Цель: Познакомить учащихся
школы с бессмертным образом белых журавлей
Расула Гамзатова перелетели границы стран
и континентов и навеки запечатлены в
десятках памятников по всему миру - в России,
Японии, США, Украине, Узбекистане.
Задачи:
-
Образовательные:
-
Формирование информационной
компетентности учащихся: развитие
умения учащихся работать с различными
источниками информации, умения выделять
главное, находить и использовать нужную
информацию из разнообразных источников,
включая работу с книгой, поиск
информации в библиотеке, сети Интернет.
Развитие умения представлять результат
своей работы - мультимедийную
презентацию.
-
Формирование у учащихся
представлений о связи краеведения с
историей, литературой.
-
Воспитательные:
-
Формирование гражданской
ответственности, уважительного
отношения к исторической памяти своего
народа, исторических фактах, документах.
-
Формирование навыков
доброжелательного общения, взаимопомощи
при работе в группе.
-
Развивающие:
-
Развитие творческих
способностей учащихся при создании
мультимедийных презентаций.
-
Формирование элементов
творческого поиска, познавательного
интереса при подготовке мультимедийных
презентаций.
-
Развитие эмоционально-ценностного
мышления учащихся на примере
взаимодействия краеведения, литературы,
истории.
Подготовка к выступлению:
заранее учащиеся разбиваются на группы,
выбираются руководители групп. С учащимися
обсуждаются основные страницы журнала, по
которым группы собирают необходимый
материал, готовят мультимедийные
презентации к уроку.
Дата проведения: актовый зал
школы 8 мая в 12.00
Оборудование:
- компьютер, мультимедиапроектор, экран.
- Весь класс выстраивается на сцене двумя
клиньями.
- В руках у всех свечи и японский журавлик
«оригами»
Время выступления – 6 минут.
(приложение) «Журавли
над
Родиной» - скачивай вверху страницы
Слайд -2
Ведущий 1: 22 октября в России отмечают
один из самых романтичных праздников -
праздник Белых Журавлей.
Слайд - 3
Ведущий 2: Праздник возник по инициативе
народного поэта Дагестана Расула Гамзатова
и отмечается уже два десятилетия. Это
праздник в память о павших на полях
сражений во всех войнах.
Слайд - 3
Ведущий 3: Стихотворение Расула
Гамзатова «Журавли», в России знает,
наверное, каждый на основе которого была
создана песня, имеет интересную
предысторию. Находясь в Японии, Расул
Гамзатов увидел известный памятник белым
журавлям в Хиросиме. Ему рассказали и
историю о девочке, ставшей жертвой
последствий ядерной бомбардировки и так и
не успевшей вырезать из бумаги тысячу
журавликов.
Слайд - 3
Ведущий 4: Здесь же, в Японии, он получил
телеграмму, в которой сообщалось о кончине
его матери. Гамзатов вылетел в Москву и в
самолете, думая о матери, вспомнил и
умершего отца, и погибших на войне братьев.
И та хиросимская девочка с бумажными
журавликами не уходила из памяти. Вот так и
родилось стихотворение, которое начиналось
этими строчками:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей...
Слайд – 4,5
Ведущий 5: Стихотворение увидел в
журнале «Новый мир» Марк Бернес.
Переработав его при посредстве автора и
переводчика Наума Гребнева, Бернес
прочитал его Яну Френкелю и попросил его
написать музыку.
Так родилась эта знаменитая песня, а потом
благодаря ей родился и праздник.
Слайд - 6
Ведущий 5: Согласитесь, это бывает
крайне редко. Праздник, родившийся из песни.
Сам праздник Белых Журавлей отмечается в
высокогорном дагестанском селении Гуниб.
Сюда собираются представители
многочисленных дагестанских народов и
народов других республик, чтобы вспомнить
погибших воинов. Но с годами этот праздник
стал символом мира на Кавказе. Символом
общей судьбы русского народа и
многочисленных народов Кавказа.
Слайд - 6
Ведущий 6: Журавли не имеют
национальности – они символизируют память
обо всех погибших на полях сражений. Не
случайно в разных уголках бывшего
Советского Союза воздвигнуто 24 памятника
белым журавлям. Это говорит о том, что всех
нас объединяет память, общая история, общее
родство.
Слайд - 6
Ведущий 7: Так или иначе, памятник в
Осетии открыл Целую галерею памятников, где
метафора летящих журавлей используется для
передачи скорби по воинам, не вернувшимся с
войны. Об этих Памятниках мы рассказали мы в
нашей презентации
Слайд - 7
Ведущий 8:
Ровным клином летят журавли,
И, курлыча, стонут они
О них – о погибших и всё же живых,
О них, о них…
Для них всё кончено давно,
Похоронила их ночная мгла,
Вернуться им уже не суждено,
Лежат в сырой земле и тлеют их тела.
Кто помнит тех сапёров,
Что жизнь свою отдали?
Кто помнит тех героев,
Что землю защищали?
Всё окутано давно туманом,
И пелена стоит в глазах.
Наша память оказалась лишь обманом
Для тех, кто сейчас парит в небесах.
Мы забыли об их страданьях,
Которые им пришлось пережить;
Мы забыли об их тайных желаньях:
Только бы выжить и жить, жить!
И только журавли всё летят и летят
И, взывая к памяти о павших, всё кричат и
кричат…
Слайды с 8 по 36
Звучит песня в исполнение детей (минус - 3
минуты 42 секунды)
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних,
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый –
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая.
Всех вас, кого оставил на земле.
(ребята зажигают свечи)
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Ребята после выступления ветеранам,
гостям и членам жури, дарят на память
японского журавлика «оригами» |