад, 100 лет назад, 50 лет назад, твои
родители, ты. В кармашки мы записываем (на листе) имена авторов, с
которыми уже познакомились и размещаем на ленте времени. Это поможет
наглядно показать как далеко от нас начало жизни на Земле. И как
сравнительно близко от нас время создания первой КНИГИ.
Учитель: Где на ленте времени мы вчера разместили рассказ Л. Н.
Толстого?
Дети: Рассказ был написан более 100 лет назад.
Учитель: Куда на ленте времени можно поместить народные произведения?
Дети: За границей периода "больше 100 лет назад"
Подводим итог урока.
Второй вариант.
На доске: Отдыхай, да на ус мотай.
Потешка, прибаутка, побасенка
Учитель: Перенесёмся в далёкое прошлое. Посидим на завалинке, побаем.
Как вы думаете, что обозначает слово завалинка?
Дети: - Скамейка - Лавочка.
Учитель: А каков смысл слова побаем?
Дети: - Поговорим.
- А я в словаре учебника прочитал, что баять обозначает рассказывать,
сочинять. А завалинка - земляная насыпь вдоль стен избы.
Учитель: А что баяли, рассказывали, сочиняли бабушки своим внукам сидя
на завалинке?
Ответы детей: - Разные истории.
- Потешки.
- Прибаутки.
- Побасенки.
Учитель: Давайте почитаем, что же ещё баяли. Прочитаем потешку.
(Варианты потешек учитель выбирает сам.)
Учитель: Знакома ли вам потешка?
Дети: Знакома, но когда я был маленький, мама рассказывала по-другому!
Учитель: Как? Расскажи и покажи в движении
Учитель: О ком идёт речь в потешке? Кто герои? Есть ли главный герой?
Дети: - О сороке и о детях, которых она кормила.
- Я считаю, что главный герой тот, которому сорока ничего не дала.
Учитель: А какой характер у этого героя?
Дети: - Хитрый.
- Ленивый.
Учитель: А из чего это видно? Прочитайте!
(Выборочное чтение.)
Учитель: Для чего читали потешки?
Дети: Для того чтобы потешить, развеселить.
Учитель: А как ещё можно развеселить ребёнка?
Дети дают свои варианты ответов.
Учитель: А ещё можно рассказать прибаутку.
Дети хором читают прибаутку.
Учитель: Сколько героев в прибаутке? Какие они?
Дети: Один грустный, другой догадливый, умный. Он знает как развеселить!
Учитель: Давайте проинсценируем прибаутку.
(Инсценирование.)
Учитель: А как вы думаете, что раньше рассказывали малышу: прибаутку,
потешку или вот такие побасенки?
(Учитель читает побасенки)
Дети: Потешки были раньше, их читали для маленьких детей.
Учитель: А что необычного в прибаутках и побасенках вы увидели?
Дети: - Они смешные
- Написаны с юмором. - С иронией, а это может понять уже школьник.
Значит, потешка была раньше, а потом прибаутка и побасенка.
Учитель: Прочитайте побасёнки и обсудите в парах, кто мог участвовать в
каждом
разговоре.
Дети: - Бабушка и внук.
- Мама и сын.
- Папа и сын.
Учитель: Какими словами можно охарактеризовать каждого героя разговора?
(Принимаем ответы детей.) Затем дети читают в лицах, учитывая
характеристики героев.
Учитель: Кто является автором потешки, прибаутки, побасенки?
Дети: Нет автора.
Учитель: Как вы думаете почему?
Дети: Это устное народное творчество.
Учитель: Полистайте учебник, найдите тексты, относящиеся к малым жанрам
фольклора.
Дети читают найденные примеры, (С. 13 - загадка; с.29 - прибаутка,
небылица; с. 30 - побасенка и др.) Учитель: Посмотрите на доску. Можно
ли дополнить группу слов, написанную на доске?
(Дети дополняют. Учитель дописывает: загадка, поговорка, небылица.)
Учитель: Ребята, а потешка, прибаутка, побасенка это стихи ли проза?
Дети: Стихи в потешке, прибаутке, потому что есть рифма. А побасенка это
проза. В ней нет рифмы.
Учитель: Как вы думаете, почему рядом со словами потешки, прибаутки,
побасенки написана пословица "Отдыхай да ус мотай"?
Ответы детей: - Все эти тексты высмеивают человеческие пороки. Лень,
глупость, жадность.
- Высмеиваются шутя. Учитель: Подведём итог урока.
Сегодня мы познакомились с новыми малыми фольклорными жанрами.
Оказывается что и в далёком прошлом учили уму-разуму, учили смеясь,
по-доброму.
Домашнее задание:
Постарайтесь сами сочинить потешки, побасенки, прибаутки. Или обратитесь
к родным (маме, бабушке) за помощью.
|