Цели:
- образовательные:
- формирование активного эстетического
отношения к действительности;
- повторение и обобщение знаний по теме "Виды и
жанры изобразительного искусства. Архитектура и
дизайн. Их роль в жизни человека”;
- развивающие:
- формирование навыков общения с искусством
через работу с репродукциями, слайдами, навыка
осмысления собственных эмоций;
- развитие умения высказывать мысли и отстаивать
свою точку зрения;
- научить пользоваться знаниями, полученными на
уроке;
- воспитательные:
- воспитание культуры общения и умения
действовать в команде;
- развитие умения чутко реагировать на
прекрасное и безобразное в жизни, "зоркости
души”.
Необходимое оборудование:
- компьютерный класс, оборудованный принтером;
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- CD:
- "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”;
- "Шедевры архитектуры”;
- "Шедевры живописи”;
- "Музей искусств им А.С. Пушкина”;
- "Эрмитаж”;
- видеофильм "Мой город”.
Предварительная подготовка:
- Класс разделен на две команды (по желанию
учеников).
- Команда выбирает капитана, название, готовит
эмблемы и визитку.
- Обе команды получают время (не менее 10 дней) на
подготовку домашнего задания и кроссворда из 6
слов по пройденной теме.
- Приглашаются члены жюри – 3 человека из числа
учителей, старшеклассников или родителей, а
также болельщики – ученики 5 – 6-х классов.
Оформление:
- Негромко звучит мелодия песни "Расскажите,
птицы”.
- На экране телевизора слайд: И. Левитан "Озеро.
Русь”.
- На классной доске – тема познавательной
игры-конкурса и эпиграф:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Раскрыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н. Заболоцкий.
ХОД ИГРЫ
I. Вводное слово учителя о целях игры-конкурса
и представление жюри.
– Русские просторы, блестящие серебром реки и
озера, золото вечернего неба и розовые восходы
солнца всегда волновали русских художников,
вдохновляя на создание прекрасных пейзажей.
Ученик читает наизусть отрывок из
стихотворения Н. Заболоцкого, являющийся
эпиграфом.
– Почему вам нравится смотреть на картину
художника, слушать красивую музыку? Что вы
чувствуете? (Восхищение, удивление, вспоминаю
посещение музея и т. п.)
– Вот и сегодня мы отправимся в волшебный мир
прекрасного, мир красок, линий, света и тени, мир
музыки и поэтического слова, в мир красоты. Наше
путешествие мы проведем в форме игры - конкурса.
Перед гостями и болельщиками в творческом
соревновании встретятся две команды. Ребята
покажут свои знания, полученные на уроках по
предмету "Введение в культуру”. Вы увидите, как
ученики 5-го класса владеют компьютером, умеют
пользоваться мультимедийными энциклопедиями и
др. программами, как они умеют рассуждать, делать
выводы, слаженно действовать в команде, общаться
друг с другом и доводить начатое дело до конца.
Судить конкурс будет многоуважаемое жюри,
которое правильнее будет называть
художественным советом. Итак, члены
художественного совета, приглашаем вас занять
свои места:
- Лунева Ольга Ивановна, преподаватель МХК,
учитель высшей категории, отличник образования.
- Попова Елена Алексеевна, зам. директора по
воспитательной работе, учитель русского языка и
литературы.
- Сафронова Наталья, архитектор.
– А теперь пришло время познакомиться с
командами – участниками игры.
Команды показывают свои "Визитки”
(приветствие, краткое знакомство с участниками).
II. Представление команд.
Представление команды "КРАСКИ”:
Друзья, откройте шире глазки,
Вас удивят сегодня "Краски”!
Пусть игра пройдет на славу.
"Не падать духом!” – наш девиз.
Жюри порадуют команды,
И будет все у нас на бис!
Представление команды "РАДУГА”:
Мы как радуги цвета,
Неразлучны никогда.
Пусть в рисунках наших будет:
Солнце, школа, мама, дом.
Чтобы все узнали люди,
Как мы весело живем.
– Команды показали нам, что они полностью
готовы к игре. И пока жюри оценивает визитки, мы
продолжаем наш урок, тему которого определим так:
"Мир спасёт красота, если…"
III. Конкурс "Разминка”.
– Вас, что-то смущает? Или удивляет?! Непривычно
уже то, что высказывание не закончено. Мысль
почему-то недосказана. Может быть, стоит
поразмыслить, всем вместе попробовать закончить
высказывание.
Мы хорошо знаем известные слова русского
писателя Ф.М. Достоевского "Красота спасет мир”.
Давайте вдумаемся в эти слова, как вы понимаете
их смысл? Что такое красота? (Ответы учеников)
– Вот уже мнения и разделились, предлагаю
посмотреть значение слов "красота” и
"очарование” в словаре. Еще, по ходу
путешествия, нам понадобятся значения слов
"культура” и "экология”. Вот только словаря
ребята у меня нет под рукой, а нужно срочно найти
какой-то выход?
Вот это и будет первое задание командам.
Участники конкурса "ищут выход”, они решают
воспользоваться словарем, который имеется в
кабинете информатики, т.е. располагается на CD
"Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”. Т.к.
ученики неоднократно пользовались электронной
энциклопедией, они довольно быстро справляются с
заданиями и находят значения слов (по 2 слова -
каждой команде), распечатывают на принтере и
зачитывают.
– Итак, мы выяснили, в словаре понятие
"красота” толкуется как совокупность качеств,
доставляющих наслаждение взору, слуху, все
красивое, прекрасное. Действительно, человек
живет не только в биосфере, но и в сфере
создаваемой им самим, в результате его
культурной или (антикультурной) деятельности.
Человек не только осваивает природу, изменяет
почву, растительность, он создает и свою
собственную культуру. Поколения людей создавали
язык, письменность, литературу, все виды
искусств, науки, обычаи. С момента своего
появления на свет, каждый человек оказывается в
атмосфере, созданной тысячами поколений людей.
В настоящее время встает вопрос не только о том,
каким быть человеку, но и о том быть ли ему вообще.
"Экология культуры” - появилось такое понятие
вслед за понятием "экология природы”. Без
сохранения культуры мы не сохраним ни природу, ни
себя самих. Представьте человеческую жизнь без
музыки, театра, кино, архитектуры, декоративного
искусства, т.е. голого человека на голой земле. Да
не возможно этого представить, не вернув
человека к самым древним временам.
IV. Конкурс знатоков истории и искусства
древних
Звучит мелодия песни "Прекрасное далёко”.
Участникам предлагается в течение 5 мин.
изобразить наскальную живопись и подготовить
небольшое выступление на тему "Мир спасет
красота”. Каждая команда получает по "куску
скалы” (лист ватмана покрашен в черно-коричневый
цвет) и цветные мелки.
Защита работы команды "РАДУГА”:
– С тех самых времен, когда человек жил в
пещерах, ходил в шкурах и постепенно формировал
свое, человеческое, а не животное отношение к
жизни, уже с этих времен люди научились
передавать через художественное творчество свое
отношение следующим поколениям. Уже тогда среди
наших предков выявлялись дизайнеры, которые
украсили интерьер своих пещер. Прошли века, но их
творчество дошло до наших дней.
Наш вывод: Искусство соединяет в
неразрывную цепь прошлое и будущее. Красота
радует людей, не дает им ожесточиться, красота
спасает мир от войны и жестокости.
Защита работы команды "КРАСКИ”:
Красота – это радость нашей жизни. Человек стал
человеком потому, что увидел глубину лазурного
неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней
зари, прозрачную дымку степных просторов
багровый закат перед встречным днем, трепетание
марева над горизонтом… Красота не только в
произведениях творчества, но в природе, в
окружающем мире, рядом с человеком.
Красота и в поступках людей. Люди спасали самые
ценные произведения искусства во время войн и
стихийных бедствий и охраняли как объекты
музейного значения, чтобы каждый человек смог
видеть эти прекрасные сокровища.
Вывод: люди должны беречь красоту природы,
свой город, свою страну, свою школу.
– Только от самих людей зависит, будет ли
вокруг красота. Вот теперь все вместе, мы и
допишем тему нашего путешествия:
Мир спасёт красота,
Если люди спасут красоту.
V. Конкурс капитанов.
– Следующий конкурс капитанов. Капитаны команд
тоже готовились и пришли сюда не с пустыми
руками. Для команды соперника они подготовили
кроссворд.
Капитаны представляют художественно
оформленные кроссворды и обмениваются ими.
– Командам в течение 10 мин. необходимо решить
кроссворд и вписать ответы. (Если возникнет
необходимость, разрешается пользоваться
электронной энциклопедией). Кроме того, из
выделенных в кроссворде букв необходимо
составить 2 ключевых слова по теме игры.
Кроссворд " Шедевры русской
живописи” команды "КРАСКИ”.
По горизонтали:
1. Великий русский живописец, автор картин
"Московский дворик”, "Заросший пруд”,
"Золотая осень”.
2. Этот художник родился в Феодосии и прожил там
всю свою жизнь. Он написал более 6000 картин, не
считая набросков и рисунков.
3. Настоящий праздник красок, волшебство игры
света, тени и цвета дарит нам автор картин "Море.
Крым”, "Эффект заката”, "Эльбрус”.
По вертикали:
1. Изображение на картине красоты родного края,
природы.
2. Одна из самых тонких лирических картин И.
Левитана "…. большая вода”. Она передает
красоту весеннего дня с удивительной
музыкальностью.
3. Картина изображающая море, бушующие волны и
спокойную тихую гладь, отблески молнии и мощные
раскаты грома, парусники, корабли и небо.
– В следующем конкурсе будут участвовать по 2
представителя от каждой команды - истинные
знатоки искусства, его видов и жанров.
VI. Конкурс знатоков и ценителей красоты.
– В нашем небольшом городе, к сожалению, нет
музеев искусства, но мы имеем возможность
изучать шедевры живописи, архитектуры, используя
школьную медиатеку. При подготовке к уроку я
отбираю необходимые слайды по каждому виду и
жанру искусства. Но, просматривая уже
подготовленные слайды, я с удивлением
обнаружила, что кто-то основательно покопался в
наших компьютерах. Оказалось, что мои
первоклашки на переменке с удовольствием
рассматривали картинки и нажимали на кнопочки.
Все слайды оказались перепутаны: натюрморты и
пейзажи, графика вместе с архитектурой. Я была
очень огорчена, но потом подумала, почему бы ни
позвать на помощь моих пятиклассников. Уж они-то
смогут разобрать все слайды по видам, жанрам и
навести порядок.
"Искусствоведы” садятся за компьютеры и
принимаются за работу, сортируя слайды по видам и
жанрам изобразительного искусства.
VII. Домашнее задание.
– Последний конкурс , который мы назвали
"Конкурс экскурсоводов”. Это конкурс решающий и
самый трудный. Ребятам при подготовке пришлось и
в библиотеке посидеть, посмотреть много
материалов в школьной медиатеке. Большую помощь
оказали родители. На суд жюри и всех гостей
команды представляют как итог поисковой работы
следующие альбомы:
Альбом команды "КРАСКИ”: "Красота и
ценность жизни – вечная тема искусства”.
Альбом команды "РАДУГА”: "Красота
моего родного города”.
Экскурсоводы проводят экскурсию по выбранным
темам, сопровождая рассказы слайдами и показом
видеофильма о городе Нерюнгри.
VIII. Подведение итогов игры-путешествия.
Cлово предоставляется членам жюри,
награждение команды - победительницы.
Учитель дает краткий анализ выступлениям команд,
качественную оценку подготовленным материалам,
подводит итоги внеклассного занятия. Благодарит
участников игры за хорошую подготовку. Выносится
благодарность родителям и жюри за огромную
помощь.
– Вот и подходит к концу наш урок. В заключение
послушайте удивительно проникновенные строки
стихотворения Александра Плотникова.
Один из учащихся читает стихотворение А.
Плотникова:
Поклоняемся вечным святыням,
И любовь наша к миру чиста.
Сердце русское верит и ныне:
Мир жестокий спасет красота.
Но наивными все же не будем,
Исповедуя истину ту:
Мир спасет красота, если люди,
Если люди спасут красоту.
– Перед человеком открылась радость жизни
потому, что он услышал шепот листьев, журчание
весеннего ручейка, шуршание снежинок и стон
метели, ласковое плескание волны и торжествующую
тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает
сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умейте
и вы слушать эту музыку. Дорожите красотой,
берегите её.
Звучит мелодия песни "Как прекрасен этот
мир”.
|