Цель урока: первичное знакомство с произведением М.Лермонтова «Герой нашего времени».
Образовательные задачи: раскрыть смысл названия, проблематику романа,
жанровое своеобразие (понять, почему роман психологический) и систему
образов романа. Развивающие задачи: развитие умений анализировать,
сравнивать, умение выделять главное, работа с текстом; обеспечить в ходе
урока развитие речи учащихся. Воспитательные задачи: осуществлять нравственное и эстетическое воспитание. Форма урока: слайд – презентация План урока. 1.Организационный момент. Организация внимания. -1 минута.
2.Изучение нового учебного материала с применением на уроке «Методики
понимания текста» и с использованием стратегий критического мышления (40 минут): А)Предтекстовая работа Б)Притекстовая работа В)Текстовая ситуация 3. Послетекстовая работа . Домашнее задание (инструктаж) -4 минуты Технические средства обучения: интерактивная доска. Другие дидактические материалы: карточки для работы над ключевыми словами. Электронная поддержка урока: презентация. Ход урока. 1. Сегодня необычный урок: 1) Материал урока большой, но поможет работа на интерактивной доске. 2) Применяем на уроке «Методику понимания текста» с использованием стратегий критического мышления. 3) Не торопитесь: будем работать над каждым слайдом и словом. 2. Предтекстовая работа 1 слайд Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» - первый в русской литературе психологический роман. - Назовите цели нашего урока.
Первичное знакомство с произведением М.Лермонтова «Герой нашего
времени», раскрыть смысл названия, проблематику романа, жанровое
своеобразие (понять, почему роман психологический) и систему образов. Прием: Запись в тетрадь темы урока Притекстовая работа 1 слайд - Понятно ли вам название? На что оно указывает? О герое, современнике Лермонтова. - Есть ли новые слова, термины литературы, не знакомые вам? Психологический роман. 2 слайд Жанр романа Раскрывает понятие «психологический роман». Прием: Запись в тетрадь 3 слайд Время написания, период, цель автора Прием: Запись в тетрадь - Что важного мы узнали из третьего слайда? Работает над романом в течение нескольких лет, это время ссылки Лермонтова. 4 слайд Структура романа(композиция романа Лермонтова) и Хронологический порядок частей (как должно быть по порядку) - Как вы думаете, почему роман состоит из частей, расположенных не в хронологическом порядке? С чем это связано?
Такой порядок частей связан с целью Лермонтова: в романе есть
центральный образ, который сначала показывается глазами других героев, а
только затем мы видим его изнутри, по дневниковым записям. 5 слайд Основные действующие лица Прием: Запись в тетрадь Познакомимся с системой образов романа 1. Печорин Григорий Александрович, офицер 2. Максим Максимыч, штабс-капитан 3. Бэла, черкешенка, дочь князя 4. Казбич, черкес 5. Азамат, черкес, сын князя 6. княжна Мери Лиговская 7. Вера 8. Грушницкий, юнкер, позже произведен в офицеры. 9. доктор Вернер 10. Вулич, поручик - Назовите место, где происходят события. Кавказ. - Назовите части, слои общества, которые являются героями романа. Князь, княжна - высший свет; офицеры, поручик, доктор, юнкер, штабс-капитан – военные. - Почему напротив имени Вера нет пояснений? Что можно сказать о ней? Какой – то особенный герой, неважно автору указывать её сословие. 6 слайд Сюжетные линии - конфликты Прием: Запись в тетрадь Печорин Максим Максимыч Бэла Казбич и Азамат «ундина» доктор Вернер княжна Мери Грушницкий Вера Вулич «водяное общество» -Как распределены герои? Мужские и женские образы, отдельно – пласт общества. - Рассмотрим женские образы. О чем говорит каждое имя? -Бэла - жительница Кавказа, одна из "детей природы”(«Мцыри») - ундина представляет в романе романтический мир вольности -княжна Мери и Вера социально родственны главному герою - Как вы понимаете значение слова «водяное» общество? Почему так можно назвать общество? На водах отдыхающие. Собирательный образ. - Какой возникает образ главного героя? Трагический, он противопоставлен всем героям романа, людям своего круга, он одинок. 7 слайд Киноверсия образа Печорина - Посмотрите внимательно на киноверсию образа Печорина. Каким режиссер увидел героя? Сильная натура, гордый, не подчиняется кому – то, властный. Прием: Запись в тетрадь 1.Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры, имеет семантическую близость с фамилией Онегина. 2.Печорин — петербуржец. Прием: выделение ключевых слов. После моего комментария выделите ключевые слова, характеризующие действие романа.
3. Из столицы он приезжает в Пятигорск. (причина) Его отъезд на Кавказ
связан с «какими-то похождениями». Он попадает после дуэли с Грушницким в
возрасте 25 лет в крепость, где происходит действие «Бэлы». Там он
находится в чине прапорщика. Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 30. Он умирает, возвращаясь из Персии. Текстовая ситуация 8 слайд План к сочинению. Перед вами - план к сочинению. Только прочтем цитаты о Печорине, чтобы понять главного героя. ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
I. "Средь бурь пустых томится юность наша..." (Печорин - герой
переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступившей в
жизнь после погрома декабристов, отсутствие высоких общественных идеалов
- яркая черта этого исторического периода). II. Печорин - трагическая личность: 1. «Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку"; 2. «Я всегда ненавидел гостей у себя"; 3. «Во мне душа испорчена светом"; 4. «Любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто";
5. «У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог
ли так меня создал, не знаю, знаю только то, что если я причиняю
несчастья другим, то и сам не менее несчастлив"; 6. "... двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы своей не продам"; 7. глаза Печорина - "они не смеялись, когда он смеялся... Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти" III «…в твоей природе есть что-то особенное» (Вера о Печорине) - Что ещё можно добавить к образу Печорина после знакомства с цитатами из романа?
Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении,
пытающийся понять противоречивость своего характера. Герой сам себя
судит и казнит. 3. Послетекстовая работа . Домашнее задание
Сегодня на уроке мы увидели с вами, как важно внимательно прочитать
текст. Распределим класс на группы по подготовке к следующей теме «
Печорин в системе художественных образов» Индивидуальные задания (проект) по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» № задание Вид задания Страница учебника 1 Печорин – герой действия Исследования по отдельным вопросам темы Стр 149 2 Печорин – человек, властно подчиняющий себе судьбы других людей кластер Стр 151 3 Печорин и Максим Максимыч Круги Венна Стр 154-156 4 Печорин и доктор Вернер Круги Венна Стр 157 5 Печорин и Грушницкий Круги Венна Стр 158-160 6 Печорин и Вулич Круги Венна Стр 160-161 7 Печорин и Казбич и Азамат Круги Венна Стр 150 8 Печорин и Бэла Ассоциации с категоризацией Стр 162-164 9 Печорин и «ундина» Упражнение «Двойной дневник» Стр 157 10 Печорин и княжна Мери Таблица-синтез Стр 157 11 Печорин и Вера Ассоциации с категоризацией Стр 157 12 Печорин и «водяное общество» фишбон
|