Цели:
- Способствовать
актуализации ведущих знаний.
- Формировать умения анализировать,
выделять главное, сравнивать,
самостоятельно и оперативно применять
знания, а также уметь работать в группе,
т.е. помогать друг другу и уметь
контролировать свои действия.
- Воспитывать аккуратность,
добросовестность, прививать интерес к
изучаемому предмету.
- Способствовать развитию навыков
сознательного и рационального
использования ЭВМ в своей учебной
деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры.
Об игре: игру я провожу в рамках
недели точных наук. Время проведения -
ноябрь. Данная игра дает всегда
положительные результаты: она
актуализирует знания, поднимает интерес в
учебе, вызывает массу чувств (ведь занятие
проходит с высоким эмоциональным накалом,
работают все: и участники команд, и
болельщики). После проведения данной игры
убеждаешься в том, что в процессе
соревнования учащиеся проявляют много
активности, смекалки и конечно творчество.
Участники игры: две команды – по 8
человек, они должны иметь название,
эмблему и визитную карточку ( все это
выполняется в виде презентации в MS PowerPoint и делается это заранее, т.е. до
игры).
1. Конкурс–презентация (представление
команд). В него входят презентации
выполненные в MS PowerPoint, которые должны
содержать в себе информацию о названии
команды, эмблеме и визитную карточку с
информацией по физике. При оценке
учитываются остроумие, оригинальность,
юмор, отражение физического содержания.
Максимальное число очков за выступление –
4 балла. На данный конкурс можно отвести 10
минут (по 5 минут для каждой презентации).
2. Конкурс « Отгадай слово». Командам на
интерактивной доске высвечивается 2
кроссворда, в которых после правильных
ответов на вопросы можно прочитать слово,
находящееся в заштрихованных клетках.
Максимальное число очков за каждый
кроссворд – 7 баллов; отводимое на работу
время – 5 минут.
Вопросы к кроссворду для первой
команды:
- Свойство твердого тела
восстанавливать форму и объем после
прекращения действия силы? (упругость)
- Мельчайшая частица вещества,
сохраняющая его химические свойства? (молекула)
- Способ передачи тепла, связанный с
переносом вещества? (конвекция)
- Вещество, сжигаемое для получения
теплоты? (топливо)
- Знак для обозначения числа? (цифра)
- Действие для проверки правильности
теоретических рассуждений? (опыт)
- Изображение знака препинания ,
выражающего восторг, восклицание? (!)
По вертикали в заштрихованных клетках: «умницы!»
Вопросы для второй команды:
- Мельчайшая частица вещества? (атом)
- Газовый процесс, происходящий в
электрической лампе накаливания? (изохорный)
- Тонкая трубка, по которой жидкость
поднимается под действием силы
поверхностного натяжения? (капилляр)
- Прибор для определения точки росы? (гигрометр)
- Переход вещества из жидкого состояния
твердое? (отвердевание)
- Процесс получения жидкости из газа? (
конденсация)
- Синоним слова «эксперимент»? (опыт)
Слово по вертикали: «молодцы».
Для интерактивной доски загружается
документ подготовленный в MS Word.
3. Конкурс « Встреча капитанов». Капитаны
получают задание, которое состоит из
создания таблицы в MS Word. Таблица должна
состоять из двух столбцов: 1 – портрет
ученого физика, 2 – закон, который им был
открыт. Учащиеся в данном конкурсе не
только должны знать известных физиков, но
и уметь работать с таблицей в MS Word, а также
пользоваться методом выделения текста и
вставки его в таблицу. Каждому капитану
предлагается по 5 описаний законов и папка
с портретами, они должны правильно
расположить для каждого описания свой
портрет. За каждое правильное совпадение
капитан получает 1 балл, в итоге можно
набрать по 5 баллов максимально. На данное
задание можно отвести 10 минут.
Для капитана 1 команды.
- Он был рыцарем Почетного легиона,
получил звание сенатора и графа.
Наполеон не упускал случая посетить
заседания Французской академии наук,
где он выступал. Он изобрел
электрическую батарею, пышно названную
«короной сосудов». (Алессандро Вольта)
- Он стал академиком в 39 лет, причем в
избрании не играли ни малейшей роли его
работы по магнетизму и электричеству. Он
славился своей рассеянностью. Про него
рассказывали, что однажды он с
сосредоточенным видом варил в воде свои
часы 3 минуты, держа яйцо в руке (Ампер).
- Он – один из первых ученых, работавших
на войну, и первая жертва войны среди
людей науки. Круг его научных интересов:
математика, механика, оптика, астрономия.
Он – крупный изобретатель. Его
изобретения широко известны. С одним из
его открытий мы сталкиваемся почти
каждую неделю (Архимед).
- Он открыл один из важнейших
количественный закон цепи
электрического тока. Он установил
постоянство силы тока в различных
участках цепи, показал, что сила тока
убывает с увеличением длины провода и с
уменьшением площади его поперечного
сечения. Он нашел ряд из многих веществ
по возрастанию сопротивления (Георг Ом).
- Он создал теорию, в которой впервые
упоминается термин «электромагнитное
поле». Он предсказал существование
электромагнитных волн и не дожил до их
открытия (Джеймс Максвелл).
Для капитана 2 команды.
- Он изобрел универсальный тепловой
двигатель – паровую машину, сыгравшую
большую роль в переходе к машинному
производству. В честь него бала названа
единица мощности (Джеймс Уатт).
- Он первым сформулировал закон
прямолинейного распространения света.
Он написал свой самый главный труд «Начала»,
состоящий из 15 книг. Оказал огромное
влияние на развитие математики (Евклид).
- Он родился в год смерти Галилея.
Родился он очень слабым и был так мал,
что его можно было искупать в большой
пивной кружке. Им были открыты основные
законы классической механики, открыл
дисперсию света, хроматическую
аберрацию, исследовал интерференцию и
дифракцию, построил зеркальный телескоп
и также открыл закон всемирного
тяготения (Исаак Ньютон).
- Он был изобретателем и
предпринимателем, организатором и
руководителем первой американской
промышленно-исследовательской
лаборатории. Автор свыше 1000 изобретений.
Он изобрел фонограф, патрон к
электрической лампочке, обнаружил
явление термоионной эмиссии (Т.А.Эдисон).
- Он открыл один из важнейших законов
электричества в 1785 году, используя для
этого крутильные весы. Прием,
использованный им, лишний раз
доказывает, что изобретательность
человеческого ума не знает границ (Шарль
Кулон).
4. Конкурс болельщиков. Этот конкурс
проводится в то время, пока капитаны
выполняют свое задание. Он состоит из
вопросов по физике. За каждый правильный
ответ болельщик получает 1 балл и отдает
его в пользу своей команды. Отвечает тот,
кто вперед поднял руку и это фиксирует
жюри.
Вопросы для болельщиков:
- Химический элемент, используемый в
технике, но в виде самородков в природе
не встречающийся? (алюминий)
- Кто в России изобрел трансформатор? (П.Н.Яблоков)
- Какой прибор измеряет напряжение? (вольтметр)
- Почему уменьшается количество воды,
если сосуд с водой оставить открытым? (испарение)
- Какую температуру имеет кипящая вода в
чайнике? (100°С)
- Предполагается, что родина этого
изобретения Китай? (ракета)
- Для изучения закономерностей
свободного падения тел он использовал
наклонную башню в г. Пиза? (Галилео
Галилей)
- Ему первому удалось увидеть строение
части скелета живого человека? (В.К.Рентген)
- Кто, не учившись, говорит на всех языках?
(эхо)
- В печь положить – вымокнет, в воду
положить – высохнет.? (свеча)
- Без глаз, а слезы проливает ? (оконное
стекло)
- Небесная лошадь скачет, из-под ног
огонь сыплется? (гром и молния)
- Французский физик и химик, открывший
один из газовых законов? (Гей-Люссак)
- В каких единицах измеряется импульс в
Международной системе? (1 Н·с)
- Древнегреческое название янтаря? (электрон)
5. Конкурс «Художников». Командам
раздается по 5 загадок по физике, они
должны ответы изобразить в виде рисунков в
графическом редакторе Paint. В полученной
картинке должен присутствовать
художественный смысл, т.е. картинка должна
бить законченной. На данный конкурс
отводится 15 минут.
Вопросы-загадки для первой команды:
- В нее льется, из нее льется, сама по
земле плетется. (река)
- Летит орлица по синему небу, крылья
распластала, солнышко застлала. (туча)
- По синему морю белые гуси плывут. (облака)
- Летит огневая стрелка, никто ее не
поймает: ни царь, ни царица, ни красна
девица. (молния)
- Поднялись врата, всему миру красота. (радуга)
Вопросы-загадки для второй команды:
- Зимой греет, весной тлеет, летом
умирает, осенью оживает. (снег)
- Я вода, да по воде же и плаваю. (лед)
- Белая морковка зимой растет. (сосулька)
- Черная кошка лезет в окошко. (ночь)
- В синем небе светляки, не дотянешь к ним
руки. Один большой светляк загнулся, как
червяк. ( звезды и Месяц)
Командам, как и в первом конкурсе, можно
дать загадки на интерактивной доске в виде
документа, подготовленного в MS Word. В данном конкурсе учитывается
правильность ответов, оригинальность,
смекалка, целостность картины. Наибольшее
количество баллов – 5.
Итог: в заключительной части данного
занятия подводятся итоги всей игры. Жюри
подсчитывает общее количество баллов для
каждой команды. Призы вручаются
победившей команде.
|