М. Ю. Лермонтова, не
изучаемых на уроках. Подготовка библиотекой рекомендательных списков
литературы, плакатов; руководство индивидуальным внеклассовым чтением по
классам.
II. Тематические заседания
литературного клуба или кружка:
1. «Москва, Москва, люблю
тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно...»
2. «Тарханская пора»
(заочная экскурсия в село Лермонтово).
3. «Как сладкую песню
отчизны моей, люблю я Кавказ...»
4. Поэма Лермовтова
«Демон».
5. Поиски и находки (И.
Андроников о М. Ю. Лермонтове.)
6. Лермонтов в музыке.
7. Лермовтов и украинская
поэзия.
8. Костюмированная
викторина по произведениям поэта.
III. Работа
специализированных кружков или студий клуба:
1. Студия или кружок
художественного чтения. Работа над произведениями М. Ю. Лермонтова. Стихи о
Лермонтове. Подготовка к конкурсу на лучшее чтение стихов М. Ю. Лермонтова.
Тема конкурса «Люблю отчизну я...»
2. Драматическая студия
или кружок. Работа над пьесой «Маскарад». Инсценирование «Песни о купце
Калашникове», «Бородино» и других лермонтовских произведений по выбору учителя
и учащихся.
3. Латературно-творческая
студия или кружок. Работа над особенностями художественного мастерства
Лермонтова. Подготовка альманаха, посвященного поэту.
4. Работа над сценарием
заключительного литературного вечера «Вечно молод и вечно живой».
IУ. Литературные вечера,
концерты, лекции:
1. «...Из пламя и света
рожденное слово».
2. Литературный концерт
«Мои любимые лермонтовские стихи».
3. Заключительный
литературный вечер.
Литературно-музыкальная
композиция
«Вечно молод и вечно
живой»
На сцене портрет М. Ю.
Лермонтова, украшенный лавровой ветвью, и строки:
«Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет…»
М. Л е р м о н т о в
Звучат начальные аккорды
Первого концерта П. И. Чайковского.
1 ведущий. Все, все в
поэзии Лермонтова: и небо, и земля, и рай, и ад... По глубине мысли, роскоши
поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния его
создания напоминают собой создания великого поэта.
2 в е д у щ и й. И уже
недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и
гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы...
3 в е д у щ и й (за занавесом
в микрофон). Так пророчески писал более ста пятидесяти лет назад Виссарион
Григорьевич Белинский.
2 ведущий (за занавесом).
14 декабря 1825 год... Впервые в истории молодая Россия бросает вызов царскому
самодержавию; первые русские революционеры вышли на Сенатскую площадь, чтобы
потребовать отречения царя от престола и установления республики.
I ч т е ц.
Злодей, злодеев всех лютейший,
Превзыде зло твою главу,
Преступник изо всех первейший,
Предстань, на суд тебя зову!
II ч т е ц.
Самовластительный элодей!
Тебя, твой трон я
ненавижу.
Твою погибель, смерть
детей
С жестокой радостью я
вижу.
III ч т е ц.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести
живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Товарищ, верь: взойдет
она,
Звезда пленительного
счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
Свет... На сцене двое ведущих.
1 в е д у щ и й. Героическая
попытка декабристов свергнуть ненавистный режим самовластия потерпела
поражение. Но их дело не пропало даром. Из искры разгорелось пламя.
2 в е д у щ и й. Пушечные
выстрелы на Сенатской площади разбудили новое поколение борцов. И в крепостной
России ЗО-х годов зреет революционная мысль, растут новые люди, полные жажды
действия, ненавидящие рабство и угнетение. Поэтическим выразителем их
гражданских чувств, певцом их надежд и стремлений становится Михаил Юрьевич
Лермонтов.
1 ч т е ц.
Ты знал ли дикий край, под
знойными лучами?
Где рощи и луга поблекшие
цветут?
Где хитрость и беспечность
злобе дань несут?
Где сердце жителей
волнуемо страстями?—
И где являются порой
Умы и хладные и твердые,
как камень?
Но мощь их давится
безвременной тоской,
И рано гаснет в них добра
спокойный пламень.
Там рано жизнь тяжка бывает
для людей,
Там за утехами несется
укоризна,
Там стонет человек от
рабства и цепей!..
Друг! Этот край... моя
отчизна!
II ч т е ц.
Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем? Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали.
III ч т е ц.
Настанет год, России
черный год,
Когда царей корона
упадет...
О! Чем заплатишь ты,
тиран,
За эту праведную кровь,
За кровь людей, за кровь
граждан?
1 в е д у щ и й.
Мой Лермонтов
Не образец героя,
В котором идеальная душа.
В нем вечное желанье
Непокоя
С неутоленной жаждой
М ятеж а.
Хор исполняет «Белеет парус одинокий», музыка А. Е.
Варламова.
1 в е д у щ и й. Николай
Васильевич Гоголь увидел в Лермонтове «будущего великого живописца русского
быта».
II в е д у щ и й. А
Виссарион Григорьевич Белинский говорил о нем: «Какой гордый и могучий дух! Это
будет поэт с Ивана Великого...»
III в е д у щ и й (за
занавесом в микрофон). Пророческие слова его сбылись. Известность, признание,
всенародная слава пришли к Лермонтову в трагические для нашей литературы январские
дни 1837 года.
Звучит музыка последней части симфонии П. И.
Чайковского «Манфред». На сцене гаснет свет, на задней стенке — портрет
Пушкина. девушка в черном читает отрывок из романа М. И. Сизовой «Из пламя и
света» (ч. IУ, гл. УIII).
Редко кто из жителей
Петербурга не знал небольшого дома на Мойке с окнами, обращенными на канал, с
подъездом под сводами ворот — дома, где жил Пушкин.
Вихри снега, подхваченные
метелью, пролетали в тот вечер над его кровлей и бились в большие окна, где
передвигались то темные фигуры людей, то огонек свечи, поспешно зажигаемый
чьей-то рукой и так же поспешно исчезавший. Дверь подъезда беспрерывно
открывалась, принимая и выпуская посетителей. Они входили и, пробыв несколько
минут, возвращались, убитые горем.
Пробегали по лестницам
обитатели дома, и плакал в углу прихожей старый слуга.
Перед дверью кабинета
затихали, обрываясь, шаги и смолкали вопросы. Сюда входили с ободряющим видом,
а уходили с отчаянием в сердце.
Лермонтов остановился
перед подъездом, не решаясь войти. Увидев двух посетителей, выходивших на
подъезд, услышал, как один сказал другому:
— Боже мой, боже мой, за
что же так мучается человек?! Как его надо было беречь!..
— Доверчив был Александр
Сергеевич,— мрачно ответил другой.— Такие люди раз в пятьсот лет родятся.
А у нас его травили!
Двое сошли со ступенек.
— Вы—домой?
Нет, я пойду поброжу по
улицам. Я никак не могу собрать своих мыслей... Не могу поверить, что Пушкин...
наш Пушкин, который еще вчера... Нет, не могу!..— оборвал он себя и, подняв
воротник, спрятав в него лицо, зашагал в снежную мглу.
Лермонтов хотел остановить
их, спросить, но, передумав, решительно пошел к подъезду.
— Войду и узнаю сам,—
сказал он вполголоса самому себе и посторонился, пропуская высокую даму в
черном, с седыми буклями над еще прекрасным лицом и Арендта, придворного врача.
— Неужели же, неужели
нельзя помочь?— со слезами в голосе спрашивала дама.
Знаменитый врач без слов
покачал отрицательно головой.
Но вы врач!
— Да,— сказал он
печально.— Увы, я только врач... Меня ждут во дворце, но, если разрешите, я
довезу вас.
Он с удивлением посмотрел
на преградившего им дорогу невысокого гусара, который с непокрытой головой
стоял, держа кивер в руке. Гусар обратил на знаменитого доктора огромные глаза
и тихо спросил:
— Скажите мне, ради бога,
его рана опасна?.. Смертельна?..
— Весьма возможно.
— Но в чем опасность? В
чем?..
Доктор секунду помолчал и
твердо ответил:
— И в месте ранения и в
потере крови.
Он подал руку даме в
черном, но гусар приблизился еще
- На шаг и, уже глядя не
на доктора, а на прекрасное лицо седой дамы, шепотом спросил:
— Но все-таки есть
надежда?! Не правда ли? Надежда есть?..
Наступила пауза, потом
седая дама, взглянув в темные глаза странного гусара, сказала медленно:
Ни-ка-кой!..
— Разрешите?— сказал
доктор, вторично предлагая ей руку.
Стук колес их кареты,
заглушенный глубоким снегом, уже давно смолк за мостом, а Лермонтов все еще не
двигался. Потом он отошел в темный угол у подъезда и заплакал, прижав голову к
стене. Никто не слышал, как он бормотал невнятно:
Погиб... Погиб поэт!
Дивный гений угасает...
— Мишель!— раздался у
ворот громкий голос, и Раевский быстро подошел к неподвижной фигуре,
прижавшейся к стене.— Я так и знал, что ты здесь! Меня сани ждут... едем домой!
— Оставь меня, Святослав
Афанасьевич, я один вернусь.
Мишель, ты все равно ничем
ему не поможешь...
— Но я хочу сказать за
него! Какими словами, не знаю, во должен это сделать! Хочу сказать так, как
сказала бы вся Россия,— все светлое, что в ней есть!
— да ты хоть кивер-то
надень!— Раевский взял из его рук кивер и надел на его голову.— С ума сошел! На
такой вьюге с непокрытой головой! Поедем, Мишель!
— Нет, нет! Я побуду один.
Я похожу немного.
Сани отъехали. В окне,
обращенном на канал, погасла свеча. Ветер проносил в темноту охапки летящего
снега, а Лермонтов смотрел в смотрел ка окно, за которым умирал Пушкин...
И толпа все стояла в
ожидании перед небольшим домом на Мойке, куда весь день и всю ночь входили
люди. Лермонтов не знал, сколько прошло времени до того часа, когда он снова
подошел к этому дому, сколько прошло часов до той минуты, когда в раскрывшемся
окне он увидел Жуковского и услышал его голос, внятно раздавшийся над толпою:
— Александр Сергеевич
Пушкин... скончался...
Тогда бесчисленные руки
поднялись к шапкам, и головы медленно обнажились... -
Лермонтов возвращался к
себе на Садовую поздно ночью. Он шел, не видя ничего, и сердце его горело от
гнева и горя. Никогда еще он не ощущал с такой силой жажды борьбы с тем черным
и страшным, что его окружало, и никогда не видел так ясно, что у него в руках
есть верное оружие — его поэтическое слово.
Юноша читает «Смерть
поэта» (1 и III части).
1 в е д у щ и й.
Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя передовой
русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и
преемник.
На Руси явилось новое
дарование, новая яркая звезда Лермонтов.
И поэтической родиной его
стал Кавказ, куда царское правительство сослало гордого и непокорного
вольнодумца.
Юноша читает стихотворение М. Ю. Лермонтова
<Прощай, немытая Россия», девушка «Тучи»
Хор исполняет «Ночевала тучка золотая>, музыка В.
Я. Шебалина.
3 ч т е ц (на фоне
восточной мелодии). Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня
при- учили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
4 ч т е ц. Часто во время
зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах
восходящего солнца, и, в розовый блеск одеваясь, они... возвещали прохожему
утро.
5 ч т е ц.
Хотя я судьбой на заре своих дней,
О южные горы, отторгнут от
вас,
Чтоб вечно их помнить,
Там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны
моей,
Люблю я Кавказ.
Солист исполняет «Горные вершины», музыка А.
Рубинштейна.
1 в е д у щ и й.
«Лермонтов,— писал Н. А. Добролюбов,— обладал громадным талантом и, умевши рано
постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от
этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его
удивительное стихотворение «Родина», в котором он... понимает любовь к
отечеству истинно, снято и разумно».
На сцене хор и два чтеца.
Первый чтец проникновенно читает «Родину М. Ю. Лермонтова.
Хор исполняет «Выхожу один я на дорогу» до слов: «Я б
хотел забыться и заснуть!»
Дальше хор поет морморандо, а на его фоне читает
второй чтец.