Вечер может состоять из
четырех частей. Первая часть вечера:
1. Вступительное слово
председателя совета литературного клуба, посвященное итогам работы по
проведению Горьковского праздника.
2. Слово о Горьком.
Выступление руководителя кружка. Краткий рассказ о Горьком может
иллюстрироваться чтением отдельных отрывков из его произведений, которые
исполняют победители конкурсов.
3. Вручение грамот,
памятных подарков за лучшие сочинения, рефераты, выступления победителям
конкурсов, проведенных в школе.
Вторая часть вечера —
литературно-музыкальная композиция «В жизни всегда есть место подвигам».
Третья часть вечера может
состоять из отдельных номеров. Здесь и музыкальные произведения, любимые А. М.
Горьким, и сцена из пьесы «Егор Булычов и другие», и стихи о Горьком, отрывки
из его собственных произведений. Вот как может выглядеть эта часть вечера:
1. Б. Ковынев. «Горькому»
(художественное чтение).
Человеку так дано от века!
Словно сон,
Невероятный сон,
С древних лет волнует
человека
То, к чему не прикоснулся
он.
Мальчугану по ночам не
спится,
Ни о чем ему не говори,
У него товарищи:
Жар-птица,
Робинзоны и богатыри.
У него друзья —
Орангутанги.
Небывалым он по горло
пьян,
И живет он на далеком
Ганге,
В шалаше из листьев и лиан.
Был и я таким же
фантазером.
Сколько раз в ночную
тишину
Я грустил по сказочным
озерам
И в снаряде мчался на
Луну.
Но однажды, в годы
оперенья,
Чтоб меня избавить от
проказ,
дали мне прочесть
стихотворенье
И рассказ.
Коротенький рассказ.
С той поры как будто не
бывало
Игр, и пташек, и жужжанья
пчел.
На странице старого
журнала
Я Максима Горького прочел.
Подо мной скрипела
табуретка.
Ночь за ночью
(Светлая пора!),
Алексей Максимович,
нередко
Проводил я с Вами до утра.
Ничего, что был мне сон
неведом,
Что за чтеньем проходил
обед.
Страсть к борьбе,
К работе и к победам
Заменила юношеский бред.
И мою энергию утроив,
В чудном свете,
Будто под луной,
Вырастали образы героев,
Становились в ряд передо
мной.
Буревестник жег
воображенье:
Тише, море, тише, не гуди!
Вот Челкаш,
Не знавший пораженья,
Данко вслед за ним в
изнеможенье
Вырывает сердце из груди.
Все они, и третий, и
четвертый,
Что кипели в жизни, как в
бою,
Окрыляли страстью
неистертой
И здоровьем молодость мою.
Алексей Максимович!
Не фраза.
Кто Ваш пламень в сердце
не носил,
После Вас не бился до
отказа,
Не работал до последних
сил!
С Вами легче и препятствий
глыба,
И тоска не тронет сердца
вновь.
Алексей Максимович,
Спасибо!
За огонь,
За бодрость,
За любовь!
2. Л. Бетховен, «Лунная соната» (фортепьяно).
3. Н. А. Римский-Корсаков,
«Редеет облаков летучая гряда» (сольное пение).
4. С. Маршак, «Молодой
Горький» (коллективное чтение в исполнении учащихся младших классов).
5. П. и. Чайковский,
«Меланхолическая серенада>, Л. Бетховен, «Романс» (скрипка).
6. «Пепе» (из «Сказок об
Италии»)— инсценировка двух эпизодов: встреча с синьорой, которой Пепе «помог»
нести яблоки; история с брюками американца, которые так «удачно» перекроил
Пепе.
7. Русская пляска «Барыня»
(танцевальная пара, напоминающая бабушку и Цыганка из повести «детство»).
8. Э. Григ, «Жалоба
Ингрид», П. И. Чайковский, «Адажио из балета «Лебединое озеро» (инструментальное
трио в составе: фортепьяно, виолончель, скрипка)
9. Сцена из пьесы М.
Горького «Егор Булычов и другие». Четвертая часть вечера викторины и
литературные игры по горьковским произведениям.
Вот пример одной из
литературных игр, которую можно использовать в последней части вечера:
Угадай, чьи это слова и из
какого произведения Горького:
1. «Когда труд —
удовольствие, жизнь— хороша» (Сатин, пьеса «На дне».)
2. «Права не дают, права
берут» (Нил, пьеса «Мещане».)
3. «В карете прошлого
никуда не уедешь» (Сатин, пьеса «На дне».)
4. «Все в Человеке! Все
для Человека!» («Человек».)
5. «Превосходная должность
— быть на земле человеком» («Рождение человека».)
6. А вы на земле
проживете, как черви слепые живут:
Ни сказок о вас не
расскажут, Ни песен о вас не споют («Легенда о Марко».)
7. «Рожденный ползать — летать
не может» («Песня о Соколе».)
8. «В жизни всегда есть
место подвигам» («Старуха Изергиль».)
Победители могут быть
награждены книгами, наборами открыток к произведениям Горького и другими
подарками.
Д р у г и е в и д ы р а б о т ы. При проведении Горьковского юбилея в школе можно использовать и другие
виды работы. Это и читательские конференции по отдельным произведениям А. М.
Горького. Например, в 5 — 6 классах по книге «Детство» можно предложить
учащимся такие вопросы:
1. Чем мне нравится Алеша
Пешков?
2. Бабушка Акулина Ивановна и ее влияние на Алешу.
3. Цыганок и
«Хорошее дело».
4. Первые заработки.
5. Каширины — дед, дядья Яков и Михаил.
5.
«Детство» М. Горького и «Детство» Л. Н. Толстого.
Это и диспуты в старших
классах. Примерные темы:
1. «Безумство храбрых вот
мудрость жизни». Как ты понимаешь эти слова?
2. Что ты вкладываешь в понятие
«подвиг»?
3. Мещане и мещанство. Что за этим кроется? в другие.
Это и выпуск стенных
газет, литературных альманахов, посвященных юбилею, и проведение
костюмированной викторины, разнообразных литературных игр. Это и изготовление
членами физического или географического кружков карты путешествий Горького, и
экскурсии по горьковским местам, и просто громкое коллективное чтение по
классам произведений Горького, просмотр иллюстраций к ним, диафильмов по
отдельным его произведениям.