Любое художественное произведение —
загадочный призыв к пониманию.
Поль де Монт
В начале урока учащиеся получают текст
миниатюры Акутагавы «Дождь» без указания на авторство. Они должны
прочесть её, определить авторскую позицию, хронотоп, выявить основную
мысль миниатюры.
Дождь
Лёжа в постели, он болтал с ней о том, о сём. За окном
спальни шёл дождь. Цветы от этого дождя, видимо, стали гнить. Её лицо
по-прежнему казалось озарённым луной. Но разговаривать с ней ему было
скучновато. Лёжа на животе, он не спеша закурил и подумал, что
встречается с ней уже целых семь лет.
"Люблю ли я её?” — спросил он себя. И его ответ даже для
него, внимательно наблюдавшего за самим собой, оказался неожиданным:
"Всё ещё люблю”.
— Он и Она... Что мы можем сказать о героях миниатюры?
Она поэтична, романтична, лишена окружающих её бытовых предметов,
герой же приземлён, "схвачен” предметами быта. Но при этом он
внимательно наблюдает за самим собой, анализируя свои поступки и
чувства. Именно с его голоса начинается произведение. Именно ему
кажется, что "цветы от этого дождя стали гнить”. Для героини же не
существует чувства утраты, чувства смерти. Она органично слита с миром
природы, "поднята” над цивилизацией, которая приземляет героя.
В финале герой неожиданно, по его собственному признанию, понимает,
что "всё ещё любит её”. Именно здесь происходит прорыв его
подсознательного желания соединиться с природой, отодвинуться от
цивилизации, проявляется его истинная, человеческая, естественная
сущность.
— На каких оппозициях построен текст миниатюры?
ОН |
ОНА |
искусственность |
— естественность |
рассудок |
— чувство |
земля |
— небо |
тьма |
— свет (озарена луной) |
цивилизация |
— природа |
действие (движение) |
— статика |
мужское начало |
— женское начало |
Герой — человек деятельный, но, как ни странно, единственный
настоящий "поступок” героя — это осознание того, что он всё ещё любит
её. Для этого не требуется совершенно никаких действий, а надо просто
прислушаться к себе внутреннему. Только дождь за окном и присутствие
героини — естественного, природного человека — способствуют этому
осознанию. Происходит опровержение логики, переход героя в пространство
героини, проявление его подлинной сущности.
— Расскажите о времени и пространстве в этой миниатюре.
Текст не имеет никаких прямых указаний на время и место действия, на
личность автора. Только построение текста, его стиль, символика
позволяют предположить, что произведение создано в ХХ веке.
Каждый из героев имеет в тексте своё пространство. К пространству
героини относится природа, которая в тексте представлена мотивами дождя,
луны, цветов. Герой же представляет человека
цивилизации — его слова: спальня, постель, сигарета
("закурил”), разговор ("болтал”), разговаривал, причём разговор
без смысла ("болтал о том, о сём”).
Ещё кажется, что он связан с Западом, а она — с Востоком. Школьники
часто высказывают предположение, что статичная, застывшая красота
луноликой героини и цветы вызывают ассоциации с японским искусством
икебаны, и называют страну, где могла быть создана миниатюра «Дождь».
Это Япония. (Тут можно открыть и имя автора.) Но отсутствие
каких-либо примет места, времени переводит данную ситуацию из
конкретно-бытовой в символическую, универсальную, которая может
возникнуть где угодно и когда угодно. Это своего рода обобщение,
описание одной из главных оппозиций жизни: природы и цивилизации.
— Какую роль в интерпретации играет название миниатюры?
Ведущий мотив миниатюры Акутагавы — это, разумеется, мотив дождя.
Слово это вынесено и в заглавие текста. Дождь — природное явление,
поэтому он напрямую связан с героиней и косвенно — с героем. Дождь
концентрирует в себе все смыслы, связанные с пространством природы, и
становится символом победы в герое природного начала. Нечто похожее
можно увидеть и в рассказе Э.Хемингуэя «Кошка под дождём», сопоставление
которого с миниатюрой Акутагавы может оказаться интересным для
школьников.