Цель:
учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление
о роли игрушки в жизни русского народа; учить передавать характер декоративных
форм; формировать приёмы рисования кистью цветочных элементов росписи узора;
развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать умение видеть
прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.
Оборудование: гуашь, бумага, кисти, шаблон матрёшки, компьютерная презентация
«Народные промыслы», русская народная музыка, куклы-марионетки, ширма.
Ход урока
I. Создание эмоционального настроя.
Ученики
разыгрывают сценку из кукольного спектакля.
Внучка. Бабушка, мне скучно! Спой песенку.
Бабушка. Некогда мне, милая, печь растопить нужно.
Внучка. Бабушка, расскажи сказочку!
Бабушка. Недосуг мне болтать, Дуняша. Скотинку пора кормить.
Внучка. Дедушка! Невесело мне, смастерил бы ты мне куколку!
Автор. Дедушка надрал с полена лыка, растрепал его, связал
умело. Вышла мочальная кукла для внучки.
Дедушка. Потешься пока. А как на ярмарку поеду, так привезу
тебе, Дуняшка, игрушку поярче да повеселее.
Внучка. Спасибо тебе, дедушка!
Учитель. Ребята, как вы думаете, во что играли дети?
Ученики. Игрушки делали сами из того, что было под рукой: дерева, соломы, лоскутков ткани, глины. В
некоторых семьях просто брали полено, закутывали в ткань. Это и была кукла.
Куклы в крестьянской семье передавались из поколения в поколение, были настоящими
реликвиями.
Звучит
народная музыка.
Учитель. Игрушка пришла к нам из глубокой древности. Каждая
фигурка имела своё значение: женская фигурка -
плодородие, конь – слуга солнца, птицы предвещали весну и лето. Люди
верили, что в игрушки вселялись духи, и просили у них хорошего урожая, дождя и
солнца. Позже игрушки стали делать для забавы, утехи и украшения. Игрушки, как
и песни, сказки, учили детей различать добро и зло, передавали представления о
счастье и красоте.
II. Ярмарка игрушек.
Учитель. В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей.
Предлагаю, вместе с дедом выбрать для Дуняши на ярмарке игрушку. Сколько
мастеров! Все зазывают шутками да прибаутками.
Скоморохи.
Ярмарка! Ярмарка!
Торопись, народ!
Чудо-ярмарка идёт!
Весёлая, забавная,
Громкая, нарядная!
Здесь игрушки хороши
Для забавы и души!
Подходи, не скупись!
Эй, народ, торопись!
Есть прехитрые штуки
Позабавьтесь от скуки!
А вот и игрушки славные,
Занятные, забавные.
Полюбуйтесь,
Да только не торгуйтесь!
Хоть игрушка и детская забава,
А вам придётся по нраву!
Просмотр
слайдов (на слайдах игрушки разных народных промыслов). Учитель предлагает стихотворения, рассказывающие об
игрушках, а ученики называют народный промысел:
Это чудо синее
На блюдечке раскинуто.
Раз мазок, два мазок,
Завиток и точки…
Расцветут на белой глине
Синие цветочки.
Гжель
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично!
Дымковская игрушка
Русская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят люди из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, конники, павлины
И солдатики – войска цвет.
Филимоновская игрушка
Хрупкая шкатулка,
Глаз не отвести:
На чёрном фоне красные,
Жёлтые изящные
Барышни и молодцы,
Дома и лошади,
Под блестящим лаком штучка,
Вот обрадуется внучка!
Палех
Вот и куклы глиняные.
Модница-нарядница,
Вы куда идёте?
С зонтиком и
сумочкой
Глиняная тетя.
Лошадка деревянная,
Яркая, нарядная.
Учитель. Богата ярмарка утехами: расписные свистульки-петушки,
кони, волчки, кораблики и барышни. В народе считалось, что если дети небрежно
обращаются с игрушкой – быть беде. Верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто
играет в них.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Матрёшка
Учитель. Ребята, а что вы знаете о матрёшке?
III. В мастерской игрушки.
Выставка
народных игрушек, матрёшек.
Ученик (читает статью
из толкового словаря С.И. Ожегова).
Матрёшка – русская игрушка, деревянная,
ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы
меньшего размера.
Ученик.
Шли по
дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
Учитель. Как вы думаете, почему эта кукла так названа?
Ученик. Название произошло от уменьшительно-ласкательной формы
русского женского имени Матрёна, которым часто называли девочек в крестьянских
семьях.
Учитель. Матрёшка появилась в 90-х годах XIX века. Сначала её делали только в Сергиевом Посаде
(Московская область) – старинном центре игрушечного промысла. Сейчас матрёшку
изготовляют на многих фабриках и предприятиях народно-художественных промыслов.
Ученики. Каждая матрёшка представляет собой изображение девочки
или женщины в русской национальной одежде: в сарафане, с платочком на голове.
Её одежду украшают яркие цветы, в руках она держит корзинку, или птицу, или
букет цветов. Все куклы, составляющие одну игрушку, похожи друг на друга, но
отличаются какой-нибудь деталью. Обычно одна игрушка состоит из 3 – 24 кукол.
Матрёшка – один из самых популярных русских сувениров.
Учитель. Сейчас и в Башкирии делают игрушки-сувениры,
напоминающие матрёшку, расписывают их яркими красками. Получаются башкирские национальные
сувениры.
Показ
слайдов.
Учитель. Матрёшкой восхищались, ею любовались. Какие краски
использует Константин Паустовский, рассказывая о матрёшке?
«Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном
столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было
скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей,
фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали
из сусального золота.
Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой,
соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл
длинными ресницами».
Расцветка, узоры нарядов матрёшек могут быть разными.
Это зависит от местности, где были изготовлены игрушки. Одно из таких мест – село
Полоховский Майдан Новгородской области. Изделия его мастеров всегда весёлые,
яркие, нарядные.
Фигурки матрёшек вытачивают мужчины, а
разрисовывают женщины. Любимый узор – большие розово-малиновые цветы шиповника.
Обычно рядом с матерями рисуют и их
дочери. Даже маленькие девчушки просят разрешить нарисовать полыхающие цветы,
голубые матрёшкины глаза и рот бантиком.
Учитель. Ребята, а вы хотели бы нарисовать свою матрёшку?
IV. Практическая работа.
1.Обозначить границы рисунка.
2. Провести ось симметрии.
3.Мысленно разделить игрушку на части,
обозначить месторасположение каждой.
4. Выполнить эскиз матрешки.
5. Прорисовать детали.
6. Выполнить рисунок в цвете.
V.
Физминутка под музыку «Коробейники».
VI.
Самостоятельная работа учащихся.
VII.
Анализ детских работ. Выставка рисунков.
Учитель. Посмотрите, какие
великолепные работы у вас получились. Вы настоящие мастера.
VIII. Домашнее
задание. |