Цели:
- Познакомить учащихся с творчеством уральского
писателя
П.П. Бажова на примере его произведения
«Малахитовая шкатулка»
- Обобщить и систематизировать расположение
месторождений камней-самоцветов
- Познакомить учащихся с физическими основами
способов обработки камней-самоцветов
- Продолжить формирование у учащихся
межпредметных связей, изучая природные
богатства Урала, уральскую литературу.
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к
родному краю.
Оборудование: компьютер,
мультимедийная приставка, электронная
презентация. Оформление:
эпиграф к уроку (на доске)
«Живинка во всяком деле есть, впереди мастерства
бежит и человека за собой тянет» П.П. Бажов,
портрет П.П. Бажова, выставка книг, выставка
творческих работ учащихся, выставка поделок из
уральских камней-самоцветов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит тихая музыка.
Учитель литературы: Бескраен,
бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты
мастеровые уральские старики. В старом колодце
синюю старуху-ведьму они поселили. Горного козла
дотошный трудовой уральский люд серебряным
копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро
гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две
побывальщины в народе сложены. В темноте ведь
светлые–то камешки добывались. А там мало ли
страхов? И свою тень за горное чудище примешь.
Сколько там невиданной красоты, да каменной
россыпи.
Учитель физики: На Урале в устной
передаче слышал сказы, вероятно, каждый, но
только П.П. Бажову удалось собрать их воедино,
огранить точно так же, как исстари гранят на
Урале камни-самоцветы.
Ученик: Павел Петрович Бажов родился
в семье горнозаводского мастера 27 января 1879 года
на Сысертском заводе, что в 70 км от Екатеринбурга.
Семья Бажовых, как и каждая рабочая семья
трудового Урала, бережно хранила и передавала из
поколения в поколение воспоминания о дедах и
прадедах, которые хорошо знали свое дело и труд
почитали как единственный смысл нелёгкой жизни.
Будущий писатель получил начальное образование
в духовной школе. Затем учился в Пермской
духовной семинарии. Учился прилежно и по
окончании получил предложение продолжить
образование в духовной академии.
Ученик: Но такая карьера не
прельщала двадцатилетнего юношу, ему хотелось
учительствовать в деревенской школе, учить
деревенских ребятишек грамоте. До ноября 1917 года,
восемнадцать лет Бажов работал учителем
русского языка, и все это время он изучал и по
крупицам собирал уральский горняцкий фольклор,
который как россыпи дорогих уральских камней,
совершенно по-новому раскрылся в его
«Малахитовой шкатулке», вышедшей отдельным
изданием в 1939 году. И 2009 год для этого
произведения стал юбилейным. Ровно 70 лет назад
впервые сказы были опубликованы в одном издании.
Учитель литературы: Юбилейным 2009 год
стал и для самого писателя. 27 января исполняется
130 лет со дня рождения великого писателя Урала –
Павла Петровича Бажова. Сегодня на нашем занятии
мы с точки зрения разных наук рассмотрим
«содержимое» Уральских гор и известной всему
миру «Малахитовой шкатулки» П.П. Бажова.
Учитель физики: Да, уральские горы
богаты полезными ископаемыми и минералами,
поэтому именно здесь стараниями академиков В.И.
Вернадского и А.Е. Ферсмана в 1920 году был создан
Ильменский государственный заповедник, в
котором охраняются драгоценные и поделочные
камни. Их можно увидеть не только в музее, но и
штольнях и копях – это месторождения минералов.
Разнообразие этих богатств насчитывают около 200
минералов, из которых около 20 впервые найдены
именно здесь. Изумруды, топазы, аквамарины, кварц
и многие другие являются богатством не только
Урала, но и всей России.
Ученик: Первый алмаз в России был
найден в 1829 году Павлом Пановым на Урале. Позже,
недалеко от города Нижний Тагил, были обнаружены
речные россыпи с незначительным количеством
мелких алмазов. В 1831 году близ Екатеринбурга Яков
Коконин открыл коренное месторождение изумруда,
а к 1862 году на копях было добыто 142 пуда изумрудов
(2272 кг).в 1834 году на Урале был найден изумруд
массой 2,226 кг.
Учитель литературы: На Урале
добывают аметисты, горный хрусталь, александрит,
нефрит, малахит. Наверное, какие-то из этих
минералов появились на Урале и благодаря
Серебряному Копытцу, о котором так писал Павел
Петрович Бажов в своем одноименном сказе
«Серебряное Копытце»: «Тот козел особенный. У
него на правой передней ноге серебряное копытце.
В каком месте топнет этим копытцем – там и
появится дорогой камень. Раз топнет – один
камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить
станет – там груда дорогих камней».
Учитель физики: Множество разных
камней-самоцветов хранят в себе горы Уральские –
это и изумруды, топазы, аквамарины, алмазы,
аметисты, александриты, горный хрусталь и,
конечно же, малахит.
Учитель литературы: Павел Петрович
Бажов в своих сказах так описывает появление
этих драгоценных россыпей камней-самоцветов: «А
по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди
камешки находить стали. Зелененькие больше.
Хризолитами такие называются. Видали?»
Ученик: Да, стали люди все чаще и чаще
находить в этих местах разные «дорогие камни». А
в 1745 году было открыто Березовское месторождение
коренного золота на Урале.
А в 1835 году было открыто самое крупное
месторождение малахита на Южном Урале –
Медноруднянское. Его масса оказалась 250 тонн. Из
этого малахита царь повелел сделать целый
малахитовый зал в Зимнем дворце, так и
прославился наш край на весь мир «своими
дорогими камнями». «Потолки высоченные на
столбах из чистого малахиту. Стены тоже в рост
человека малахитом выложены, а по верхнему
карнизу малахитовый узор прошел».
Учитель физики: А для того, чтобы эти
уральские минералы заиграли во всей своей красе
и приобрели ювелирную ценность их необходимо
подвергнуть механической обработке – огранке.
Ученик: Огранка – технологический процесс
шлифования и полирования минерала. Шлифованием
осуществляется съём основной массы минерала
путём нанесения на поверхность заготовки граней
для придания ей формы будущего изделия.
Полированием поверхностям придаётся зеркальный
блеск. В ювелирных изделиях огранкой достигается
эстетическая форма, высокий световой эффект и
специфический для данного минерала блеск, а
также полностью или частично устраняются
природные пороки (включения, трещины, выколы и
др.). При огранке рассчитываются углы наклона
граней, обеспечивающие наиболее эффективное
использование оптических свойств минералов
(показателя преломления и явления полного
внутреннего отражения).
Ученик: После огранки камни показывают всю
свою красоту. Как пишет Бажов в своих сказах:
«Камни-то ровно ещё краше стали. Так и горят
разными огоньками. И светло от них, как при
солнышке. А как наденешь эти камни – тепло от них
будто на пригревинке сидишь, да ещё кто тебя
мягким гладит».
Учитель физики: Идеальная огранка алмаза в
бриллиант круглой формы наилучшим образом
выявляет природную красоту кристалла и даёт
максимальный световой эффект. В связи с высокой
стоимостью исходного сырья при изготовлении
ювелирных изделий большое значение имеет
сохранение максимальной массы минералов.
Например, безвозвратные потери при изготовлении
бриллиантов составляют при распиливании 2-6%, при
обточке 16-25%, при огранке 40-45%, общие потери 55-70%.
При огранке природных и синтетических
самоцветов появляются большие возможности
использовать цвет минералов и значительно
разнообразить формы огранённых изделий. Огранка
цветного непрозрачного поделочного камня ,
например, малахита подчёркивает красоту фактуры
и придаёт куску камня простейшие формы (кабашон,
роза, понделок и др.).
Ученик: Сегодня, чтобы придать камню
небывалую красоту, «каменных дел мастера»
применяют разные виды огранки – сфероидальную,
ступенчатую, бриллиантовую.
Сфероидальная – это самая древняя гладкая
шлифовка камня, придающая ему чечевицеобразную
форму. Позволяет лучше выявить цвет и иризацию.
Используют для обработки сердолика, лунного
камня, малахита и др.
Ступенчатая. Наиболее распространенный её вид –
клиновидная. При клиновидной огранке каждая пара
ступенчатых граней превращается в 4 клиновидные
грани.
Бриллиантовая. При бриллиантовой огранке камень
покрывается многочисленными плоскими
поверхностями – фасетами. Полная бриллиантовая
огранка состоит из 57 граней. Форма камней может
быть овальной, грушевидной, сердцевидной,
эллипсовидной и др.
Ученик: Кроме того, для
технических целей из высокотвёрдых природных и
искусственных минералов изготавливают
различные инструменты (резцы, свёрла, волоки,
фильеры, детали к точным приборам, стеклорезы и
др.). При огранке кристалл ориентируется т. о.,
чтобы рабочая поверхность инструмента
соответствовала направлению максимальной
твёрдости кристалла (как правило, алмаза).
Учитель литературы: Теперь самые красивые и
ценные ювелирные изделия нашей страны, созданные
руками мастеров, хранятся в алмазном фонде
России.
Учитель физики: Немало там и уральских
камней, в том числе и алмазов.
Ученик: Да, действительно, издавна алмаз
считают символом власти, богатства, красоты и
мудрости. Алмазы бывают белыми и цветными.
Цветные алмазы — редчайшие среди редких, обычно
их называют фантазийными. Их цвет может быть
желтым, розовым, коньячным, оранжевым, пурпурным,
зеленым, голубым, красным, синим и черным. Алмаз
представляет собой просто кристаллический
углерод. Алмаз, подвергнутый ювелирной обработке
— огранке, шлифовке, называют бриллиантом.
Ученик: Наиболее замечательные его
физические свойства — твердость и химическая
стойкость. Среди всех минералов алмаз обладает
наибольшей твердостью. И считается, что алмаз
нельзя расколоть, но на самом же деле алмаз
хрупок и не раскалывается только при воздействии
на него постепенно возрастающего давления. Если
давление постепенно довести до 600 МПа (60 атм), то
алмаз начинает входить в сталь как в масло.
Учитель литературы: И все же, несомненно,
край наш славен поделочными камнями, прежде
всего, малахитом.
Ученик: Малахит считается «русским камнем».
Слава его началась с 1635 г. в связи с открытием
уральских малахитовых рудников. Местному же
населению чудо малахит был известен за 3000 лет до
этого времени. Густые зеленые тона минерала в
разнообразном сочетании с бледно-зелеными,
бирюзовыми и тончайшими нитями почти черного
цвета составляют невыразимую прелесть изделий
из малахита. Особенно он хорош, когда оправлен в
золото или бронзу.
Самый красивый.
Самый богатый,
На весь мир знаменит
Наш Тагильский малахит.
Ученик:
На мрамор он похож в природе
Его используют в народе,
Красивый он имеет вид
Уральский камень родонит.
Ученик: Лазурит — «камень неба», любовный
амулет. Цвет: темно-синий с вкраплениями
золотистого пирита, создающего впечатление
звезд на синем небе. Яркий и сверкающий на
солнечном свету лазурит становится темным и
мрачным при свечах и электрическом освещении.
Лазурит — довольно мягкий и хрупкий минерал,
легко обрабатывается и полируется. Две
грандиозные (пятиметровые) центральные колонны
иконостаса Исаакиевского собора в
Санкт-Петербурге выполнены в 1854 г. из
бадахшанского лазурита, купленного еще
Екатериной II по цене фунт серебра за фунт камня.
Голубого и чистого
Камень цвета морской волны
Красотою он одарит
Небесно красивый наш лазурит.
Ученик: Сердолик — чрезвычайно
привлекательный и богатый оттенками
красно-коричневый камень, представляющий собой
разновидность халцедона. Среди множества
минералов той же группы известны сард, гелиотроп,
моховой агат, хризопраз, ленточный агат, кремень
и многие другие.
От болезней всех излечит,
Утолит печали вмиг
Самый яркий он в шкатулке
Несравненный сердолик.
Ученик: Амазонит — минерал,
голубовато-зелёная разновидность калиевого
полевого шпата (микроклина). Кристаллы редки, но
очень красивы. Чаще образует крупнозернистые
скопления и жилы либо находится в виде
монокристаллических вкраплений неправильной
формы. Амазонит используют в качестве недорогого
поделочного камня для изготовления украшений,
художественных поделок, в инкрустациях. Хорошо
образованные кристаллы, изредка находимые в
полостях пегматитовых жил (обычно в срастаниях с
кристаллами тёмного кварца) в силу своей
эстетической привлекательности и редкости
являются весьма популярным и дорогим
коллекционным материалом.
Камень полудрагоценный,
Цветом, словно, малахит,
Красотою очарует,
Удивит амазонит.
Ученик: Опал — символ верности и гарантии.
Цвет: Чистый опал бесцветен, но почти всегда он
более или менее «молочный» и непрозрачный или
окрашен в различные тусклые тона окисью железа и
другими примесями. Главное достоинство опала —
способность излучать последовательно различные
лучи под действием солнечного света, вызывать
разнообразную игру цветов. При старении опал
теряет часть своей воды и превращается в
халцедон — разновидность кварца со
скрытокристаллической волокнистой структурой.
Некоторые виды халцедона также являются
драгоценными камнями. Слоистый
разноцветно-полосатый или узорчатый халцедон
называют агатом. Грубослоистые агаты получили
название оникса. Халцедон с большим количеством
примесей в виде тонко рассеянного красящего
вещества называют яшмой. Происхождение названия:
Название этого минерала пришло к нам от
латинского слова opalus, которое в свою очередь
происходит от санскритского слова upala,
означающего «драгоценный камень», что указывает
на то, что опал впервые попал в Европу из Индии.
Сколько блеска и сияний
Этот камушек собрал
Он – гарант и даже верность
Прозрачный минерал опал.
Ученик: Халцедон, минерал, разновидность
кварца, состоящая из тончайших волокон,
различимых лишь под микроскопом. Название
происходит от античного города Халкедон на
побережье Мраморного моря. Существует много
разновидностей халцедона, отличающихся по
окраске и строению. Обычно халцедоны
полупрозрачны, иногда просвечивают. Кристаллов
халцедон не образует. Характерные формы
выделения: прожилки, корки, почковидные,
гроздьевидные формы, выполнения миндалин в
вулканических породах. Халцедон и особенно его
цветные разновидности широко используются как
ювелирно-поделочные камни. Агат и халцедон
используются в технике как антиабразивы для
изготовления ступок, опор в точных приборах и др.
Будто в сказку попадаешь,
Озаряет светом он –
Полюбуйтесь, посмотрите
Это камень – халцедон.
Звучит тихая музыка.
Учитель литературы: Сегодня мы посмотрели с
позиций разных наук на богатства гор Уральских,
и, перечитав творческое наследие П.П. Бажова, ещё
раз убедились в истинности его знаменитых слов:
«Живинка во всяком деле есть, впереди мастерства
бежит и человека за собой тянет».
Учитель физики: И так в каждом деле, ведь для
того, чтобы вышел «камень небывалой радости,
всему миру на диво. И на поученье – тоже»
каменных дел мастера приложить должны уменье
своих рук и частичку своей души.
|