Цели урока
- Рассмотреть мифологический подтекст романа
Е.Замятина «Мы» для более полного и глубокого
освещения таких проблем, как борьба добра и зла,
свободы и несвободы; проследить становление,
рождение в муках души человека (эта проблема
раскрывается особенно ярко на уровне мифа, что
позволяет рассмотреть произведение Е.Замятина
как классическое, в контексте мировой культуры).
- Совершенствовать умение анализировать
художественное произведение, учить видеть
многоплановость, многомерность художественного
мира; развивать ассоциативное мышление учащихся.
Ход урока
Литературная разминка
1. С каким праздником древних ассоциировался
у нумеров Единого Государства День Единогласия? (Пасха.)
2. Какой сюжет из Ветхого Завета по-своему,
строго логически, изложил поэт Р-13? (Искушение
Адама и Евы в Райском саду.) Д-503?
3. Бюст какого древнего поэта обнаружил Д-503 в
квартире Древнего Дома? (Бюст Пушкина.)
4. С какой стихией природы ассоциируется у
Д-503 старуха из Древнего Дома? ("…Морщины
засияли, то есть, вероятно, сложились
лучеобразно”, "я уж лучше тут, на солнце”.)
5. Какой миф лёг в основу поэмы одного из
государственных поэтов (поэма была прочтена на
Празднике Правосудия)? (Миф о Прометее.)
6. Кто такой МЕФИ? Какой миф ассоциируется с
ним? (Крылатый юноша, миф об Икаре.)
7. Какую почётную обязанность выполнял
Благодетель в день Праздника Правосудия? Какая
ассоциация возникает при описании этого
"праздника”? (Роль палача, распятие Христа на
горе.)
8. По словам Благодетеля, непременный признак
истинной алгебраической любви к человечеству … (Жестокость.)
9. Что сближало нумер Д-503 и диких людей,
живущих за Зелёной Стеной? ("...Мои руки: все в
волосах, лохматые — какой-то нелепый атавизм”.)
10. Что в лице I-330 вызывало сначала
раздражение, а потом тревогу у Д-503? (Брови иксом,
напоминающие крест.)
Подступ к теме
Учитель. Как вы видите, обращение к
мифологическому подтексту не случайно. Миф
буквально рвётся сквозь цифры со страниц
замятинского романа. Но давайте выясним:
— Что такое миф?
— О чём повествуют мифы? Какие моменты
человеческой жизни отражают?
— Какие проблемы рассматриваются
мифологической культурой?
— Какие религиозные сюжеты часто
обыгрываются в литературе?
Необходимо подвести ребят к правильному
пониманию мифа. Это не сказка, не легенда. Это
способ человеческого бытия, особая форма
сознания, мировосприятия, которое, во-первых,
одухотворяет окружающий мир, во-вторых, не делает
различия между материальным и идеальным,
человеком и Вселенной, в-третьих, напрямую
связывает образ и его значение.
Для мифологической культуры традиционным
являются конфликты между добром и злом, Богом и
дьяволом, противопоставление священного и
мирского.
В литературе часто обыгрываются такие
мифологические и религиозные сюжеты, как мифы об
Икаре, Прометее; искушение Адама и Евы в Райском
саду, распятие и воскресение Христа, падение
ангела и другие.
Учитель. Итак, попробуем рассмотреть роман
«Мы» как один священный миф. Это возможно, так как
в романе представлена история рождения
человеческой души, история перерождения нумера в
личность. А ведь поиск самого себя — один из
классических сюжетов мировой литературы.
Исследовательская работа по теме
Пока звучит музыкальный отрывок в стиле техно,
учитель обращается к цитатам из романа «Мы».
Между словами, произнесёнными Д-503, огромная
разница. Кажется, что они произнесены разными
людьми. Так оно и есть: первая фраза принадлежит
нумеру, вторая — личности, человеку. Но,
согласитесь, само по себе такое перерождение не
могло произойти случайно. Требуется толчок,
что-то ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ, что нарушило бы равновесие,
состояние "психологической энтропии” Д-503. И
явно: этот толчок должен быть не из мира нумеров,
а из другого, задавленного, древнего.
Звучит отрывок из симфонии № 3, до минор, соч. 43,
«Божественной поэмы» А.Скрябина (третья часть,
«Божественная игра»). Автор музыки указан в
тексте романа «Мы» (запись 4), выбор же
симфонического отрывка обусловлен мыслью самого
композитора. Скрябин считал, что его
«Божественная поэма» — это своеобразная
"биография духа”; в третьей же части передан
высший расцвет свободной творческой души.
Е.Замятин не мог не знать об этом.
— С какого момента вторгается в жизнь Д-503
неизвестное?
— Как в романе обыгрывается мотив искушения?
Покажите развитие этого мотива на звуковом,
цветовом, образном уровнях.
Искушение начинается с музыки. Это сильнейший
способ пробуждения души. Ребята зачитывают
отрывок записи 4 от слов "Она была в
фантастическом костюме древней эпохи…” до слов
"Сидевший рядом со мной покосился влево…”. I-330
выступает в роли змея-искусителя, с ней и её игрой
пробуждается нечто "дикое, несущееся” в Д-503.
Зачитываются отрывки из записей 6 от слов "Я
вышел, сел” до "Послушайте, вы, ясно, хотите
оригинальничать…”; 10 от "Я обернулся” до
"Мембрана всё ещё дрожала” и от "Какой наглый,
издевающийся тон” до "Дальнейшее я могу описать
только приблизительно…”.
Искушение в Древнем Доме, I-330 в жёлтом платье
(цвет соблазна) предлагает герою ядовито-зелёный
ликёр, целует в губы как змея. Параллель с
искушением Змием в Райском саду Евы и Адама
яблоком.
Учитель. "Я отстегнулся от земли и
самостоятельной планетой, неистово вращаясь,
понёсся вниз, вниз — по какой-то невычисленной
орбите…” (запись 10). Искушение I-330 выбивает почву
из-под ног Д-503, нарушает его полное равновесие,
состояние "психологической энтропии”.
Попробуем зафиксировать эту "невычисленную
орбиту”. Несётся ли герой вниз или взлетает?
Учитель на доске, ребята в тетрадях делают
первые записи блок-схемы. В процессе работы они
доказывают, что его орбита — это постоянные
взлёты и падения. (Запись 15: "Что со мной? Я
потерял руль. Мотор гудит вовсю, аэро дрожит и
мчится, но руля нет, — и я не знаю, куда мчусь: вниз
— и сейчас об земь, или вверх — и в солнце, в
огонь…”)
Схема строится по зеркальному принципу. На это
указывает запись 16, в которой доктор-лезвие
объясняет рождение души: "Плоскость стала
объёмом, телом, миром, и это внутри зеркала —
внутри вас — солнце, и вихрь от винта аэро, и ваши
дрожащие губы, и ещё чьи-то”. Любое событие
воспринимается теперь двояко, в двух плоскостях:
рационально, математически и всем существом,
нарождающейся душой.
Чтобы воскрес человек, родилась душа, должен
умереть нумер.
— Как в романе обыгрывается рождение души?
— Где оно происходит? Какую роль играет
Древний Дом и старуха в романе?
— Почему рождение души происходит в Древнем
Доме?
— Какие грани человеческой души открывает
Древний Дом и старуха в Д-503?
Запись 17: смерть и рождение происходят в
Древнем Доме, когда Д-503 прячется в шкаф-лифт.
Ассоциация: герой хоронит себя прежнего; шкаф —
гроб. "Я быстро открываю дверь в шкаф — я внутри,
в темноте — захлопываю её плотно. Один шаг — под
ногами качнулось. Я медленно, мягко поплыл
куда-то вниз, в глазах потемнело, я умер”.
Древний Дом — древний мир. По мере знакомства с
этим древним миром в герое растёт желание
ощутить родство, почувствовать себя не только
человеком, но и сыном. Особенно ярко этот мотив сын
— мать раскрывается после посещения героем
Благодетеля, когда он оказался распят словом,
мыслью, почувствовал своё одиночество — и
возопил о матери в образе Старухи.
— Покажите, как меняется мироощущение,
мировосприятие Д-503 с приходом в его жизнь I-330. Как
это отражается на звуковом, цветовом, образном
уровнях?
С появлением I-330 в жизнь Д-530 вступает любовь,
чувство прекрасное и страшное одновременно, так
как оно не подвержено вычислениям. Для героя это
Хаос. Теперь вместо голубого неба и такого же
солнца — буйство красок, вместо марша Единого
Государства — "ветер хлопает о стекло огромными
крыльями” (запись 21, 23), вместо "ясно” — вопросы,
вместо блаженного покоя — тревоги и сны. Мотивы
взлёта и падения, полёта: крылья, птицы.
— Какую роль играют сны в романе? Какие
глубины души открывают они в Д-503?
Подготовленные ученики комментируют сны в
романе (записи 7, 18, 21). В мифологическом сознании
сны играют большую роль. Они связующее звено
между внешним и внутренним миром, перекрёстки
разных измерений, проводники тайн подсознания.
Они делают явным скрытое, подавленное, они
предсказывают…
Учитель. Итак, Д-503 вступил в совершенно
новый для него мир. Но чтобы быть принятым им,
герой должен пройти ряд испытаний. Это
классическая схема любого мифа.
— Какие потрясения, испытания можно
проследить в жизни Д-503?
(Ложное спасение женского нумера (запись 22) —
настоящее спасение I-330 на дне Единогласия (запись
25); встреча с "братьями” за Зелёной Стеной; полёт
на Интеграле…
Работа с блок-схемой (отмечаются указанные
события).
— Как на мифологическом уровне можно
рассматривать запись 27 (о МЕФИ)? Расшифруйте её.
Какие ассоциации возникают при её прочтении?
"В руках у ней — чаша, по-видимому, из дерева.
Она отпивает красными губами — и подаёт мне, и я
жадно, закрывши глаза, пью, чтоб залить огонь —
пью сладкие, колючие, холодные искры”. Это своего
рода причащение, очищение от грехов, приобщение к
"новому” древнему миру.
— Д-503 был одним из "мы”, стал одним из
"братьев”. Есть ли разница между такими
единствами?
(Снова обращаемся к цитатам из романа,
записанным на доске. "Мы” — масса нумеров;
"братья” — единство личностей; мысль о
соборности.)
— Одна из важнейших сцен — встреча Д-503 с
Благодетелем. Сцена отрезвления. Отступившее
было Единое Государство снова вторгается в
личную жизнь Д-503.
(Подготовленный ученик зачитывает сцену
встречи Д-503 с Благодетелем — запись 36.)
— Какие проблемы приходится решать герою?
Почему Д-503 одновременно воспринимается как
Иисус Христос и как палач Христа? Почему
мифологический подтекст в этой сцене звучит
особенно ярко?
(До встречи Д-503 с Благодетелем героя
постоянно сопровождала I-330, её любовь. Теперь Д-503
один, ему самому предстоит сделать выбор: с кем
он? Как только герой оказывается в ситуации
выбора, он тысячью невидимых нитей связывается с
теми, кто до него решал те же проблемы. Поэтому
возникает распятый Христос.)
— Как можно рассмотреть концовку романа? На
сюжетном уровне получается, что Д-503 вернулся в
состояние нумера. К чему тогда история рождения
души? Имела ли она смысл?
(Исходя из движения души героя Д-503, а также
всего Единого Государства вполне логичным
является концовка романа — Апокалипсис. Это и
наказание за грехи, и последнее испытание для
героя.
Операция по удалению фантазии возвращает Д-503
в состояние нумера. Однако это не ставит точку в
истории души героя. На сюжетном уровне история
Д-503 завершена. На мифологическом (философском)
она размыкается. Последний вопрос героя: а что
дальше? Операция была произведена насильно. Сам
же герой не возвратился к мышлению нумера.
Состояние энтропии преодолено. Даже то, что
энергия души будет воспринята и задействована
для дальнейшего движения (так как ничто не
исчезает бесследно, энергия не исчезает), делает
историю Д-503 не бессмысленной.)
Подведение итогов
— Какое отношение имеют репродукции картин
Малевича к сегодняшнему уроку?
(Высказываются разные точки зрения.)
Учитель. Возможно ли было многообразие
мнений в Едином Государстве? Нет. Жизнь была
упрощена, одноцветна, одномерна. Была бездушна.
Вы сейчас высказали разные точки зрения, и со
всеми можно согласиться. Это один из принципов
мифологического сознания — неоднозначность
оценок. В этом многообразии и заключается жизнь.
Только в единстве разностей может родиться
энергия, способная противостоять энтропии.
Энтропии души, мысли, поступка. Да, конечно,
Замятин предупреждает о том, к чему может
привести увлечение технизацией, но главное — он
говорит о необходимости взращивать душу,
бороться с застоем и покоем, постоянно задавать
вопрос: а что дальше?
Домашнее задание. Подготовиться к
сочинению на тему «Я и роман Е.Замятина "Мы”».
Составить план, тезисы к каждому пункту плана.
|