Цель: Активизировать и разнообразить
деятельность учащихся во внеурочное время;
показать связь математики с окружающим миром.
В этой игре может участвовать любое количество
команд по 6 человек. Участники выстраиваются в
колонны так же, как в спортивной эстафете, у
первого игрока в качестве эстафетной палочки
находится ручка. Перед участниками на некотором
расстоянии располагаются столы с набором
заданий для каждой команды. За смену заданий и
качество выполнения отвечают специально
проинструктированные старшеклассники - по
количеству команд. Каждый конкурс содержит 6
заданий - для каждого участника индивидуально.
Результаты заносят в сводную таблицу, учитывая
количество верных ответов в знаменатель и
скорость в числитель. Скорость учитывают
следующим образом. Предположим, что участвуют 4
команды. Та команда, которая приходит к финишу
первой, получает 4 балла. Вторая - 3 балла; третья - 2
балла; четвертая - 1 балл. Общий итог подводят по
суммарному количеству баллов за качество и
скорость. Для проведения эстафеты необходимо
подготовить комплекты заданий для каждого
конкурса по количеству команд (4 команды - 4
одинаковых комплекта с заданием). Каждому
участнику присуждается порядковый номер.
Ход игры
Ведущий разъясняет понятие "эстафета”. В
толковом словаре Ожегова читаем, что эстафета -
это соревнование спортивных команд - бег,
движение на дистанции, при котором на
определенном этапе один спортсмен, сменяясь,
передает другому установленный предмет. Наша
сегодняшняя игра подчиняется точно таким же
правилам, в качестве эстафетной палочки служит
ручка, которая необходима еще и для записей
ответов.
1 конкурс - "Пословицы”
На некотором расстоянии, на столе лежат
карточки с порядковыми номерами от 1 до 6, на
обратной стороне которых записана пословица с
пропущенным числительным. Задача игроков:
подбежать к столу, перевернуть карточку с
соответствующим номером игрока, вставить
пропущенное слово, ответ записать на бланке
ответов. Ведущий фиксирует скорость, а
консультанты проверяют правильность ответов,
которые они знают заранее. Пока подводятся итоги
1 конкурса, ведущий прочитывает каждую пословицу
и вместе с участниками называет правильный
ответ.
Содержание 1 конкурса
- Все за одного, … за всех.
- … раз примерь, … раз отрежь.
- Не имей … рублей, а имей … друзей.
- Ум хорошо, а … лучше.
- За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь.
- У … нянек дитя без глаза.
Ответы
- Один.
- Семь, один.
- Сто, сто.
- Два.
- Двумя, одного.
- Семи.
2 конкурс - "Сосчитай”
На столе лежит карточка с изображенными на ней
различными геометрическими фигурами
(демонстрируется). Первый участник считает
количество треугольников, второй -
прямоугольников, третий - квадратов. Четвертый -
кругов, пятый - четырехугольников, шестой - прочих
фигур.
Результат записать на листе ответов.
Подводятся итоги, сообщаются правильные ответы и
количество верных ответов у каждой команды.
3 конкурс - "Отгадай загадки”
Аналогично 1 конкурсу подбежать к столу,
перевернуть карточку, соответствующую
порядковому номеру игрока, отгадать загадку и
ответ записать на лист ответов.
Содержание 3 конкурса
- Семь братьев: годами равные, именами разные.
- Пять чуланов, одна дверь.
- Один говорит, два глядят, два слушают.
- У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя.
- Два брюшка, четыре ушка.
- Два братца через дорогу живут, а друг друга не
видят.
Ответы
- Дни недели.
- Перчатка.
- Рот, глаза, уши.
- Пальцы.
- Подушка.
- Глаза.
Подводят итоги: ведущий зачитывает загадку и
вместе с участниками произносит правильный
ответ. В это время идет подсчет правильных
ответов. Сообщают количество баллов каждой
команды.
4 конкурс - "Математический фокус”
Каждому участнику необходимо выполнить
действие и результат записать на лист ответов
под своим порядковым номером.
1 участник: Задумать двузначное число.
2 участник: Прибавь к задуманному числу 25.
3 участник: К результату прибавь еще 125.
4 участник: Из результата вычти 37.
5 участник: Из результата вычти первоначально
задуманное число (смотри № 1).
6 участник: Полученный результат умножь на 50.
В результате у всех должно получиться число 5650.
Подводят итоги, консультанты проверяют
вычисления, если ответ получен верно - выставляют
6 баллов, если неверно, то считают количество
верных действий.
5 конкурс - "Шутливые задачи”
Проводится аналогично 1 конкурсу. Каждый
участник отвечает на вопрос задачи, записывая
ответ на лист ответов.
Содержание 5 конкурса
- Сколько минут нужно варить крутое яйцо?
- Какие часы показывают верное время только два
раза в сутки?
- Сколько горошин может войти в обыкновенный
стакан?
- Где на Земле самые длинные сутки?
- Сколько букв в азбуке?
- Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм
железа?
Ответы
- Нисколько, оно уже вареное.
- Которые сломаны или остановились.
- Нисколько, горошины не ходят.
- Везде одинаковые.
- 6 (а, з, б, у, к, а).
- Одинаково.
Подводятся итоги, называются верные ответы,
подсчитывается количество баллов.
6 конкурс - "Раздели число на 100”
На листе бумаги перед каждой командой написано
число: 1234567890. Каждому участнику нужно
разделить число на 100. Ответ записать на бланке.
Ответы
- 12345678,90
- 123456,7890
- 1234,567890
- 12,34567890
- 0,1234567890
- 0,001234567890
Проверяют консультанты. Если даже ответ у
команды получился иной, консультанты проверяют
каждое действие. Если оно выполнено верно, то
присуждается один балл. Объявляются итоги
конкурса.
7 конкурс - "Разгадай ребус”
Проводится аналогично 1 конкурсу. Если учащиеся
не умеют разгадывать ребусы, то можно привести
пример. Ответы записывают на бланк.
Содержание 7 конкурса
- У 3* О.
- 40 А.
- С 3 Ж.
- 7* Е Н А.
- П А *3 Ж.
- А И 100*.
Ответы
- Утро.
- Сорока.
- Стриж.
- Семена.
- Париж.
- Аист.
Проверяют правильность выполнения задания,
подсчитываются баллы, подводятся итоги задания.
В заключение подводятся итоги всей игры,
высказываются пожелания ведущего и происходит
награждение победителя. |