Цели урока
1. Повторение и обобщение материала по
творчеству А.С. Пушкина.
2. Воспитание чувства любви к родной природе,
к стихам.
3. Развитие творческих способностей
учащихся.
Оборудование
1. Портреты А.С. Пушкина (художники
В.А. Тропинин, О.А. Кипренский, В.А.
Фаворский).
2. Картина И.Е. Репина «Пушкин на лицейском
экзамене».
3. Музыкальные произведения: Г.В. Свиридов.
«Тройка»; М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»
(фрагменты); П.И. Чайковский. Цикл «Времена
года» («Октябрь»).
4. Игра «Литературное домино».
Первый раунд. «Пушкин и живопись»
1. Вопросы к картине И.Е. Репина «Пушкин на
лицейском экзамене» (авторское заглавие дано в
подписи к репродукции на этой странице. — Ред.):
а) назовите автора и название картины;
б) кто из членов жюри был восхищён
стихотворением Пушкина? (Г.Р. Державин.)
2. О каком из своих портретов А.С. Пушкин
писал: "Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало
мне льстит”? Назовите автора картины. (О.А. Кипренский.)
3. Учитель показывает портреты
А.С. Пушкина; учащиеся называют авторов картин.
Второй раунд. «Литературный»
1. Игра «Продолжи строки»
а) Буря мглою небо кроет…
б) Унылая пора! Очей очарованье!..
в) У лукоморья дуб зелёный…
г) По дороге зимней, скучной…
д) Сижу за решёткой в темнице сырой…
е) Природой здесь нам суждено…
ж) На берегу пустынных волн…
з) Как ныне сбирается вещий Олег…
е) Скажи мне, кудесник, любимец богов…
2. Игра «Литературное домино»
- Станционный (смотритель);
- Барышня-(крестьянка);
- Полтавский (бой);
- Песнь (о вещем Олеге);
- Борис (Годунов);
- Зимнее (утро);
- Руслан (и Людмила);
- Бахчисарайский (фонтан);
- Капитанская (дочка);
- Скупой (рыцарь);
- Моцарт (и Сальери).
3. Игра «Аукцион» (Кто больше назовёт
произведений А.С. Пушкина?)
4. Викторина.
1) О ком идёт речь?
а)
Его глаза сияют,
Лик его ужасен. Движенья быстры.
Он прекрасен. Он весь, как Божия гроза.
(Пётр I.)
б)
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
(Карл XII.)
в)
Мастерица ведь была,
И откуда что брала,
А куды разумны шутки,
Поговорки, прибаутки…
(Арина Родионовна.)
2) Вы изучали балладу А.Пушкина «Песнь о вещем
Олеге». Объясните значение слова "вещий”. (Вещий
— пророческий, предвидящий будущее.)
3) В каких произведениях А.Пушкина изображён
Пётр I? (В поэмах «Полтава», «Медный Всадник»,
в повести «Арап Петра Великого».)
4) Объясните строки из поэмы А.Пушкина
«Полтава»:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
(Россия — огромная и великая держава — в
начале XVIII века не имела выхода к морю. Пётр I,
построив Петербург, создал возможность для
контактов с Европой.)
5) Что хотел сказать А.Пушкин следующими
строками?
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
(Словами волхва Пушкин провозгласил
независимость поэзии, духовную свободу от
мирской власти царей.)
6) Назовите шесть произведений Пушкина, в
которых имя главной героини Мария. («Дубровский»,
«Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»,
«Полтава», «Выстрел», «Метель».)
7) Из какого произведения Пушкина взяты слова
"глаголом жги сердца людей”, ставшие крылатой
фразой? (Из стихотворения «Пророк».)
8) В связи с чем и когда Жуковский подарил
Пушкину свой портрет с надписью? Каково
содержание надписи? (В 1820 году, когда была
напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский
подарил Пушкину свой портрет с надписью:
"Победителю-ученику от побеждённого учителя”.)
Третий раунд. «Музыкальный»
1. Звучит музыкальный этюд Г.Свиридова
«Тройка».
— Кто автор этого музыкального фрагмента,
как он называется? К какой повести А.Пушкина
написана эта музыка? («Метель».)
2. Звучит этюд «Октябрь» из цикла «Времена
года» П.И. Чайковского.
— Назовите автора и название этого
музыкального этюда. С какими стихами А.Пушкина у
вас возникают ассоциации? («Осень».)
3. Кто написал оперу «Руслан и Людмила»? (М.И. Глинка.)
4. Кто из русских композиторов написал музыку
на слова стихотворения Пушкина «Я помню чудное
мгновенье…»? Кому посвящено это стихотворение и
кому композитор посвятил эту музыку? (М.И. Глинка.
Стихотворение посвящено А.П. Керн, а музыка —
её дочери Екатерине.)
5. Какие оперы на сюжеты Пушкина создал
П.И. Чайковский? («Евгений Онегин», «Пиковая
Дама», «Мазепа».)
6. Какие оперы на сюжеты пушкинских
произведений создал Н.А. Римский-Корсаков? («Моцарт
и Сальери», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о
царе Салтане».)
Четвёртый раунд. «Творческий»
1. Конкурс рисунков по произведениям
А.С. Пушкина.
2. Конкурс чтецов по стихам А.С. Пушкина.
3. Конкурс стихотворцев (предлагается
сочинить стихотворение об осени, используя слова
осень, птицы, небо, листья).
|