На более поздних этапах обучения английскому
языку работа носит более сложный характер:
учащиеся познакомятся с алфавитом, с правилами
чтения, исключениями, с чтением диграфов, с
транскрипцией, с правилами образования новых
слов по данному корню. Чтобы система упражнений
обеспечивала логичность, развитие мыслительных
способностей и имела личную значимость для
учащихся, при разработке содержания, целей
упражнения ведущим моментом является работа со словом.
Учитель всесторонне объясняет слово, пишет его
в транскрипции, опирается на ранее изученные,
сравнивает с русскими понятиями, обращает
внимание на фонетическую сторону слова.
С этой целью используются различные фонетические
таблицы на правила чтения, на антонимы,
синонимы, омонимы, на слова, имеющие разные
графические образы, разную семантику, но
одинаково произносящиеся, на слова с различным
качественным звучанием, на образование новых
слов путем добавления или удаления, или замены
букв, прибавления префиксов, суффиксов,
окончаний.
Далее выполняются упражнения, требующие ответа
yes или no, или показа названного предмета. Слова
заносятся в словарики, учащиеся читают после
учителя на оценку. Дома школьники пишут слова по
4-5 раз (слов не должно быть больше 7 в 5-6-х классах).
На последующих уроках лексика вывешивается на
доске для проведения фонетической или речевой
зарядки, для выполнения лексических упражнений.
Учитель контролирует знание слов либо устно (на
доске написаны только русские значения), либо
проводит письменный зачет.
В процессе речевой деятельности с лексическими
образованиями практикуются более сложные по
форме и содержанию задания применительно к
школе, семье, общественной жизни, календарным
датам, внешней обстановке, ролевые задания,
различные ситуации, свободные беседы, полилог,
карточки на русском языке и на английском,
сообщения страноведческого характера.
Учащиеся пользуются разговорными формулами: you
are, mistaken, as to me, I am afraid, excellent, It’s lovely, beyond any
doubt, by no
means, I agree.
Через диапроектор можно проецировать кадры на
осветленной пленке про неорганизованного
мальчика. На бумаге, прикрепленной магнитом к
доске, написаны слова: lazy, things, not in order, doesn’t do lessons,
dirty, doesn’t wash every day, I think, doesn’t go in for sports,
doesn’t help, only
plays with his dog.
Дети составляют рассказ по цепочке, добавляя
свой предложения, затем двое учащихся
высказываются на оценку.
Обеспечивая речевую активность с новыми
словами, учитель учит кратко реагировать на
сообщения:
Например, учитель спрашивает удивленно о
буклете "Золотое кольцо”. Он не может его найти.
Учитель: Nick? Go and bring the booklet to us from the teachers` room
please.
Ученик: All right
Учитель: Today we’ll speak about the town of Kostroma.
На действия:
Учитель: Why were you absent?
Ученик: I had cold.
Учитель: And yow are now?
Ученик: I am well. Thanks.
Учитель: I am glad to see you again and write, please, these words
into your
word-book.
Ученик: Certainly, Maria Ivanovna.
На приглашения:
Ученик 1: Let’s play!
Ученик 2: Sorry, I don’t want.
Ученик 1: Let’s go to the cinema!
Ученик 2: You see I can’t.
Ученик 1: Let’s walk then!
Ученик 2: Oh, I am not well.
Ученик 1: Now let’s play with my cat!
Ученик 2: I’d like to.
Учитель, зная дидактические положения,
определяет речевую активность учащихся по
теме "Школьная жизнь” таким образом. В классе
беспорядок:
- Dima, clean the blackboard, please!
- Lena, make the duster wet, well you?
- Nina, put the flower on its place!
- Write the date, Nick, pleas!
- And you, Yura, - had better sit down at the first desk!
Учитель благодарит учащихся и просит в
дальнейшем беспорядка не допускать.
Практикуя свободные беседы, учителю
приходится вводить большое количество
дополнительной лексики и выражений: be interested in, be
good at, well-educated, go in for, be proud of etc.
- Do you study many subjects?
- What subjects are you good at?
- Will Physics be useful to you?
- Are you keen in reading English books?
- Do you know any humorous English stories?
- Do you do your lessons with music or in silence?
- You are going to be a well-educated person, aren’t you?
Эффективным приемом при активизации лексики
являются упражнения на исследование.
Тема: "Хорошо ли ты знаешь своего друга?”
Дети задают вопросы Олегу.
- Does your mother make your bed?
- By no means.
- Do you clean your teeth twice a week?
- You don’t say so! Every day, of course.
- You don’t look after your sister, do you?
- Just on the contrary! I feed and play with Masha.
- Do you clean the flat?
- By all means!
- Do you sweep the floor every day?
- Not always, frankly speaking.
Одноклассники добавляют не упомянутые Олегом
моменты:
- I know you don’t go shopping.
- Right you are.
- You don’t go in for playing football.
- I am afraid you are mistaken.
Немалое значение имеют упражнения на
развитие познавательной активности.
- You sing well.
- You are right, but I sing at home.
- And why don’t you sing at school concerts?
- Oh, no I only began going to music school not ago.
Ролевые игры "Lost Property”, "Meeting in the street”, "In the
sport club”, "At the doctors”, "IN the swimming-pool”, являются
важными средствами активизации лексики. Andrew по
просьбе приятеля (Nick) отправляется к директору
плавательного бассейна "Lazurny” с просьбой
принять Nick в команду пловцов.
- Hallo, Mr. Sokolov.
- Hello, boys. What would you like?
- Let me introduce my friend Nick.
- Nice to meet you, Nick. Well…
- You see, Mr. Sokolov, Nick is a good swimmer. He has been going for
swimming since
2000. He takes part in school competitions. He always wins. Nick is very
keen in swimming.
I can rely on him. Take him, please, into the team of swimmers, please.
- All right. Let him train with other swimmers.
- Thank you very much.
Предметом речевого общения с употребление
нужной лексики может быть просто утверждение
учителя – Many knows many woods.
Дети осведомляются:
- Do you learn English words every day?
- Do you write English words in your copy-book?
- Do you hang the words at your desk?
- Do you make up sentences with the words?
- Do you read English books aloud, Mary?
Личную заинтересованность в активном общении
вызывает ситуация, когда приезжает
корреспондент "Miss Sarah” (заранее подготовленная
ученица) из Ковентри. На партах у школьников
бумага, Фломастеры, пластилин. Miss Sarah здоровается
с детьми, называет себя, дети приветствуют ее; Miss
Sarah просит детей нарисовать любимые игрушки,
предметы, сделать из бумаги лягушку, шляпу и т.п.
Она ходит по рядам, задает вопросы, исправляет
некоторые элементы, поощряет творчество
учащихся, заслушивает описания некоторых
предметов у отдельных учащихся.
Miss Sarah: Your cat is very pretty. And I see you like dogs.
Pupil: Yes, I do. We have our dog in the yard.
Miss Sarah: Do you like your camel? But it is small.
Pupil: I draw another camel.
Miss Sarah: Oh, your tiger is very strong and young.
Pupil: And I thin k it is funny.
Miss Sarah: I agree with you.
Pupil: Here is my tiger!
Miss Sarah: Oh, it’s lovely! Children, do you like his picture?
Pupil: As to me his tiger is funny.
Miss Sarah замечает, что один мальчик не рисует.
Pupil: I can’t draw. My dog is ill.
Miss Sarah: Call the doctor.
Pupil: I’ll follow your advice by all means.
Miss Sarah: And here is my merry monkey for you.
Pupil: Thank you very much.
Miss Sarah: Now I thank you for your listening to me. Much success to
you in studying
English. And now I must go back. Till new meetings, my sweethearts!
Широкое применение находят на уроках жизненные
ситуации, имеющие эмоциональный оттенок.
Teacher: Where is your diary, Maxim?
Pupil: At home. I am sorry.
Teacher: Shame! Write please in your copy-book never to forget your
diary. And then
show it time, please.
Пример ситуации на закрепление Present Perfect Tense.
- Have you done your homework?
- Have you trained in writing the words?
- Has Nick brought today his text-book?
- Have you drawn the picture for the lesson?
Пример учебной ситуации: экскурсия по
школе для английской делегации.
- Nina has forgotten her album. Take yours, Kate, and help Nina to
draw her a hous.
Проблемные ситуации: Учитель входит в
класс взволнованный и говорит:
- On my way to school I saw an elderly woman. I saw she suddenly
stopped in the middle
of the crossing. She was pale and was quite at a loss, she couldn’t go
on.
Дети высказывают свои предположения:
Pupil 1: The woman had left money at home.
Pupil 2: She hadn’t switched off the gas-stove.
Pupil 3: She had been upset. She had left her cat in the yard.
Pupil 4: The woman was ill.
Teacher: Right you are. I had given the medicine that was about me.
Pupil 5: The woman had an attack of heartache.
Объектом ситуативного разговора может служить
письмо от английского друга, приобретенная
книга, воображаемая ситуация:
Teacher: Ты, Наташа, была в Глазго, представь
разговор с английским продавцом по поводу
покупки нового платья.
- What would you like?
- I’d like a dress.
- Here is nice dress for you.
- May I try it on?
- Do, please.
- How much does it cost?
- 10 shillings.
- Here you are.
- And here is your change.
- Good-buy.
- Thank you. You are always welcome.
Также применяется полилог. Дети делятся
на 4 группы, даются задания, ключевые слова,
определяется время.
Задания:
1. Опиши режим занятий английского школьника.
2. Расскажи об английских праздниках.
3. Что ты знаешь о школе Eton в Лондоне.
4. Сравни нашу школу с английской.
1. Вы – гид. О каких достопримечательностях
Ярославля вы можете рассказать английским
туристам.
2. Убеди друга посетить музей Собинова.
3. Поделись впечатлениями о поездке в город
Эксетер.
4. Что бы вы написали об общественной жизни
школы английским друзьям.
Работа над лексическим материалом
предполагает межтематическую связь. В
ситуации: "Что бы вы, Никита и Леша, написали
английскому другу о своей семье, доме”, имеется
связь по двум темам: "Семья” и "Дом”. Двое
других учащихся в это время готовят рассказ об
увлечениях и каникулах. При этом учитель дает
опорные слова. Фотографии, картинки дети
приносят из дома.
В это время на доске ученик выполняет
упражнение по теме "Распорядок дня, квартира”:
1. My flat is (светлая).
2. I have to get up early (привести в порядок) my flat.
3. After washing? Dressing I (завтракаю) and go to school.
4. In the afternoon my (тетя) visits us.
5. She lives so far that she goes in a (автомобиль).
6. In the evening we speak with my (родителями) on (разные) themes.
7. At 9 o’clock I (обычно) go to bed.
Большую роль в самостоятельном закреплении
слов, совершенствовании лексики и для
осуществления дифференцированного подхода к
учащимся играют карточки на русском языке.
Дети работают с печатными словарями, вспоминают
новую лексику, пишут предложения в тетрадях
по-английски. Вот некоторые из них:
Скажи, что ты:
- много читаешь;
- сейчас читаешь "Робинзон Крузо”;
- помогаешь по дому;
- посещаешь танцевальный кружок;
- всегда выполняешь домашнее задание;
- вырази сожаление подруге, что гулять с
друзьями не остается времени.
Спроси у соседа:
- любит ли он говорить по-английски;
- сколько раз он разговаривал с англичанами;
- хочет ли он стать переводчиком;
- все ли английские книги в школьной библиотеке
он прочитал;
- какая книжка у него любимая;
- хочет ли он попросить у учителя "Green Years by
Сronin”, чтобы выступить перед одноклассниками со
своим сообщением.
Посоветуй другу прочитать: Snow and 7 Dwarf’s”, чтобы
он приобрел эту книгу в магазине "Академия”;
- расскажи соседу интересный эпизод из этой
книжки;
- объясни, что картинки в ней занимательные;
- выскажи свое намерение вместе передать
содержание книги и выступить перед друзьями.
False or True Statements
Hugie visited a painter, Alan. Alan was finishing a picture of a
beggar-man. On the
platform stood an unhappy beggar with a dirty coat and worn out boots.
In one hand he had
a rough stick. With the other the beggar held out his hat for money.
Really such beggars
were met not every day. Hugie was very sorry for the poor man. In his
pocket he found only
one coin. And he threw the coin into the beggar’s hat.
Tasks:
1. Hugie visited a painter.
2. Alan painted a portrait of an old beggar.
3. The beggar poorly dressed had a stick in one hand and a hat in the
other hand.
4. Hugie found much money for the beggar.
5. He threw 100 dollars into his hat.
Think over the ending of the story
A criminal stole a tube with a microbe in it from the scientist’s
study. During the
persuit the tube cracked. The thief drank all the substance. The
substance appeared to
turn all living beings into blue. I think…
What made the man feel bad?
Nature made him ache. He understood it very well. Mr. Robert Powell
walked in his
garden and he admired the nature. He watched the roses open, fruits on
the walls. He was
delighted with lily leaves, oak-trees under the sunlight. He was touched
by young corn on
the wheat field. Mr. Powell listened to the starlings and skylarks. He
saw the cows’
chewing the cud. But Mr. Powell knew he would see this fascinating
nature in 5 years.
Nature made Mr. Powell ache because he
- hated it so much;
- loved it so much;
- couldn’t see it now;
- lived in the city.
В активизации лексики большими возможностями
также располагает письменная речь. Так, с
помощью учителя учащиеся на уроке после устной
отработки составляют предложения с новыми
словами, затем предложения тщательно
записываются в тетради, новую лексику дети
подчеркивают. Учитель может провести зрительный
диктант. На дом учащимся дается задание
перевести с русского языка на английский или
рассказать 7 предложений по теме. Дети эти
предложения записывают в тетради, учитель
объясняет задание. Устная тема также заносится в
тетради, отрабатывается, потом учащиеся в
порядке зачета высказываются по темам
ближайшего окружения.
Прием активизации слов имеет место так же и в чтении.
Учитель выделяет вербальные опоры, ключевые
моменты с новыми словами. Учитель дает образец
передачи содержания, при этом он может
использовать магнитную доску с картинками. Так
при работе над текстом "Free Time” он предлагает
ученикам сделать связное сообщение,
последовательно изложить ключевые мысли
содержания, причем другие дети задают вопросы на
уточнение деталей, на сравнение, сопоставление,
выражают свое мнение, отношение, делают выводы.
Что касается знаний страноведческого
характера, то учитель сначала рассказывает
учащимся о географическом положении, составных
частях, о столице, истории Великобритании на
русском языке. На более позднем этапе обучения
страноведческий материал преподносится на
английском языке, для чего требуется отработка
географических знаний.
Заранее подготовленная ученица Jess из Лондона
рассказывает о Британии. Некоторые слова
записаны на доске.
Britain is an island country. It consists of Scotland, England,
Wales, Northern Island.
The country is called the United Kingdom of Great Britain and Northern
Island. Each part
has got its capital. The capital of Scotland is Edinburgh. The capital
of Wales is
Cardiff. The capital of Island is Belfast. The capital of Great Britain
is London. London
is famous for many sights: the Tower, the Houses of Parliament, Big Ben,
Buckingham
Palace, Trafalgar Square with Nelson Column. We are proud of our
country. I advise you to
visit our country. Next time I’ll tell you about famous English people,
traditions. Now
thank you for listening to me. Much success to you in studying English.
And now I go back.
Till new meetings.
Используется наглядность: карта, иллюстрации
достопримечательностей столицы Британии.
Проводится контроль понимания путем выбора
правильного варианта из четырех.
Практический результат предполагает также
работу с книгой, по карточкам, использование
наглядных пособий и раздаточного материала,
оформление альбомов, проектных работ, выставок,
коллажа, в умении пересказать содержание
прочитанного рассказа, сделать интересные
сообщения с помощью учителя, оформить письменный
проект, сделать перевод английской поэзии на
русский язык, уметь высказываться по теме,
задавать вопросы, вести расспрос, высказывать
свои суждения, давать свою оценку.
Овладеть приемами для организации
употребления учащимися новой лексики очень
важное и сложное дело, требующее
заинтересованности учителя в успешном обучении
детей, создания доброжелательной обстановки на
уроке, использования наблюдения и анализа
пройденной работы, формирования волевых,
морально-целевых установок, благоприятного
психологического развития детей, и
нравственно-духовных качеств. |