Цели:
- образовательная: более широкое знакомство с творчеством А.С. Пушкина;
- развивающая: развитие кругозора, речи, творческой активности;
- воспитательная: привитие любви к родному языку, книге; выработка положительных моральных качеств.
Реквизит:
- портрет А.С. Пушкина (репродукции картин О.А. Кипренского или В.А. Тропинина);
- предметы и рисунки для проведения викторины;
- надувные шары;
- плакат "А.С. Пушкин – великий русский поэт";
- запись музыкального сопровождения (музыка П.И. Чайковского "Марш Черномора" и др.);
- элементы костюмов для инсценировки отрывков из сказок.
Подготовительная работа:
- выставка книг – произведения А.С. Пушкина;
- оформление стенда "По пушкинским местам";
- выставка рисунков к произведениям А.С. Пушкина;
- репетиции по инсценировке отрывков из сказок А.С. Пушкина;
- оформление помещения для проведения литературного праздника.
Задание для детей:
- выучить стихи или отрывки из стихов А.С. Пушкина;
- нарисовать иллюстрацию к любимому произведению А.С. Пушкина;
- подготовить инсценировку отрывка из "Сказки о попе и работнике его Балде";
- подготовить родителям инсценировку двух-трех небольших отрывков
из произведений Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди", "Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях".
Время проведения литературного праздника: 45-50 минут.
Действующие лица: ученики 3-4-х классов, родители, ведущий (учитель), заведующая школьной библиотекой.
(Участники праздника входят в класс под "Марш Черномора", подходят к выставке книг – произведений А.С. Пушкина.)
Ведущий: Сегодня мы проводим праздник, посвященный
211‑й годовщине дня рождения великого русского поэта и писателя
Александра Сергеевича Пушкина. (Показывает на портрет поэта и писателя.)
Наверное, вы уже достаточно хорошо знаете многие его произведения. А
что вам известно о самом поэте? Сегодня вы об этом расскажете и узнаете
еще много нового и интересного.
(Начинается заранее подготовленное выступление учеников.)
1-й ученик: Александр Сергеевич Пушкин родился 6
июня 1799 г. в Москве. (Далее, обращаясь к портрету.) У него были
кудрявые волосы каштанового цвета, ослепительно белые зубы, взгляд
быстрый и пронзительный. Пушкин был небольшого роста, крепко сложен. Он
любил много ходить, прекрасно фехтовал. Смех у него был громкий,
заливистый и заразительный.
2-й ученик: Александр Сергеевич был очень
образованным, знал французский, английский, немецкий, итальянский,
испанский, латинский, греческий и польский языки. Некоторыми из них он
владел в совершенстве, другие постоянно изучал.
3-й ученик: Пушкин имел замечательную черту
характера – дружелюбие, у него было много хороших друзей. С самых малых
лет у поэта была замечательная подруга, спутница всей его жизни…
Ведущий: Кто догадался, о ком идет речь? (Ответы
учащихся.) Да, это няня поэта, простая крестьянка Арина Родионовна. Ей
поэт посвятил стихотворение "Няне".
(3-й ученик читает стихотворение А.С. Пушкина "Няне".)
4-йученик: Кроме друзей неизменными спутниками жизни
поэта были книги. Он любил их с детства и очень бережно относился к
ним. Он всегда брал книги с собой в путешествие и очень переживал, что в
дороге они могут "перебиться и потрепаться". Пушкин часто посещал
книжные лавки и тратил на покупку книг значительные суммы денег. В его
личной библиотеке насчитывалось 3560 томов, которые и сейчас бережно
хранятся.
Заведующая школьной библиотекой: Александр Сергеевич
Пушкин любил книги и сам создал очень много замечательных произведений.
Какие из них вы читали? (Дети перечисляют произведения.) Когда вы были
еще совсем маленькими и не умели читать, стихи и сказки Пушкина читали
вам мамы и бабушки. Его произведения каждый раз воспринимаются с
интересом и радостью, будто знакомишься с ними впервые. Помимо сказок и
стихотворений у Пушкина есть много серьезных произведений: рассказы,
повести, поэмы, трагедии, роман в стихах "Евгений Онегин". Вы будете
читать их в старших классах. (Начинается показ книг на выставке.)
5-й ученик: Много стихотворений Пушкин посвятил
русской природе, потому что очень любил ее. Ребенком он бывал у бабушки в
деревне Захарово и запомнил, как там цвели липа и черемуха, как
колыхалась тень от березы, как
"…ландыш белоснежный
Сплелся с фиалкой нежной,
И быстрый ручеек,
В струях неся цветок,
Невидимый для взора,
Лепечет у забора".
Ведущий: В своих стихах Пушкин описал все четыре
времени года, например весну, с ее ручейками, первыми пчелами, песней
соловья. Расскажите стихотворение о весне. (Ученик читает наизусть
стихотворение "Гонимы вешними лучами" или любое другое
о весне.) Есть у Пушкина стихи о лете. (Один из учеников читает наизусть
стихотворение "Румяной зарею покрылся восток…".) А какое время года
больше всего любил Александр Сергеевич? (Ответы обучающихся.) Правильно,
он очень любил осень и часто описывал в стихах именно это время года.
(Ученики читают наизусть стихотворения "Уж небо осенью дышало…", "Осень"
и др.) А сейчас прозвучат стихи о зиме, с ее бодрящим холодом и
красотой рассыпчатого снега. (Ученики читают наизусть стихи "Вот ветер,
тучи нагоняя…" и"Опрятней модного паркета…".)
Что ж, стихи Александра Сергеевича Пушкина вы знаете хорошо, а как
насчет сказок? Сейчас мы проведем викторину, в которой задавать вопросы
будут ваши родители, и узнаем, кто лучше знает сказки Пушкина, потому
что много читает. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, и
в конце викторины мы выявим победителя.
Викторина
К началу викторины следует заранее приготовить предметы из сказок.
Задание 1. Кому принадлежат эти вещи? Из какой
сказки эти предметы: веретено, зеркало, петух (игрушка или рисунок),
корыто (рисунок), яблоко?
Задание 2. Из каких сказок эти герои (показ изображений): царевна Лебедь, царь Салтан, сварливая старуха, дядька Черномор?
Задание 3. А сейчас наша викторина продолжится в
театре. Вы увидите небольшие инсценировки отрывков из сказок Александра
Сергеевича Пушкина (вниманию детей предлагаются две-три короткие
инсценировки, заранее подготовленные родителями). Итак, к какой сказке
относится каждый из эпизодов?
Задание 4. К каким сказкам ребята нарисовали эти иллюстрации? (Используются рисунки детей.)
Задание 5. Вы знаете, что Пушкин писал свои сказки в
стихах. Сейчас мы с вами попадем в театр, где артисты – дети, и увидим
отрывок из сказки, а вы должны узнать, из какой именно. (Дети показывают
заранее подготовленную инсценировку из "Сказки о попе и работнике его
Балде".)
(Подводятся итоги викторины, награждается
победитель, отмечаются дети, подготовившие рисунки, стихи, инсценировки,
а также родители, принимавшие участие в подготовке литературного
праздника.)
Ведущий: Наш праздник подходит к концу. Наверное, все вы
согласитесь с тем, что Александра Сергеевича Пушкина по праву называют
"солнцем русской поэзии". Он оставил нам огромное наследие. Без Пушкина
мы не представляем себе нашу поэзию. Его произведения учат нас добру,
великой любви к народу и Родине. Люди ежегодно вспоминают поэта в
пушкинских местах (обращение к выставке), где вновь и вновь звучат его
произведения.
(Звучит музыка П.И. Чайковского, литературный праздник завершается.)
|