Цели: Учебная: повторить пройденный материал по теме «Местоимения»; Развивающая:
развить навыки систематизации и навыки мышления учащихся; Воспитательная:
привить уважительное отношение учащихся к родному языку. Тип урока:
урок систематизации и обобщения знаний. Структура урока: оргмомент
(1 мин), постановка темы и целей урока (1 мин), проверка домашнего
задания (словарный диктант) (6 мин), опрос (11 мин), обобщение и
систематизация полученных знаний (16 мин), подведение итогов (3 мин),
домашнее задание (2 мин). Оборудование: доска, мел, тряпка, таблица
«Разряды местоимений», карточка с индивидуальным заданием. Основные
методы и приемы: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ,
самостоятельная работа, запоминание, сравнение. Ход урока I Здравствуйте,
ребята. Рада всех вас видеть. Пусть дежурные напишут, кто отсутствует, и
мы приступим к работе. Наш урок посвящен закреплению темы
«Местоимения». Сегодня мы с вами повторим разряды местоимений, некоторые
правила их написания, а также выполним много интересных заданий. II Однако
перед этим поработаем немного с лексикой. Напишем небольшую проверочную
работу. На листочках, которые я вам раздам, напишите свои фамилии и
имена, не забудьте. Откройте словарики. Даю полминутки на повторение.
Закрываем и приступаем: Орнамент, бассейн, типография, биография,
иллюстрация, инструмент, коллекция, заглавие, подзаголовок, центнер,
двести, триста, четыреста, девяносто, гараж, одиннадцать, километр,
экземпляр, искусный, искусство, миллион, миллиард, Немного времени
даю на проверку. Пробегите глазами свои работы, проверьте внимательно.
Все слова вам уже хорошо знакомы. Сдаем.
III Откройте,
пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число (двенадцатое марта).
Классная работа. Тема урока: «Повторение по теме "Местоимения”». Итак,
вспомним, что же такое местоимение? Местоимение – это часть речи,
которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Так
чем же местоимение отличается от существительного, прилагательного,
числительного? Оно отличается именно тем, что оно не называет, но
указывает. Приведите, пожалуйста, примеры. Мальчик – он, три –
сколько, красный – какой. Какие местоимения не склоняются? Некто,
каков, таков. У каких местоимений нет именительного падежа? У
возвратного местоимения «себя». Объясните разницу в значении
местоимения его (подвиг) и его (похвалили). Подвиг чей? – его
(притяжательное местоимение). Похвалили кого? – его (личное
местоимение). Какие местоимения пишутся через дефис? Неопределенные,
с суффиксами –то, –либо, -нибудь и приставкой кое- (кто-то,
где-нибудь,что-либо, кое-как) Назовите правило правописания
неопределенных местоимений некто, нечто, несколько, некоторый. В
данных местоимениях приставка не всегда находится под ударением и
пишется слитно. Когда пишется ни в отрицательных местоимениях? Когда
пишется не? Ни – без ударения, не – под ударением (никто, нечего). В
каких случаях ни и не в отрицательных местоимениях пишутся раздельно? Они
пишутся раздельно тогда, когда они отделяются в местоимениях предлогов
(ни у кого, не с кем).
Молодцы, ребята, вы справились с
заданием. Теперь мы посмотрим на доску, где вы видите таблицу «Разряды
местоимений». Колонка с примерами закрыта. Вам необходимо перечертить
эту таблицу в тетрадь. Далее я буду читать вам предложения, из которых
вы должны будете выписывать местоимения в колонку с нужным разрядом.
Потом мы откроем вторую половину таблицы и дополним ваши таблицы
недостающими примерами. Разряд Пример Личные Возвратное Вопросительные Относительные Неопределенные Отрицательные Притяжательные Указательные Определительные
1) Тот куст, да не та ягодка. (Поговорка) Тот, та –
указательные местоимения; 2) Я, ты, он, она, вместе - целая страна!
(Р. Рождественский) Я, ты, он, она - личные местоимения; 3)
Счастие или грусть – ничего не знать наизусть. (М. Цветаева) Ничего –
отрицательное местоимение; 4) И тополя уходят, но свет их озерный
светел. (Ф. Г. Лорка) Свет чей? – их (притяжательное местоимение); 5)
Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин) Себя
– возвратное местоимение. 6) Свет решил, что он умен и очень мил.
(А.С. Пушкин) Что – относительное местоимение, так как соединяет два
простых предложения в составе сложного. 7) Что происходит на свете?— А
просто зима. (Ю. Левитанский) Что – вопросительное местоимение, так
как в данном предложении оно служит выражению вопроса. 8) Всякому
зерну своя борозда (Пословица). Всякий – определительное местоимение,
своя – притяжательное. 9) Недвижный кто-то, черный кто-то Людей
считает в тишине.(А. Блок) Кто-то – неопределенное.
Молодцы,
ребята. Теперь давайте посмотрим на 2 колонку нашей таблицы. Выпишите
себе те местоимения, которых нет у вас в тетрадях.
Ученики
выписывают.
Далее один ученик выходит к доске и получает
индивидуальное задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы и
раскрывая скобки. (Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который,
что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому
(не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.
В это
время весь класс получает листы с текстом. Ребята, сейчас мы с вами
прочитаем отрывок из замечательного произведения Юрия Олеши «Три
толстяка» и выполним интересные задания. Найдите в тексте
местоимения, подчеркните их как члены предложения. Вставьте пропущенные
буквы, раскройте скобки. Тибул залез на кольцо, окружавшее ф…нарь.
«Н…чего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и
снимем его!» Тут произошло такое, чего (н…)кто (не)ожидал. Полосатая
фигурка пр…села на железном кольце, пов…рнула какой(то) рычаг, что(то)
щ…лкнуло, звякнуло, и ф…нарь потух. (Н…)кто (не)успел сказать ни слова. А
в следующ…ю м..нуту все громко закр…чали, что(то) стукнуло и
зазв…нело. (Ю. Олеша)
Ребята комментированно записывают текст,
объясняют орфограммы, называют местоимения. Окончательный вариант
текста: Тибул залез на кольцо, окружавшее фонарь. «Ничего! –
кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем
его!» Тут произошло такое, чего никто не ожидал. Полосатая фигурка
присела на железном кольце, повернула какой-то рычаг, что-то щелкнуло,
звякнуло, и фонарь потух. Никто не успел сказать ни слова. А в следующую
минуту все громко закричали, что-то стукнуло и зазвенело.
После
текста учитель обращает внимание детей на доску.
Правильный
вариант: Ко мне, около нас, у них, некоторый, что-нибудь, кое-кто,
какой-либо, вернуться ни с чем, никому не доверять, ни с чьей стороны,
не у кого спросить.
Ученик объясняет орфограммы, учитель
благодарит, ученик садится на место. Учитель предлагает ребятам
составить по предложению с одним из местоимений и разобрать данное
местоимение как часть речи.
Ребята, давайте вспомним план
морфологического разбора, прежде чем мы начнем работать. Ученик
читает план вслух: I. Часть речи. Общее значение. II.
Морфоогические признаки. 1. Начальная форма (именительный падеж
единственного числа). 2. Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у
личных местоимений). 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число
(если есть), в) род (если есть). III. Синтаксическая роль.
А
теперь давайте переедем к нашему заданию. Примерный ответ: Около
нас сидела женщина с томиком Пушкина в руках.
(Около) нас –
мест., указывает на предмет. I. Сидела (около кого?) около нас. Н. ф.
– мы. II. Пост. – личное, 1 лицо; непост. – в Род. п., в мн. ч. III.
Где? Около кого? Около нас (сидела).
Спасибо, ребята. Теперь мы
с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны. 1) В каком
местоимении два звука, но одна буква? 2) Какие два личных местоимения
мешают движению по дорогам? 3) Сколько личных местоимений в слове
семья? 4) Первый слог- личное местоимение, второй –звук, который
издает лягушка. Вместе –овощ. 5) Когда руки бывают тремя
местоимениями? 6) Какое местоимение требует чистоты?
Ответы: 1)
В местоимении «я» - [йа]; 2) Я-мы; 3) Семь «я»; 4) Ты-ква; 5)
Когда руки вы-мы-ты; 6) Мой.
IV. Подведение итогов урока. Сегодня
на уроке мы с вами повторили, что такое местоимение. Давайте проговорим
все, что было сказано на уроке. Ответы учащихся: Сегодня на уроке
мы вспомнили, что такое местоимение, на какие разряды оно делится,
повторили морфологический разбор, потренировались на конкретных
примерах. Домашнее задание: Перечитайте стихотворение А. С. Пушкина
«Узник», выпишите оттуда все местоимения, произведите морфологический
разбор 4 местоимений. Выставление оценок. Наш урок подошел к
концу. До свидания!
|