III этап
Ввод
нового материала.
|
Математический язык. Математическая модель.
Что
такое математическая модель.
Основные
этапы математического моделирования:
построение математической модели (переход от
реальной ситуации к математической);
работа
с составленной моделью;
ответ
на вопрос задачи.
Примеры
математических моделей:
Задача
о движении снаряда (механика):
«Снаряд
пущен с земли с начальной скоростью υ0 = 30м/с под
углом α = 45° к ее поверхности; требуется найти траекторию его
движения и расстояние между начальной и конечной точкой этой траектории».
Задача
о баке с наименьшей площадью поверхности.
Транспортная
задача:
«В
городе имеются два склада муки и два хлебозавода. Ежедневно с первого склада
вывозят 50т муки, а со второго – 70т на заводы, причем на первый – 40т, а на
второй – 80т. Как нужно спланировать перевозки, чтобы их стоимость была
минимальной?»
Задача
о радиоактивном распаде.
Задача
о коммивояжере:
«Коммивояжеру,
жившему в городе А1, надо посетить города А2, А3,
и А4, причем
каждый город точно один раз, и затем вернуться обратно в А1.
Известно, что все города попарно соединены между собой дорогами, причем длины
дорог таковы:
в12
= 30, в14 = 20, в23 = 50,
в24 = 40, в13 =
70, в34 = 60.
Определите порядок посещения
городов, при котором длина
соответствующего пути
минимальна».
Задача
об определении надежности электрической цепи.
|
Лекция с примерами.
Показать
этапы математического моделирования на конкретном примере.
Практическая задача
(бытовая ситуация): «Сколько рулонов обоев
необходимы для оклейки стен комнаты, размеры которой 4м, 6м, высота 3м, если
длина одного рулона 14м, а ширина 0,5м?»
I этап
Построение математической модели.
а
= 4м – ширина прямоугольного
параллелепипеда;
в
= 6м – длина;
с = 3м – высота.
Sбок. – площадь боковой поверхности.
к = 14м – длина прямоугольника;
р = 0,5м – ширина;
S – площадь прямоугольника
Найти
отношение Sбок. к S, результат
округлить до целых по избытку.
II этап
Работа с составленной моделью.
Решим
математическую задачу.
Sбок. = 2
·
(4 · 3 + 6· 3) =
= 60 (м2)
S = 14 · 0,5 = 7 (м2)
60
: 7 » 8,57
Округляем
до целых по избытку: 9
III этап
Ответ на вопрос задачи.
Ответ:
9 рулонов.
|
IVэтап
Практическая
работа.
|
Задание:
Решите
задачу, используя математическую модель.
Задача:
В трех цехах работают 1274 человека, при этом во втором цехе на 70 рабочих больше, чем в первом, а в
третьем – на 84 больше, чем во втором. Сколько человек работают в каждом
цехе?
ЛАБОРАТОРИЯ
ЭКОНОМИКИ (первый
ряд) построит математическую модель.
Модель.
I цех – х
рабочих ü
II цех – (х +
70) рабочих ý 1274 раб.
III цех – ((х +
70) + 84) рабочих þ
Работать
с этой моделью данная лаборатория не может. Что же делать? Экономисты
вызывают сотрудника из ТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА (второй ряд) и говорят ему:
«Отнеси-ка этот листок (с моделью) математикам, пусть разберутся».
ЛАБОРАТОРИЯ
МАТЕМАТИКИ
(третий ряд) получив просьбу экономистов,
начинают работать с моделью, например, решать уравнение. Результат получен,
что делать теперь? Математики вызывают сотрудника технического отдела и
говорят: «Отнеси-ка результат экономистам, мы сделали то, что они просили».
В
лаборатории экономики
математический результат обдумывают и
получают результат экономический.
|
Дидактическая игра.
Цель: выработать
представление о том, зачем нужна математическая модель; выработать умение
составлять простые модели.
Правила:
«Представьте себе, что наш класс – это научно – исследовательское учреждение.
Первый
ряд – лаборатория экономики.
Третий ряд – лаборатория математики.
Средний
ряд – технический отдел.
Уравнение:
Х
+ Х + 70 + Х + 70 + 84 = 1274
3Х
= 1050
Х
= 350
350 + 70 = 420
420
+ 84 = 504
Ответ:
в первом цехе 350 рабочих, во втором – 420 рабочих, в третьем – 504 рабочих.
|
Vэтап
Итог.
Можно
ли создать модель мира?
Домашнее
задание.
|
Дополнительно.
Демократия с точки зрения математики.
Задача:
«Существует ли демократия, как волеизъявление большинства?»
Модель.
п
– число избирателей
т
– число кандидатов
строится
функция f от двух переменных f(т,п). Это уже вопросы высшей математики.
Домашнее
задание: придумать свою модель мира (можно и шуточной форме).
На
следующее занятие принести линейку, цветные карандаши, циркуль.
|
Дискуссия.
Вопрос: Можно ли создать
модель мира?
Вспомнить
модель мира по Платону.
|