Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 18.05.2024, 23:06:37
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

«Любовь небесная» и «любовь земная» в повести И.С. Тургенева «Вешние воды»
02.03.2011, 13:01:17

Задачи урока:

Обучающие: расширить мир читательских восприятий учащихся по творчеству И.С.Тургенева через знакомство с его внепрограммными произведениями;
поговорить со старшеклассниками о странностях любви, о слабохарактерности, которая может привести к неэтическим поступкам; выяснить, почему счастье, которое было так возможно между Дмитрием Саниным и Джеммой, не состоялось.
Развивающие: развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания в новой (проблемной) ситуации; использовать связную речь для выражения своих мыслей.
Воспитательные: через «разговор по душам» выяснить отношение учеников к таким нравственным понятиям, как долг, порядочность, любовь.

«Всякий, кто читает Тургенева, знает, с какой чудной силой повествует он о любви. Может быть, нигде это ему не удаётся лучше, чем в повести «Вешние воды».
П.В.Анненков, друг И.С.Тургенева
Музыкальное сопровождение:

1. П.И.Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник».

Слайд-презентация:
1. Рисунок «Джемма и Санин в саду».
2. Рисунки – символы: железное кольцо, бутон красной розы.
(Эти предметы являются визуальными носителями художественной детали в повести И.С.Тургенева « Вешние воды».)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.
Наверно, нет писателя, который бы в произведениях не касался темы любви. Но нет, наверно, и писателя, для которого любовь значила бы столь же много, как для Тургенева. И не случайно всех своих героев писатель подвергает «испытанию любовью». Была у писателя необычная любовь, которая составила счастье и печаль всей его жизни.
Имя какой женщины стало для Тургенева символом добра, нравственной красоты, любви? (Индивидуальное задание о Полине Виардо)
«В будущий вторник исполняется 7 лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот мы остались друзьями, и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрёт только вместе со мною».

Эта удивительная любовь длилась 40 лет. Писатель был счастлив, несмотря на то что всю жизнь прожил «на краю чужого гнезда».

Что такое любовь?
Сколько людей, столько и мнений. Композиторы, поэты, певцы, философы, психологи, учёные – все пытаются дать ответ на этот вопрос и не находят ответа.

Мы не будем искать ответа на этот вопрос, мы попытаемся ответить на другой: почему счастье, которое было так возможно между Дмитрием Саниным и Джеммой, не состоялось.

2. Осмысление названия «Вешние воды».

Что значит «вешние»? Словарь Ожегова: Вешний – весенний (о времени, погоде, состоянии природы).
Как понять название произведения, в котором речь идёт не о природе?
У И.С. Тургенева – вешние воды – применительно к человеку. Любовь нахлынула, захватила, унесла, как вешний поток. Об этом говорит и эпиграф повести.
Весёлые годы,
Счастливые дни –
Как вешние воды
Промчались они!
(Из старинного романса.)

Перечислить героев произведения. (Джемма, Дмитрий Павлович Санин, Мария Николаевна Полозова, Ипполит Полозов).
Кто является главным героем?

3. Как Тургенев начинает свою повесть? Чтение начала.

О чём напомнил Санину маленький гранатовый крестик, найденный им под слоем пожелтевшей бумаги?

Зачитать самый проникновенный на ваш взгляд эпизод, рассказывающий о замечательном чувстве, первой любви, возникшей между героями.

Тургенев поистине один из тончайших певцов первой любви во всей мировой литературе. Его произведения – вечный упрёк цинизму и пошлости.

4. Работа по тексту. Чтение эпизода «Встреча в саду». (27 гл.)

Как же случилось так, что герои не сберегли это сильное чувство, этот великий дар судьбы? Кто в этом виноват?

5. Чтобы ответить на этот вопрос, вы будете работать по группам. Работа по группам.

Чтобы понять человека, нужно всмотреться в его лицо, вдуматься в причины поступков. Тургенев не анализирует душевную жизнь героев. О чувствах и мыслях говорят их жесты, взгляды, интонации, маленькие, но выразительные детали. Он умеет найти ту главную деталь, через которую раскрывается состояние человеческой души и его собственные, авторские мысль и чувства.

1 группа. Джемма.

1. Портрет Джеммы. Чтение и анализ деталей портрета.
2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

Портрет Джеммы (гл. 2, начало и конец главы; гл.3, начало). « В кондитерскую, с рассыпанными по обнажённым плечам тёмными кудрями, с протянутыми вперёд обнажёнными руками, порывисто вбежала девушка лет девятнадцати…»

Отмечаем глаза – тёмно- серые, великолепные, торжествующие, большие, распахнутые, тревожные. Они живут на лице Джемы, в них отражаются все внутренние чувства и переживания героини.

Гл. 30. Значение имени героини. « - Ведь она у меня красавица, как королева, - промолвила она с материнской гордостью, - да и королев таких на свете нет!
- Да; оттого-то она и - Джемма! (известно, что на итальянском языке Джемма значит: драгоценный камень»). Имя Джемма в переводе с итальянского – драгоценный камень.

2 группа. Санин.
1. Портрет Санина. Что вас настораживает в его облике? О чём предупреждает автор читателя?
2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

Портрет Санина (гл. 14). Немного расплывчатые черты, голубые глазки. « Во-первых, он был очень и очень недурён собою. Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи – а главное: то простодушно-весёлое, доверчивое, откровенное, на первых порах несколько глуповатое выражение, по которому в прежние времена тотчас можно было признать детей степенных дворянских семей, хороших баричей… наконец, свежесть, здоровье – и мягкость, мягкость, - вот вам весь Санин».

Расплывчатость черт наводит на мысль о неопределённости героя, его неспособности проявить твёрдость характера, сделать правильный выбор. « Голубые глазки» характерны для ребёнка, а не для взрослого мужчины. Такие люди часто попадают под влияние другой сильной личности. Хорошо, если это влияние будет положительным, а если нет?

3 группа. Мария Николаевна Полозова.
1. Портрет Марии Николаевны Полозовой. С кем сравнивает автор героиню?
2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

Сравнение М.Н.Полозовой с кем настораживает вас? Это пресмыкающееся и хищная птица.
Змея и ястреб (гл. 42). Женщина – кентавр, полузверь и полубог. (Конец главы 42.)
Змея – Мария Николаевна, Санин – жертва. (Даже косы Марии Николаевны напоминали двух крупных золотистых змей.)

Группы зачитывают портретные характеристики, делают выводы.

Можно ли встречу Дмитрия Санина с Марией Николаевной Полозовой считать испытанием любви героя к Джемме? ( глава 38)
Если да, то почему? Зачитать эпизод из текста, подтверждающий мысль.

Можно ли сцену «Конная прогулка Санина и Полозовой» считать кульминационной в развитии действия? (гл. 42)

4 группа. Сопоставить нравственные качества героинь и оформить как таблицу на доске.

Джемма Мария Николаевна
Искренность, чистота, верность, одухотворённость, способность глубоко чувствовать и безоглядно, безрасчётно любить в сочетании с силой характера

Светлый художественный образ, возвышенный и возвышающий –
«любовь небесная» Сильная женщина, не связанная ни религиозными, ни нравственными установками. Вопрос об измене, долге, любви просто не стоит для героини.

Роковая, порочная, притягивающая силой.
Любовь-стихия, любовь- страсть.
«любовь земная»

5 группа. Сопоставить нравственные качества Санина (положительные-отрицательные) и оформить как таблицу на доске.

Что несла Санину любовь Джеммы?
Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви?
Джема, достав из корсажа увядшую розу, бросила её Санину. Роза успела увянуть. Грустно. Всё проходит, проходят и лучшие мгновения жизни.

Что несёт Санину любовь графини Полозовой? Любовь – страсть, любовь – разрушение.

Вывод: герой попадает в плен этой властной, увлекающей красоты. Из-за мягкости своего характера он не в состоянии преодолеть её соблазняющую силу.

6 группа. Раскрыть символическое значение подарков героинь. (Зачитать эпизоды).
Что говорят подарки об их обладательницах?

Символическое значение имеют подарки обеих героинь Санину: Джемма дарит ему розу, а Полозова – железное кольцо, символ своей власти и торжества над ним. Из женского кольца чувств Полозовой герою не суждено было вырваться. Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце и в начале произведения рассматривает Санин, воскрешая в памяти её образ) – во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной. И возникает мысль: вешние воды – это символ не только скоротечности человеческих симпатий, привязанностей, чувств, но и счастливой юности, красоты, благородства человеческих отношений.

Звучит музыка.
Итальянские скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую поразила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный музыкальный инструмент, способный выразить сокровенные чувства человеческой души.
А вот молния страсти Санина к Полозовой сожгла не только чувства героев, она опустошила героя духовно.

Что стало с Дмитрием Саниным в финале повести? Обрёл ли он своё счастье?

Герой в финале повести глубоко одинок, несмотря на то, что живёт в окружении людей, относящихся к нему с уважением. Санин пуст духовно. Жизнь предстала перед ним бессмысленной дорогой в никуда. Гранатовый крестик, подарок Джеммы, единственная память о ней. Герой мечтает о встрече и делает всё, чтобы эта встреча состоялась. Принесёт ли она Санину душевное успокоение? Кто знает, может, что-то и изменится в жизни героя.
Повесть завершается элегическим аккордом. Тургенев не презирает героя, он заставляет задуматься и быть сильным.

Приложение.

1 группа.

Джемма.

1. Портрет Джеммы. Чтение и анализ деталей портрета.
2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа.

Санин.
1. Портрет Санина. Что вас настораживает в его облике? О чём предупреждает автор читателя?
2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 группа.

Мария Николаевна Полозова.

1. Портрет Марии Николаевны Полозовой. Чтение и анализ деталей портрета.
С кем сравнивает автор героиню?
2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4 группа.

Сопоставить нравственные качества героинь и оформить как таблицу на доске.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 группа.

Сопоставить нравственные качества Санина (положительные-отрицательные)

и оформить как таблицу на доске.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6 группа.

Раскрыть символическое значение подарков героинь.

Зачитать эпизоды. Что говорят подарки об их обитательницах?

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, Грамота, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 3796 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0