Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 04:36:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Мейоз и его биологическое значение
12.08.2011, 20:35:05

Обучающая цель урока:

Знать: основные типы мейоза, механизм мейоза, его биологическую сущность;

понимать: процессы, происходящие в первом и во втором делении мейоза;

уметь: применять полученные знания для решения задач на механизм деления клетки, определение результатов деления  и плоидности клеток.

Задачи личностного развития:

- содействовать дальнейшему развитию «западающих»  параметров ИСУД каждого ученика, творческого мышления;

- способствовать воспитанию культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Словарь терминов: мейоз (зиготный, споровый и гаметный), коньюгация, кроссинговер, биваленты, хиазмы, редукционное и эквационное деление,интеркинез.

Ход урока

1.Ориентировочно – мотивационный этап.

Сообщение темы урока, целеполагание и мотивация

(на доске записывается то, что ученики уже знают по теме и что они хотели бы узнать).

- Что знаю?                                                     - Что хочу узнать?

1.                                                                       1.

2.                                                                        2…

Далее учитель дает информацию о том, где понадобятся знания по данной теме.

2.Объяснение нового материала.

У организмов, размножающихся половым путем, имеются две категории клеток: диплоидные и гаплоидные. К первым относятся соматические и предшественники половых клеток, ко вторым – зрелые половые (гаметы). Уменьшение числа хромосом в два раза достигается благодаря мейозу.

Мейоз – особый способ деления клеток, при котором происходит редукция числа хромосом вдвое и переход клеток из диплоидного состояния в гаплоидное.

Мейоз был открыт в 1882 году у животных В. Флеммингом и Э. Страсбургером в 1888 году у растений.

В зависимости от места в жизненном цикле организма различают три основных типа мейоза:

1.Зиготный  или начальный (у многих грибов и водорослей), происходит в зиготе сразу после оплодотворения и приводит к образованию гаплоидного мицелия или таллома, а затем спор и гамет.

2.Гаметный или конечный (у всех многоклеточных животных и ряда низших растений), происходит в половых органах и приводит к формированию гамет.

3.Споровый или промежуточный (у высших растений), приводит к образованию гаплоидного гаметофита, в котором позднее образуются гаметы.

У простейших встречаются все три типа.

Мейоз состоит из двух последовательных делений ядра, в процессе которых удвоение количества ДНК происходит один раз в синтетическом периоде интерфазы. В результате из одной диплоидной клетки образуется 4 гаплоидные. В каждом из делений выделяются те же фазы, что и в митозе. Давайте вспомним, что же происходит в интерфазе.

- Какие периоды выделяют в интерфазе и в каком из них происходит удвоение ДНК?

- Почему способ удвоения ДНК называют полуконсервативным?

- В каком направлении идет наращивание цепи ДНК и почему?

- Почему одну цепь называют лидирующей, а вторую запаздывающей?

- Какие хромосомы называются гомологичными?

- Что такое хроматиды?

А сейчас посмотрим, что же происходит в мейозе.

Учитель ведет объяснение с использованием таблицы и с помощью цветных мелков показывает хромосомы и хроматиды в каждую фазу.

Интерфаза (клетка 2п2с)

- Пресинтетический  период  (постмитотический(2п2с)

- Синтетический период 2п4с

- Постсинтетический  (премитотический) период  2п4с.

Первое деление (редукционное)

Особенностью этого деления является необычность и сложность  прохождения профазы.

Профаза 1(2п4с)

Гомологичные хромосомы сближаются, образуя  биваленты и обмениваются участками  хромосом.

Коньюгация – сближение гомологичных хромосом.

Биваленты – пара гомологичных хромосом, соединенных между собой (коньюгирующих). Число бивалентов обычно равно гаплоидному числу хромосом, число хроматид в каждом биваленте 4, поэтому их еще называют  тетрадами.

Кроссинговер – перекрест, взаимный обмен  участками  гомологичных хромосом в результате разрыва и соединения в новом порядке их нитей – хроматид; приводит к новым комбинациям аллелей разных генов. Является важнейшим механизмом, обеспечивающим комбинативную изменчивость в популяциях и тем самым дающий материал для естественного отбора.

После обмена участками гомологичные хромосомы начинают отталкиваться, образуя хиазмы.

Хиазмы – точки соединения гомологичных хромосом в биваленте. Число хиазм в биваленте редко превышает 2 - 5.

Метафаза 1 (  2п4с)

Биваленты выстраиваются по экватору клетки. К  центромере каждой хромосомы прикрепляется 1 нить веретена деления от одного из полюсов.

Анафаза 1 (2п4с)

Целые гомологичные хромосомы конкретной пары, состоящие из двух хроматид, расходятся к полюсам. В результате у каждого полюса будет 1п2с хромосом и хроматид.

Телофаза 1 (1п2с)

Хромосомы деспирализуются, вокруг образуется ядерная оболочка. Нити веретена деления исчезают. Клетка делится, образуя две дочерние с набором хромосом и хроматид 1п2с.

Интеркинез (только у животных клеток) – интервал между первым и вторым делением мейоза. Синтетический период  отсутствует и репликация ДНК не происходит.

Второе деление (эквационное или выравнивающее)

Профаза 2 (1п2с) укорочена, без кроссинговера. Утолщаются двухроматидные хромосомы, центриоли расходятся  к полюсам и формируется веретено деления.

Метафаза 2 (1п2с).

Двухроматидные хромосомы выстраиваются по экватору клетки. К  центромерам прикрепляются нити веретена деления от двух полюсов.

Анафаза 2 (  2п2с).

Центромеры делятся надвое и нити веретена деления растягивают к полюсам хроматиды.

Телофаза 2 (1п1с).

Однохроматидные хромосомы деспирализуются, разрушаются нити веретена деления, восстанавливается ядрышко и ядерная оболочка. Происходит цитокинез и в клетке образуется 4 дочерние клетки  с набором хромосом и ДНК 1п1с.

Релаксационная пауза.

А сейчас давайте попытаемся представить процессы, происходящие в мейозе, и воспроизвести их. Соедините ладони перед грудью, пальцами вверх и сильно сожмите основу ладоней. Ваши ладони – это две хроматиды одной хромосомы. Отведите ладони в сторону товарища по парте и соедините свои ладони. Так у нас получится пара гомологичных хромосом, каждая из них состоит из двух хроматид. Вернитесь в исходное положение (в первом делении мейоза к полюсам расходятся гомологичные хромосомы, состоящие из двух хроматид). Напрягите мышцы плеч и груди, втяните живот. А сейчас немного расслабьтесь и разведите ладони в стороны  (  во втором делении мейоза к полюсам расходятся хроматиды и  образуются 4 клетки с набором хромосом и ДНК 1п1с). Поднимите руки вверх и потянитесь, вернитесь в исходное положение.

3. Осмысление учебного материала.

- Почему первое деление мейоза называют редукционным?

- Почему второе деление мейоза называют выравнивающим?

- Почему один и тот же организм образует огромное количество разных гамет?

- Вспомните, в чем значимость митоза?

- А какое преимущество амитоза?

- Для кого характерно простое бинарное деление?

-А в чем же, на ваш взгляд, биологическое значение мейоза?

Рассуждения учеников и запись в тетрадь.

Биологическое значение мейоза

  1. 1. Образование гаплоидных клеток (гамет и спор) в жизненном цикле организмов.
  2. 2. Обеспечение постоянства кариотипа в ряду поколений организмов данного вида, размножающихся половым путем.
  3. 3. Достижение огромного генетического разнообразия гамет и спор в результате случайного распределения между клетками гомологичных хромосом и обмена их участками – кроссинговера.

4.Закрепление учебного материала.

1. Назовите одним словом: амитоз, митоз, мейоз, простое бинарное деление.

2. Вставить недостающее

Мейоз            …?

Митоз              Соматическая клетка

Амитоз            Бактерия

3.Соотнести

Анафаза 1                 1п1с

Телофаза 1               2п4с

Телофаза 2                2п2с

Анафаза 2                   1п2с

5.Рефлексия.

Итак, что же мы можем сейчас по этой теме и что мы умеем?

- Что могу и что умею?

1.

2…

Достигли ли мы поставленных целей?

Домашнее задание у вас на столе (приложение).

Вопросы домашнего задания

1.Меланхоликам со средним и высоким уровнем  обученности

1.Составить таблицу «Сравнительная характеристика митоза и мейоза».

2.В соматических клетках  томата 24 хромосомы. Сколько пар бивалентов будет в метафазе 1? Сколько хромосом и хроматид будет содержать микроспора томата?

3.В клетках листьев мягкой пшеницы содержится 42 хромосомы. В результате мейоза в  микроспорангиях пыльников  из диплоидной клетки образуется 4 микроспоры, каждая из которых превращается в пыльцевое зерно, но предварительно делится митозом с образованием 2 ядер, одно из которых еще раз делится митозом. Сколько ядер и сколько хромосом будет в пыльцевом зерне пшеницы?

2.Флегматикам с высоким и средним уровнем обученности.

1.Составить систему понятий по теме «Воспроизведение клетки».

2.В клетках корешка гороха посевного содержится 14 хромосом. Сколько пар бивалентов будет в метафазе 1? Сколько хромосом и хроматид будет содержать мегаспора гороха?

3. В  соматических клетках томата содержится 24 хромосомы. В клетках семязачатка происходит мейоз. Три из образовавшихся клеток отмирают, а одна трижды делится митозом, в результате чего образуется зародышевый мешок. Сколько ядер и хромосом будет в зародышевом мешке?

3. Холерикам с высоким и средним уровнем обученности.

1.Придумать и записать вопросы по теме «Воспроизведение клетки».

2.Диплоидный набор хромосом в клетке 48. Сколько хромосом и хроматид направляется к каждому полюсу в анафазе первого и второго деления?

3.В клетках корешка лука содержится 16 хромосом. В клетке семязачатка происходит мейоз. Три из полученных клеток дегенерируют, а оставшаяся клетка трижды делится митозом, образуя зародышевый мешок. Сколько ядер и сколько хромосом будет в зародышевом мешке лука?

4. Сангвиникам с низким и средним уровнем  обученности.

1.Сколько хромосом и хроматид будет в клетках человека в каждую фазу мейоза?

2.Прочитать параграф и ответить на вопросы в конце параграфа. Выделить в тексте непонятные места.

3.Ядро соматической клетки мыши содержит 40 хромосом. Сколько пар бивалентов будет в метафазе 1?

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Носик | Теги: биология в школе, урок биологии, зоология, учителю биологии, конспект урока, готовые конспекты уроков, ботаника
Просмотров: 6240 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0