ЦЕЛИ:
- Содействовать активизации познавательной
деятельности учащихся, развитию процессов
восприятия, внимания, памяти, мышления, речи,
воображения.
- Формировать творческие способности учащихся,
элементы которых проявляются в процессе выбора
наиболее рациональных способов решения задач, в
математической и логической смекалке.
- Глубже раскрыть роль математики в жизни,
способствовать воспитанию коллективизма (в
связи с совместной работой в команде), воспитанию
культуры чувств
(справедливости, ответственности, долга,
уважения к мнению другого).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы отправимся на ярмарку, только
необычную ярмарку, а математическую. Как вы
объясните смысл слова "ярмарка”? (учащиеся
обращаются к словарям)
Дети. Ярмарка – это большой торговый съезд в
срочное в году время.
Учитель. Действительно, ярмарка – это большой
съезд, сход людей, на ярмарке можно приобрести не
только необходимые товары, но и увидеть много
интересного, любопытного, проявить себя в
конкурсах, соревнованиях.
(звучит песня "Ярмарки краски” в исполнении
В.Леонтьева).
Пришло время и нам побывать на ярмарке. Мы будем
работать в командах. Разрешите представить 3
команды-участников:
"Смекалистые”
"Изобретательные”
"Сообразительные”.
2. Разминка.
Итак, мы на ярмарке, но чтобы войти туда
необходимо получить билет-пропуск, а для этого
разгадайте ребусы и скажите, чем мы будем
заниматься на ярмарке. Команды отгадывают ребусы
и получают билет.
Учитель. Билеты получены, но ворота, ведущие
на ярмарку еще не отворены. Посмотрите, вывеска и
перед нами 3 двери:
"Одну дверь отворишь - попадешь в лес глухой,
другую – в чистое поле, а третью – на ярмарку”.
Вы легко найдете нужную дверь, если будете
внимательны. Вы видите 3 одинаковые двери. Наша
дверь не самая левая, но левее двери, ведущей в
чистое поле. Какая же дверь распахнется перед
нами?
Учитель. Дверь найдена, но она заперта на
ключ. Нам предстоит подобрать ключ. Вы видите
замок с секретом. На его стенке изображены
геометрические фигуры. В правой части замка под
пластинкой находятся вырезы для ключа.
Догадайтесь, какой формы вырезы скрываются под
пластинкой? Нарисуйте.
3. Состязание команд.
Учитель. Наконец-то мы на ярмарке. Сколько
всего можно увидеть на ярмарке, из песни вы
услышали об этом. А нас приглашают посетить математический
тир. За каждый выстрел вы получаете бонус.
(восемнадцать + восемь )
(восемьдесят +15)
А вот и выставка птиц. Задание "Тест с
выбором ответа”.
Выполните заданный алгоритм решения выражения,
значение выражения укажет на выбор ответа. (
учащиеся выполняют задание и называют ответ).
Синица - 7
Мухоловка - 10
Кукушка - 17
Учитель. Итак, ваш ответ - 7 - синица. Что вы
знаете о птице синице? Почему ее так назвали?
(учащиеся рассказывают)
Учитель дополняет. СИНИЦА – маленькая
птичка из отряда воробьиных. Известно 60 видов
синиц, в нашей стране обитает 13 видов. Каждая
синица за день съедает столько насекомых,
сколько весит сама. Этим приносит большую пользу,
уничтожая вредных насекомых. У синиц бывает до 15
птенцов, иногда за лето они выводят их по 2 раза.
Окраска синицы - пестрая, у таких видов как
лазоревка, длиннохвостая синица, хохлатая
синица, гаичка есть синее оперение. Может поэтому
она названа синица, а также эти птички издают
интересное чирикание- синь-синь. Возможно и
это послужило названием для этой птички.
Как мы поможем птицам выжить в трудное зимнее
время? (беседа о значении кормушек).
Минутка отдыха – игра "АУКЦИОН”.
Сообщить как можно больше стихов, загадок,
песенок, названий сказок, связанных с
математикой.
Учитель. Внимание! Внимание! Всем! Всем!
Всем! Объявляется конкурс "Самый умный”. Каждая
команда предлагает своего претендента на
участие в этом конкурсе. В течение 1 минуты вам
будут заданы вопросы. Кто назовет большее
количество правильных ответов, будет считаться
самым умным и смекалистым по математике.
1 команда.
- Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на
каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? (0)
- Как называется фигура, у которой 3 угла?
(треугольник).
- Сколько будет, если к 5 прибавить 0? (5)
- Назови соседей числа 11. (10,12)
- Сколько сантиметров в 1 дм? (10 см)
- Что больше 1 дм или 1 м?
- Сколько углов у круга?
- 99 + 1 (100)
- 17 + 3 (20)
- 20-10 (10)
2 команда.
- На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше.
Сколько всего яблок? (10)
- Как называется фигура, у которой 4 угла?
- Сколько будет, если из 10 вычесть 0?
- Назови соседей числа 19 ( 18,20)
- Сколько дм в 1 метре?
- Что больше 1 см или 1 дм?
- Если петух стоит на двух ногах, то весит 4
килограмма. Сколько будет весить петух, стоя на 1
ноге? (4 кг).
- 29 + 1
- 18 + 2
- 30 – 10.
3 команда
- Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили.
Сколько стало углов у стола? (5)
- Как называется четырехугольник, у которого все
стороны равны?
- Сколько будет, если к 99 + 1?
- Назови соседей числа 30 (29,31)
- Сколько сантиметров в 1 метре?
- Что больше 1 см или 1 м?
- Сколько лет жили старик со старухой на берегу
синего моря?
- Найдите сумму чисел 8 и 4.
- 40 + 10
- 50 – 20
На ярмарке можно повстречать своих давних
знакомых, найти новых друзей и даже
родственников. Посмотрите, какая интересная
встреча.
(Инсценирование сказки "Родственники”).
Жила на свете важная фигура. Важность ее
признавалась всеми людьми, ибо при изготовлении
многих вещей форма ее служила образцом. А имела
фигура такой вид.
Кого бы ни встретила она на своем пути, всем
хвалилась:
- Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны
мои все равны, углы все прямые. Если перегнусь я
по средней вертикальной линии, то
противоположные стороны мои так и сольются и
углы один на другой точь-в-точь наложатся. Если
перегнусь я по средней горизонтальной линии,
опять углы мои и противоположные стороны
сравняются. Захочу перегнуться по любой прямой,
идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны
сольются. Красивее меня нет фигуры на свете! И вы
не удивляйтесь, если увидите меня то большим, то
маленьким: я по размеру сторон могу быть всяким.
Только красота моей фигуры от этого не изменится.
Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.
А зовут меня (учащиеся называют)
Ходил квадрат по свету… И стало тяготить его
одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем,
ни потрудиться в дружной и хорошей компании не
приходится. А уж какое веселье одному! Весело
бывает только вместе с друзьями. И решил квадрат
поискать родственников.
Однажды встречает он на пути такую фигуру.
Стал квадрат к ней приглядываться. Что-то
знакомое, родное обнаруживал он в этой фигуре. И
спросил он тогда:
- Как зовут тебя?
- Называют меня … Ребята, помогите!
- А мы не родственники ли?
- Я бы тоже был рад узнать об этом. Правда, по
размерам и по отношению моих смежных сторон я
могу быть разным. Но если у нас найдутся четыре
неизменных сходных признака, значит, мы с тобой
из одного рода и у нас имеется общее название.
Стали они искать и обнаружили эти четыре
признака сходства:
Учащиеся перечисляют.
Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга.
Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе
трудиться, вместе и веселиться, вместе по белу
свету шагать.
Отдыхают они как-то и видят: выходит из-за
кустарника какая-то новая фигура и направляется
прямо к ним. А вид она имела такой.
Поздоровалась вежливо фигура с квадратом и
прямоугольником.
- Долго я искала представителей нашего
старинного рода. Наконец-то я вас встретила,
разыскала своих родственников.
А зовут-то тебя как? - с удивлением спросили
новую фигуру.
Зовут меня (учащиеся дают название фигуре)
- Но как ты докажешь, что мы родственники?
Очень просто. Мы все имеем два общих признака.
И эти два признака сходства были немедленно
названы учащимися.
Так встретились и стали вместе жить три
родственные фигуры, которые назывались теперь
одним словом
Дети хором: - Четырехугольники!
Учитель. И в заключении умозаключения.
- Прочитайте слова, которые здесь написаны.
Найдите "лишнее” по смыслу. Замените оставшиеся
слова общим названием.
- метр
- дециметр
- килограмм
- сантиметр
- миллиметр
|
|
|
Учитель. Мы покидаем ярмарку, определим
победителя, кто набрал больше всего бонусов.
(Подведение итогов, награждение). |