Цель: дать
учащимся географическое понятие масштаба.
Познакомить с видами масштаба — численным,
линейным, именованным. Научить детей
пользоваться этими видами масштаба, решать
соответствующие задачи.
Общая цель: углубление
межпредметных связей.
Оборудование: линейки, циркули,
карандаши, планы местности.
Географ задает ученикам вопросы;
получив ответы, анализирует их правильность.
— Какими единицами длины и какими
инструментами измеряют расстояние на местности?
— Метрами и километрами; рулеткой,
счетчиком спидометра и др.
— Как вы понимаете выражения:
«расстояние между оазисами равно
четырехнедельному переходу на верблюдах»;
«расстояние от Москвы до Владивостока
составляет десятидневное путешествие на
поезде»? Чему будут равны эти расстояния?
— На этот вопрос можно
приблизительно ответить, если знать скорость.
— Как переводятся слова
«география» и «геометрия»?
— «Землеописание» и «землемерие».
— Какая связь между этими понятиями?
— География — это изучение и описание
Земли. Геометрия развилась первоначально как
метод измерения на земной поверхности.
Далее учитель объясняет, что для того,
чтобы составить план или карту, необходимо
проводить точные измерения расстояний между
географическими объектами, а чтобы их нанести на
бумагу, эти расстояния нужно уменьшить в
определенное количество раз.
Математик:
— Например, расстояние 1000 м
изображают на карте отрезком в 1 см. Так как 1000 м =
100 000 см, то каждый отрезок на карте в 100 000 раз
меньше соответствующего отрезка на местности.
Это записывают в виде дроби 1 : 100 000.
Запишите определение в тетрадь:
Отношение длины отрезка на карте к
длине соответствующего отрезка на местности
называют масштабом карты.
В географии такой вид масштаба
называют численным.
По-другому эту формулировку можно дать
следующим образом:
Масштабом называется дробь, у
которой числитель — единица, а знаменатель —
число, указывающее, во сколько раз расстояние на
плане меньше, чем на местности. В качестве
знака деления в этой дроби применяют двоеточие, а
не дробную черту.
Задача 1. Длина отрезка на карте 3
см. Найдем длину соответствующего отрезка на
местности, если масштаб карты 1 : 1 000 000.
Решение. Обозначим длину
отрезка на местности (в сантиметрах) буквой х
и найдем отношение длины отрезка на карте к длине
отрезка на местности. 3 см : х = =
1 : 1 000 000. Решив уравнение, получим х
= 3 см ґ ґ 1 000 000 = 3 000 000 см. Но 3 000 000
см = = 30 000 м = 30 км.
Ответ: 30 км.
Географ:
— Чтобы по длине линии на плане или
карте удобно было узнавать расстояния на
местности, у численного масштаба пишут
пояснение: в 1 см — 10 км, в 1 см — 100 м, в 1 см — 10 м и
т. д. То есть сантиметры переводят в метры и
километры.
Такой масштаб называют именованным.
Задание: Определите длину школьного
сада по плану, если на плане его длина 4 см, а
масштаб плана в 1 см — 10 м.
Решение: 4 х 10 м = 40 м, то есть 4 см —
это на местности 40 м.
В жизни часто встречаются случаи,
когда величину предмета на чертеже или рисунке
нужно не уменьшать, а увеличивать. В учебниках
географии можно видеть фотографии и рисунки
мельчайших растений и животных, живущих в морях и
океанах. Многие из них видны только под
микроскопом. Чтобы их изобразить, пришлось
сильно увеличить. На технических чертежах очень
мелкие детали механизмов показывают
увеличенными. В таких случаях единица служит не
числителем, а знаменателем численного масштаба:
500 : 1; 10 : 1; 2 : 1.
Математик предлагает ученикам
решить задачи.
Задача 2. Длина отрезка на
местности 4,5 км. Чему равна длина этого отрезка на
карте, сделанной в масштабе 1 : 100 000?
Решение. Обозначим длину (в
километрах) отрезка на карте буквой х и
составим пропорцию: х : 4,5 = = 1 : 100 000.
Решив уравнение, получим х =
4,5 : 100 000 = = 0,000045.
Но 0,000045 км = 0,045 м = 4,5 см.
Ответ: длина отрезка на карте 4,5 см.
По такому образцу можно решить и ряд
других задач.
Определите по карте расстояние от
устья ручья Стача до устья ручья, протекающего
близ дер. Демидово. Масштаб карты 1 : 25 000.
Расстояние между городами А и В на
карте равно 8,5 см. Найдите расстояние между
городами на местности, если масштаб карты 1 : 1 000
000.
Длина железной дороги
Москва—Санкт-Петербург приближенно равна 650 км.
Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб
1 : 10 000 000.
Расстояние от Бреста до Владивостока
более 10 000 км. Уместится ли на одной странице
тетради это расстояние в масштабе одна
десятимиллионная?
На рисунке дан план квартиры в
масштабе 1 : 100. Определите по плану, какие размеры
имеют кухня, ванная и комнаты и какова их площадь
в действительности.
Отрезку на карте, длина которого 3,6 см,
соответствует расстояние на местности в 72 км.
Каково расстояние между городами, если на этой
карте расстояние между ними 12,6 см?
Длина железнодорожной магистрали 6140
км. Какой длины получится линия, изображающая эту
магистраль на карте, сделанной в масштабе:
а) 1 : 10 000 000; б) 1 : 2 000 000?
Отрезок на местности длиной 3 км
изображен на карте отрезком 6 см. Какова на карте
длина отрезка, изображающего отрезок 10 км? Какой
отрезок на местности изображает отрезок на карте
длиной 1,8 см?
Длина детали на чертеже, сделанном в
масштабе 1 : 5, равна 7,2 см. Чему будет равна длина
этой детали на другом чертеже, сделанном в
масштабе 1 : 3? в масштабе 2 : 1?
Географ:
— Есть еще один вид масштаба —
линейный. Он позволяет измерять расстояния на
плане и карте, не прибегая к вычислениям.
Он представляет собой прямую линию,
разделенную на равные части. У каждого деления
линии подписывают соответствующие ему
расстояния на местности. Одно такое деление
откладывают влево от нуля, его делят на более
мелкие части (обычно 5 или 10).
Чтобы пользоваться линейным
масштабом, нужно определить, чему равны большое и
маленькое деления. Измеряемый отрезок нужно
отложить на линейном масштабе циркулем от нуля
вправо (на рисунке — положение I). Правая ножка
циркуля оказывается при этом обычно где-то в
пределах большого отрезка, а не на его конце.
Сдвинем циркуль немного влево (положение II),
чтобы правая ножка пришлась на конец большого
отрезка. При этом мы сможем получить длину
отрезка как сумму больших отрезков вправо от
нуля и маленьких отрезков влево от него.
В заключение предлагаются два-три упражнения
на определение расстояний с помощью линейного
масштаба.
|
Определите по карте
расстояние от устья ручья Стача до устья ручья,
протекающего близ дер. Демидово. Масштаб карты 1 :
25 000.
|
|
На рисунке дан план квартиры
в масштабе 1 : 100. Определите по плану, какие
размеры имеют кухня, ванная и комнаты и какова их
площадь в действительности.
|
|