Повторение (проверка домашнего задания)
Вспомним, о чём шёл разговор на прошлом уроке
(делились своими впечатлениями о прочитанном;
определяли главную мысль повести; вспоминали
жанровые разновидности повести — историческая,
сатирическая, юмористическая, сказочная).
Докажите, что «Ночь перед Рождеством» — это
повесть. (Это один из видов (жанров) эпического
рода литературы. По охвату событий и героев
повесть меньше, чем роман, но больше, чем рассказ.)
Как вы определите жанровую разновидность
этой повести? (Повесть сказочная.)
Напомните, чем отличается сказочная повесть
от волшебной сказки. (Разработкой характеров
главных героев, созданием
полуреальной-полуфантастической модели
действительности, нетрадиционным сюжетом,
отсутствием сказочных героев типа Бабы-яги или
Кощея.)
Где и когда происходят события повести? Что
это за ночь перед Рождеством? Чьё рождение
празднуется? (Это ночь перед рождением Иисуса
Христа, когда нечистой силе осталось
господствовать всего ничего. Время, когда
возможны чудеса.)
Вот мы с вами и посмотрим, какие чудеса и с кем
происходят в сказочной повести. Наша задача:
выявить черты характера каждого из героев и
попытаться определить, что в них от сказки, а что
от повести.
Работа по теме урока
Перечислите главных, с вашей точки зрения,
героев.
Начнём с разговора об Оксане. Прочитаем её
описание и выделим детали портрета. В процессе
дальнейшей работы уточняем и заполняем
карточку-таблицу (записана на доске или роздана
на парты; cм. в 3-й колонке).
Параллельно идёт словарная работа
(индивидуальные задания — работа с толковым
словарём): прихоть — капризное желание; своенравный
— упрямый; кокетка — женщина, стремящаяся
понравиться своим поведением, нарядом; жеманиться
— вести себя неестественно, без простоты,
манерно; ветреная — легкомысленная.
В каких эпизодах раскрывается характер
девушки? Находим и читаем следующие фрагменты:
- «Оксана перед зеркалом» (возможно чтение
заранее подготовленного ученика);
- «Разговор с кузнецом» (чтение по ролям);
- «Приход подружек» (читаем и обсуждаем).
Когда пришли девушки? Что потребовала героиня
у Вакулы? Есть ли в этом задании сходство с теми
заданиями, какие получал герой волшебных сказок?
(Требует почти невозможного.)
Подводим итог. Какой же предстаёт Оксана в
начале повести? Присутствуют ли в её описании
сказочные черты?
А каков кузнец Вакула? Привлекает ли он
нас и чем? (Своей простотой, тем, что сильно
любил Оксану. Настойчивостью и упорством.)
Гоголь скупо описал его внешность. Найдём эти
зарисовки.
Какую работу мог делать Вакула кроме
кузнечного дела? (Писал картины, иконы.) Это
помогает ему одолеть чёрта. (Здесь необходим
комментарий учителя, который поможет увидеть
очень важный и для повести Гоголя, и для многих
сказочных повестей вообще религиозный мотив:
скажем ученикам, что в христианском мире повести
нарисовать чёрта в аду ("Но торжеством его
искусства была одна картина, намалёванная на
стене церковной...”) — это всё равно, что
поместить его в сам ад. Заметим, что этот мотив
практически отсутствует в аналогичных,
построенных на состязании с нечистой силой
фольклорных сказках.)
Кто в этой повести относится к нечистой силе?
(Чёрт, Солоха, Пацюк.)
Страшны ли они ? Почему? (Над ними
насмехаются. Изображены, как люди — в
подтверждение читается описание чёрта.)
Как чёрт пытался вредить кузнецу?
- Месяц украл.
- С помощью Чуба (пересказ фрагмента).
А кто ещё против отношений Вакулы и Оксаны?
(Солоха.) Почему?
(Из-за имущества.)
Что нам известно о Солохе? (Она ведьма,
но ещё и хозяйка. У слова "ведьма” два значения
— злая волшебница и (перен.) злая, сварливая
женщина. Как вы думаете, в повести обыгрываются
оба значения или нет? Докажите.
Поговорим о гостях Солохи. (Выборочное
чтение про себя по рядам: голова, дьяк Осип
Никифорович, Чуб.)
Что случилось с гостями Солохи? (Краткий
пересказ эпизода «Кузнец выносит мешки».)
Кто помог Вакуле выполнить прихоть Оксаны?
(Пацюк и чёрт.) Мы сказали, что Пацюк связан с
нечистой силой. А похож ли он на колдуна? (Работа
с текстом.) На что он тратит свою колдовскую
силу?
Что значат слова Пацюка: "Тому не надо
ходить далеко, у кого чёрт за плечами”? Как
Вакула заставил чёрта служить себе? Чем смирил
его? Что уже предвещало неудачу чёрта в
единоборстве с Вакулой?
Домашнее задание
Чтобы на следующем уроке подвести итог нашей
работе по повести, дома вам предстоит:
- составить карточки-харатеристики каждого
из героев (Вакула, чёрт, Солоха, Пацюк) (по выбору);
- найти в тексте описание полёта Вакулы и
описание Петербурга и подготовить их
выразительное чтение (задание по вариантам);
- индивидуальные задания: подготовить
сообщение о Екатерине II, о Потёмкине.
|