Цель. Провести проверку знаний учащихся в
форме КВН, закрепить сведения о первоначальных
химических и физических понятиях,
заинтересовать учащихся, привить любовь к химии
и физике.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Представление
команд
Голос (из-за кулис). «Ломоносов пикчерс» и
«8АБ-телевидение» представляют
химико-физический проект «Особенности
интернациональных атомов и молекул».
Под музыку выходят две ведущие.
1-я ведущая. Добрый день, дамы и господа! Мы
рады приветствовать вас на нашем КВН.
2-я ведущая. Сегодня соревнуются две команды
8-х классов. Это команда физиков «Атом» (под
динамичную музыку на сцену актового зала
выбегают участники одной команды и становятся на
правой стороне сцены) и команда химиков
«Молекула» (другая команда становится на левой
стороне сцены). Поприветствуем их!
1-я ведущая. Сначала представлю тех, от кого
зависит результат сегодняшней игры, – членов
нашего жюри. (Члены жюри встают, и зал им
аплодирует.)
2-я ведущая. Игра начинается! Капитаны команд,
представьте своих игроков. (Капитан команды
«Атом» называет по имени каждого участника, а в
конце команда хором называет капитана.)
1-я ведущая. Команды, что поможет вам победить
в игре? Какой ваш девиз? (Команды по очереди
произносят девизы хором.)
Команда «Атом». Физика и химия – науки очень
нужные. Мы ребята славные, мы ребята дружные.
(Берутся за руки и поднимают их вверх.)
Команда «Молекула». Нам без химии и физики
нельзя, а мы все – настоящие друзья. (Дружно
поднимают вверх руки.)
2-я ведущая. Пожелаем удачи командам. В добрый
путь!
Приветствие
команды «Атом»
1-й ученик.
Черный дым клубами вьется,
Пламя лижет потолок.
2-й ученик.
Кислота рекою льется,
Химии идет урок.
3-й ученик.
На пути к великой цели
Не страшны страдания.
4-й ученик.
Менделеев бы одобрил
Наши начинания.
Приветствие
команды «Молекула»
Мы уравнения реакций научились писать,
Соли, кислоты и щелочи распознавать.
Атомы, ядра, молекулы – нет им числа,
Химия, честно сказать, нас сводила с ума.
Химия моя, ты наука века,
Обеспечила нитратами человека.
Овощи ли ем, фруктами ль питаюсь,
С химией моей я всегда встречаюсь.
1-я ведущая. Объявляю первый конкурс –
«Разминка». Каждой команде будет задано по 10
вопросов. Необходимо на них быстро отвечать. Если
команда не знает ответа на вопрос, то на него
может ответить другая команда. Максимальная
оценка за конкурс – 5 баллов (по 0,5 балла за
вопрос).
Конкурс
«Разминка»
2-я ведущая.
1. Определенный вид атомов?
2. Химик, который ввел современные
обозначения химических элементов?
3. Автор атомно-молекулярного учения?
4. Молярный объем газов при нормальных
условиях?
5. Самый легкий газ?
6. Какие силы действуют на брусок, лежащий на
столе?
7. В каких агрегатных состояниях может быть
вода?
8. Прибор для измерения массы?
9. Из каких частиц состоит атом?
10. Обозначение количества вещества?
1-я ведущая.
11. Аппарат для получения водорода и
углекислого газа в лаборатории?
12. Формула серной кислоты?
13. Из чего получают кислород в
промышленности?
14. В каком агрегатном состоянии находится в
природе кислород?
15. Желтое вещество, образующееся в ушном
канале, и минерал?
16. В честь какого ученого названа единица
измерения силы?
17. Где используется двигатель внутреннего
сгорания?
18. Где чай остывает быстрее – в блюдце или в
стакане?
19. В чем отличия молекул воды, льда и пара?
20. Как ведут себя пассажиры при резком
торможении автобуса?
Ответы на вопросы конкурса
«Разминка»
1 – химический элемент;
2 – Й.Я.Берцелиус;
3 – М.В.Ломоносов;
4 – 22,4 л/моль;
5 – водород;
6 – сила тяжести и сила реакции опоры;
7 – в твердом, жидком и газообразном;
8 – весы;
9 – из протонов, нейтронов и электронов;
10 – («ню»,
греч.);
11 – аппарат Киппа;
12 – H2SO4;
13 – из воздуха;
14 – в газообразном;
15 – сера;
16 – И.Ньютона;
17 – в автомобилях;
18 – в блюдце (т. к. больше площадь
поверхности);
19 – химический состав одинаковый – H2O,
но различные скорость и свобода движения;
20 – стремятся сохранить свою скорость
(продолжают движение по инерции). |
1-я ведущая. Слово для объявления
оценок предоставляется нашему жюри.
Объявляются результаты конкурса «Разминка».
Экспериментальная пауза
Два ученика показывают опыт «Дым без огня».
1-й ученик.
Это диво, так уж диво!
Чудо сделано красиво:
Чтобы получить «дымок»,
Нам не нужен огонек.
(Проводит опыт.)
Опыт «Дым без огня». В один стеклянный
стакан добавить 5 капель соляной кислоты, а в
другой такой же стакан – 5 капель раствора
аммиака. Соединить стаканы отверстиями друг к
другу, чтобы сверху оказался стакан с соляной
кислотой. Выделяется белый дым хлорида аммония.
2-й ученик.
Не один я здесь, нас много,
И ребята мне помогут.
Вместе мы ответ найдем,
С честью выиграем бой.
(Объясняет «тайну» опыта «Дым без огня».)
Конкурс
капитанов
2-я ведущая. Во втором нашем конкурсе
соревнуются учащиеся, которые стали «лицом»
своей команды. (Обращается к залу.) Вы
догадались, кто это? Абсолютно верно! Капитаны,
прошу вас выйти вперед.
Ведущие задают вопросы капитанам. Во время
размышлений капитанов играет напряженная
музыка.
1-я ведущая. За одну минуту каждому капитану
предлагается:
а) назвать элементы, которые начинаются на
букву «а»;
б) назвать элементы, которые заканчиваются на
«а»;
в) из букв «б», «л», «м», «р», «о», «х» составить
названия элементов.
Примерные ответы капитанов
команд
а) Актиний, аргон, азот, алюминий, астат,
америций;
б) сера, сурьма, платина;
в) хлор, бром, хром. |
Жюри подводит итоги конкурса.
Экспериментальная пауза
2-я ведущая. И опять о приятном. Настало время
эксперимента.
Два ученика проводят опыт «Вулкан».
1-й ученик.
Вот новая трудность на нашем пути:
Огнем испытание надо пройти.
Видишь, впереди «вулкан»,
Ты его пробудишь сам!
Ученик проводит опыт «Вулкан»:
поджигает горку дихромата аммония, смоченного
спиртом, в фарфоровой чашке.
2-й ученик.
Зрелище славное: искры столбом.
Браво! Кто может сравниться с тобой?
Ты можешь дать объяснение этому чуду?
1-й ученик объясняет, что произошла реакция
разложения, из одного соединения хрома (NH4)2Cr2O7
(оранжевого) получилось другое – Cr2O3
(зеленое).
Конкурс
кроссвордов
1-я ведущая (подходит к столу с приборами, на
котором находятся колбы, пробирки, штативы и т.д.,
осматривает их). Где же тут коническая колба?
(Почесывает в затылке.)
2-я ведущая. Наверное, там же, где и
круглодонная? (Пожимает плечами.)
1-я ведущая. Может быть, нам помогут
разобраться в этом наши команды?
|
Рис. 1.
Прибор для фильтрования
|
|
Рис. 2.
Прибор для демонстрации
разложения вещества
|
Каждой команде предлагается плакат, на
котором изображены предметы химического
оборудования (рис. 1, 2). Какая команда быстрее
выполнит задание – назовет каждый предмет, та и
победит в конкурсе. Названия предметов 1–10 надо
вписать в сетку кроссворда по вертикали и
сказать, какая фраза получится по выделенной
горизонтали. Время на выполнение задания – 2 мин.
(Звучит музыка.)
Ответы на кроссворд
По вертикали: 1. Воронка. 2. Стакан. 3. Пламя. 4.
Зажим. 5. Стержень.
6. Пробирка. 7. Горелка. 8. Колба. 9. Трубка. 10. Кольцо.
По горизонтали: князь Игорь. |
2-я ведущая. Команды закончили свою
работу. Прошу выйти вперед капитанов и прочитать
свои ответы.
Капитаны читают ответы.
1-я ведущая. Слово предоставляется жюри.
Жюри объявляет результаты игры.
Экспериментальная пауза
1-я ведущая (испуганно). Что сейчас будет!
2-я ведущая. Что же? Неужели опять
экспериментаторы вернулись? (Обе убегают со
сцены в разные стороны.)
Выходят два ученика (экспериментаторы) и
показывают опыт «Несгораемый платок».
1-й ученик.
Платок носовой в руки возьму,
Сначала «водой» ключевой намочу
(обливает влажный платок спиртом)
И пламенем спички его подожгу.
(Проводит опыт.)
Что скажешь теперь, мой любезнейший друг?
Иль, может, ответить тебе недосуг?
2-й ученик.
На твой вопрос – ответ простой:
Ты намочил платок водой
И в спирте тоже намочил.
Его поджег. Весь спирт сгорел.
Зажечь платок он не успел.
Вода, испаряясь, тепло забирала,
И этим платочек она защищала.
Музыкальный
конкурс «Домашнее задание»
1-я ведущая (обращаясь ко 2-й ведущей). Слушай, а
ты выполняла домашнее задание по химии на
сегодня?
2-я ведущая. А что нам было задано?
1-я ведущая. По-моему, выучить что-то про типы
химических реакций.
2-я ведущая. Давай спросим, как выучили свое
домашнее задание наши команды. Объявляю конкурс
«Домашнее задание». (Уходит со сцены.)
1-я ведущая. Каждая команда инсценирует по
одному типу химических реакций. Другой команде
предлагается угадать тип этой реакции, записать
уравнение реакции и объяснить смысл
инсценировки. Начинает конкурс команда «Атом».
По теме «Типы химических реакций» 1-я
команда представляет реакцию соединения, 2-я
команда – реакцию замещения.
Инсценировка команды «Атом»
Действующие лица: Золото, Медь, Железо, Сера,
Огонь.
На оформленной сцене под музыку П.И.Чайковского
«Времена года» в вальсе кружатся Золото и Медь,
Железо и Сера.
Наряд золота – корона и костюм желтого цвета. У
Меди – корона и костюм красного цвета. У Железа –
корона и костюм серебристо-серого цвета. Сера – в
ярко-желтом наряде.
(Химической реакции не происходит, т. к. нет
условий для ее протекания.)
Под музыку Н.А.Римского-Корсакова «Полет шмеля»
появляется Огонь в ярко-красном костюме, с
горящим бенгальским огнем.
Скорость передвижения танцующих
увеличивается.
К Сере приближаются все присутствующие
металлы. Но она берет за руку Железо, и они
кружатся в танце, символизируя произошедшую
между ними реакцию.
После выступления команда «Атом» задает
вопросы команде «Молекула»: «Какая химическая
реакция была инсценирована? Почему сера выбрала
из металлов Железо?»
Дается определение реакции соединения.
Инсценировка команды «Молекула»
Участники представления – Золото, Медь, Железо
и Сера – одеты в костюмы из тканей разного цвета
с блестками. На сцене два человека в одном
балахоне изображают Сульфид меди(II). Звучит вальс
А.С.Грибоедова. Он сменяется фонограммой
Ф.Киркорова «Зайка моя», и появляется прекрасное
Золото. В ходе танца у Золота не получается
вытеснить Медь, и оно уходит ни с чем. Под музыку
А.И.Хачатуряна «Танец с саблями» появляется
железный рыцарь. Железо быстро и без труда
замещает Медь, уводя с собой Серу.
После выступления команда «Молекула» задает
вопросы команде «Атом»: «Какая химическая
реакция была инсценирована? Почему Золоту не
удалось вытеснить Медь из сложного вещества, а
Железу легко это удалось?»
Дается определение реакции замещения.
2-я ведущая. Прошу жюри объявить итоги
конкурса и всей игры.
Жюри объявляет результаты.
1-я ведущая.
Пусть улыбкой доброй, нежной
Каждый день ваш начинается.
Пусть заботы, тревоги житейские
На пути вашем реже встречаются.
Желаем, чтобы вам всегда везло
И чтоб любовь не покидала вас!
Спасибо вам за все!
2-я ведущая. Наш КВН подошел к концу. Спасибо
всем за внимание.
|