Цель: в игровой форме повторить и закрепить
у учащихся знания о содержании художественной
литературы, изученной за 1-е полугодие в 4 классе.
Оборудование: названия команд, девизы
(подготовить), атрибутика каждой из команд,
высказывания про чтение, необходимый материал
для конкурса "Угадай, что это?” - стаканы с
разной питьевой жидкостью, предметы для конкурса
"Волшебный мешок”, волшебная снежинка, названия
литературных раундов, призы для победителей,
грамоты.
"Книгу прочитал – умнее стал!”
Ход праздника
Учитель: Наше сегодняшнее соревнование
называется "Литературный ринг” потому, что оно
состоит из трёх раундов – как в настоящем
соревновании на боксёрском ринге. Только
соревноваться вам надо будет не в кулачной силе,
а в литературных знаниях и начитанности.
Дети читают стихотворение.
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И - не сходя при этом с места -
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать - ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ:
За ручку с мамой, после - сами.
Ходить – ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой...
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы
И вы пошли, пошли, пошли -
И слово первое прочли!
От слова к слову - как по кочкам -
Помчитесь весело по строчкам...
И так научитесь читать -
Как бегать, прыгать...
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы станете как птицы...
Ведь необъятен и велик,
Как небо - мир волшебный книг!
Учитель: И вот сегодня мы с вами побываем в
тех местах, где живут добрые и забавные Буратино
и Чиполлино, и их враги – злые и коварные Карабас
– Барабас и синьор Помидор. Мы вспомни с вами
путешествия, которые совершили моряк Гулливер в
страну лилипутов, а девочка Алиса – в Страну
чудес. Словом, мы побываем в удивительной стране
литературных героев, в разных её областях –
поэзии и детектива, загадок и развлечений.
Учитель: В нашей игре примут участие три
команды, давайте дадим нашим командам названия. А
сейчас я попрошу каждую команду выбрать себе
капитана. Пусть капитаны выйдут ко мне, пожмут
друг другу руки и дадут обещание изо всех сил
бороться за победу своей команды. Капитаны,
клянётесь? Тогда команды поприветствуйте друг
друга.
Приветствия команд.
- Мы отвечаем дружно,
И в том сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
- И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведёт к победе не судьба,
А только наши знания.
- И соревнуясь с вами,
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
А наша дружба крепнет с ней.
Конечно же, для того, чтобы судить, кто на нашей
встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи –
жюри. И вот сегодня членами жюри согласились быть
……….
Итак, жюри на своём боевом посту, команды
готовы…Тогда начнём…
Учитель: Итак, я объявляю 1 раунд. В
нем задания, которые посвящены области страны
Литературии, которая называется…
Внимательно посмотрите на фигуры, изображённые
на доске, и на буквы в каждой из них:
Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в
них буквы. А теперь эти буквы я уберу. А теперь вы
постарайтесь вспомнить и поставить буквы в
соответствующие фигуры. Что за слово у вас
получилось?
Учитель: Правильно, мы сейчас будем
говорить про поэзию.
Вы все любите стихи? Сейчас я проверю, хорошо ли
вы умеете читать стихи всей командой.
Конкурс № 1. "Я начну, а ты продолжи”. Я
начну читать стихотворение, а вы по начальной
строчке узнаете его и продолжите чтение вместе
со мной.
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
"Осень”, А. С. Пушкин.
- Я помню спальню и лампадку…
Игрушки, тёплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
"Ангел – хранитель над тобой!”
"Матери”, И. Бунин.
- В зимние сумерки нянины сказки.
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Из поэмы "Саша”, Н. Некрасов.
Конкурс № 2. " Собери в целое”. Надо
вспомнить и прочитать стихотворение целиком,
угадав его по окончаниям строчек. Вот,
например, я называю вам рифмы: "ко мне, на ремне,
бляшке, фуражке”, а вы вспоминаете стихи и их
автора:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой "пять” на медной бляшке,
В синей форменной фуражке. С.Я. Маршак "Почта”.
Задание понятно? Тогда слушаем рифмы.
- Простился, снарядился, у окна, одна.
А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях”.
Царь с царицею простился,
В путь – дорожку снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
- Лесами, морями, земле, селе.
П. Ершов "Конёк – горбунок”.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле,
Жил старик в одном селе.
- Суровых, моя, сосновых, меня.
А. С. Пушкин "Няне”.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Учитель: Первый раунд завершен. Я
убедилась, что вы показали себя настоящими
знатоками поэтической литературы. Можно ли
попросить жюри объявить нам результаты первого
раунда?
Жюри сообщает итоги начальных соревнований.
Учитель: А я объявляю 2 раунд…
Используя данный шифр, отгадайте слово,
поставив буквы в соответствующем цифровом
порядке:
Учитель: Получилось - детективный. А
вы знаете, что такое детектив? (ответы детей).
Правильно, это вид литературы, в котором сыщики
находят человека по самым незначительным
деталям его внешности или характера. Вот сейчас я
предлагаю вам побыть в роли детектива.
Конкурс для детей и их родителей № 3. "Угадай,
что это?”
На месте одного преступления оказались
стаканы, в них налита различная жидкость.
Представителю от каждой команды предлагается с
завязанными глазами отгадать, что они пьют.
Молоко, чай с лимоном, кофе, лимонад, вода, сок.
Учитель: Молодцы! Вы показали себя
настоящими детективами.
Конкурс № 4. "Угадай героя”.
Сейчас вам нужно определить, о каком герое идёт
речь. У каждого уважающего себя сыщика была
специальная картотека, куда он заносил приметы
интересующего его гражданина. Вот посмотрите,
какие литературные персонажи попали в нашу
картотеку.
- Этот герой работал врачом на корабле. Однажды
его корабль потерпел кораблекрушение, и он
оказался в плену у маленьких человечков.
Гулливер.
- Как рассказывал сам этот герой, он сумел
вытащить себя из болота за косичку от парика,
летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого
волка и застрелил бешеную шубу.
Барон Мюнхаузен.
- Этот герой вместе со своим другом собирались
бежать куда – то в Америку добывать золото, у них
для дороги уже всё было готово, но побег их
сорвался.
Володя, "Мальчики” А. П. Чехов.
- Этот герой увидел такой чудесный сон: очутился
он в волшебном городе – башенки, домики золотые,
деревья с листиками серебряными, а за деревьями
встаёт солнышко, и от него розовые лучи
расходятся по всему небу…
Миша, "Городок в табакерке”, В. Одоевский.
- А этот герой был невелик ростом, благодаря
длинной, чуть вьющейся шерсти в нём замечалось
отдалённое сходство с белым пуделем, но только с
пуделем, к которому никогда не прикасались ни
мыло, ни гребень, ни ножницы.
Барбос, "Барбос и Жулька”, А. Куприн.
- Этот герой был очень смелым, вместе со своими
врагами он специально заблудился в зимнем
дремучем лесу, чтобы спасти русского царя
Михаила.
Иван Сусанин.
Конкурс № 5. "Волшебный мешок”.
Вы любите читать сказки? Что необычного есть в
каждой сказке? Правильно, это волшебные предметы.
Некоторые из них сегодня спрятались у меня вот в
этом мешке. Вам нужно на ощупь отгадать, что это
за предмет и из какой он сказки.
Ключ, зеркало, яблоко, горшочек, горошина,
зонтик.
Учитель: Молодцы! Сейчас жюри должно
подвести итоги детективного раунда. А я пока
замечу, что вы проявили себя, как настоящие
сыщики – детективы, успешно справились с такими
нелёгкими заданиями.
Жюри сообщает итоги второго раунда.
Учитель: Но вот и наступил третий раунд
– Литературный.
Конкурс №6. "Экспресс – вопрос”. Каждая
команда очень быстро и по очереди должны
ответить на предложенные вопросы. Тем самым вы
можете себе набрать дополнительные баллы.
- Жилище Бабы Яги? (Избушка).
- Имя мальчика, которого унесли Гуси – Лебеди?
(Иванушка).
- Второе название скатерти. (Самобранка).
- Кто из обитателей болот стал женой царевича?
(Лягушка).
- Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои
полёты. (Ступа)
- Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку).
- Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)
- Кого старик неводом вытянул из моря? (Золотую
рыбку).
- Имя главного героя сказки "По щучьему
веленью”. (Емеля)
- Сколько голов у Горыныча? (Три).
- Какие цветы собирала падчерица в сказке
"Двенадцать месяцев”? (Подснежники).
- Позовите Сивку – Бурку. (Сивка – Бурка, вещий
каурка, встань передо мной…)
Конкурс № 7. "Волшебная снежинка”. Пока мы
с вами отгадывали экспресс – вопросы, у нас в
классе произошло чудо – к нам в класс попала
волшебная снежинка. Она состоит из больших
лучиков и маленьких. На больших лучах написаны
названия произведений, а на маленьких – их
авторы. Нужно правильно совместить эти лучики.
"Сказка о царе Берендее”. |
А. С. Пушкин |
"Конёк – горбунок”. |
В. А. Жуковский |
"”Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях”. |
П. Ершов |
"Городок в табакерке”. |
Д. Мамин – Сибиряк |
"Приёмыш”. |
В. Одоевский |
"Мальчики”. |
А. П. Чехов |
Конкурс № 8 капитанов. Это задание самое
последнее и требует некоторого объяснения.
Помните, как в сказке "Золотой ключик” Мальвина
обучала Буратино грамоте? Кто скажет, какую фразу
она предложила ему для диктанта? Верно – А
роза упала на лапу Азора. Мальвина ещё
назвала эту фразу волшебной. Почему, как вы
думаете? Потому что эта фраза читается одинаково
как слева направо, так и справа налево. Таких фраз
в русском языке можно придумать очень много. А
называются они палиндромы, или
перевёртыши. Вот сейчас нашим капитанам
предстоит определить, какие из предложенных им
фраз являются перевёртышами, а какие нет. Я ещё
раз напоминаю: эта фраза читается справа и налево
одинаково.
Для каждой команды у меня приготовлены
перевёртыши. Найдите те предложения, которые
ошибочно причислены к перевёртышам.
Вор влетел в ров.
Зубы на полку лезут.
Конус и рисунок.
Конфеты есть – не фокус.
Около меня не молоко.
Мы идём по лесу.
Учитель: Я благодарю вас за честную и
интересную игру, и нам осталось только
предоставить последнее слово жюри. Но не
зависимо результатов сегодняшней встречи
давайте вспомним золотое главное правило
греческих олимпиад: главное в олимпиаде – не
победить, а главное – в ней участвовать. Поэтому
я думаю, что все вы получите пользу от этой
встречи, полюбите читать новые увлекательные
книжки и ещё раз перечитаете старые, хорошо
знакомые.
Жюри объявляет итоги. Идёт награждение
победителей.
Учитель: А в заключение я вам хочу
прочитать такое хорошее и красивое
стихотворение:
Я знаю клад. Там сундуков
С богатствами не счесть!
Из стран из всех, из всех веков
Всё лучшее в них есть.
Клад на виду, да только взять
Непросто всё – гляди:
Везде рядов замки висят
Снаружи и внутри.
И связками ключей звеня,
Тут не помочь мечте.
Один лишь ключ, что у меня
Замки откроет те.
Бери мой ключ! С ним можешь ты
Своим весь клад считать,
Ведь сундуки те – книг ряды,
Мой ключ – уметь читать!
Е. Федорин.
Учитель: Спасибо всем за внимание! До новых
встреч!!! |