ЦЕЛЬ: понять идейно-образное
содержанке рассказа, осмыслить особенности романтических произведений Горького,
понять их особую связь с жизнью; углубить представление уч-ся о романтизме.
Х О ДУ Р О К А
1.Сообщение пели
и задач урока.
2. Беседа с уч-ся
по вопросам:
а/Кто
главные герои рассказа? Каковы особенности композиции?
б/Каков
общий смысл произведения?
3.Запись
в тетрадь схемы, показывающей особенности композиции рассказа "СтарvxaИзергиль".
Особенность
композиции состоит том, что при внутреннем единстве идеи и тона, он состоит из
3-х самостоятельных эпизодов. В произведении два рассказчика и, следовательно,
два повествовательных плана. Общее повествование ведется от имени автора с его оценками,
раздумьями. Второй рассказчик - старуха Изергиль - носительница народных преданий
о подвиге, злом и добром в человеческой жизни.
4.Работа с текстом
художественного произведения.
Прочитать
начало рассказа - описание таинственного и прекрасного пейзажа и ответить не вопрос:
Какое впечатление оставляет описание сборщиков винограда, ночного пейзажа, старухи
Изергиль?
5.Беседа
с уч-ся по вопросам:
1.Если
бы вы ничего не знали о жизни самой Изергиль, а только слышали ее легенды, какое
представление сложилось бы у вас об этом человеке?2.Какие леди вызывали
у Изергиль презрение, а какие - любовь, восхищение? Были ли среди тех, кому она
дарила свою любовь, люди, способные на подвиг?3.Способна ли сама Изергиль
совершить подвиг? Но совершила ли его? Что же такое подвиг?4.Почему
наказан Ларра? Что же это за гордость, заслуживающая кары? 5.Вознаграждается ли
подвиг любви, беззаветного служения людям? 6. Что сделал Данко для людей? В какой
момент его любовь к людям проходит самое тяжкое испытание? 7.Как соплеменники оценили
подвиг Данко?
6.Текстологические
наблюдения.
Важную
роль в рассказе играет пейзаж. Посмотрим, как писатель изображает лес, показывает
его как силу, враждебную людям, несущую им страдания и гибель. Каменные деревья
"еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам", "вокруг тех людей
было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их", "лес глухо
гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям". Лес преграждает дорогу
вперед - это грозная сила, губящая людей. Когда же Данко вырвал из груди и зажег
свое сердце, люди стояли "изумленные",потом бросились за ним "очарованные","радостные
и полные надежд" .Не менее изумленным оказался и лес Он не мог устоять перед
"факелом великой любви к людям".Сначала лес ''замолчал",потом
"снова зашумел, удивленно качая вершинами", и, наконец,"расступился"
перед Данко и "остался сзади".
7. Слово учителя
с элементами беседы:
Художественные
особенности рассказа отчетливо характеризуют романтическую манеру письма Горького.
Писатель подчеркивает по преимуществу необыкновенное, возвышенное и прекрасное
в людях и в природе. Вот на какие фоне старуха Изергиль ведет рассказ о Ларре и
Данко. По небу бродят обрывки туч "пышных, странных очертаний и красок".
Небо украшено золотыми крапинками звезд. "Все это - звуки и запахи, тучи и
люди - было странно красиво и грустно , казалось началом чудной сказки".
Все
средства писателя - обильно употребляемые гиперболы, лирически окрашенные эпитеты,
сравнения - подчинены создать определенное повышенное настроение.
В
"Старухе Изергиль" очевидна связь с романтическими традициями в литературе,
особенности с традициями "южных поэм" Пушкина. Место действия в 'цыганах"
/Бессарабия/, образ старого цыгана, разоблачение себялюбца Алеко - эти мотивы в
переосмысленном виде нашли свое выражение в рассказе.
8.Беседа
с уч-ся по вопросам:
а/
Как относится Изергиль к Данко?
б/
Какое значение имеет ее образ для понимания подвига Данко?
в/
Почему история Изергиль помещена между двумя легендами? Образ Изергиль помогает
понять авторское отношение к герою. Восхищается подвигом Данко Изергиль - женщина,
любящая прекрасное, тоскующая и думающая о том, "куда девались из жизни сильные
и красивые люди". История Изергиль не случайно помещена между легендами о Ларре
и Данко. Сама старуха прожила по-своему интересную жизнь, но у нее не было возвышенных
целей и идеалов.
9.Текстологические
наблюдения.
Если
лес символизирует злу, губительную силу, то степь - символ свободы, простора, радостных
надежд. Красота свободной степи связана с самоотверженным поступком Данко. Писатель
дает почувствовать это, сравнивая цвет реки с кровь героя.
Наблюдая
над языком описаний леса и степи, мы видим противоборство свете и тьмы, свободы
и неволи. Именно свет победил, рассеял тьму, кольцо которой "точи о собиралось
раздавить" людей. И лес замолчал, остановился и расступился перед людьми, оттого
что был озарен яркий светом.
ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ
Выучить
наизусть отрывок из легенды о Данко. Составить сравнительную характеристику Ларры
и Данко.