Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 22.11.2024, 03:38:11
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Урок, построенный в технологии критического мышления
12.09.2009, 23:16:59

1.ВЫЗОВ.

-Чтение учеником стихотворения М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно»

                         И скучно и грустно, и некому руку подать

                        В минуты душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,.

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,-

Такая пустая и глупая штука…

-Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие ощущения оно у вас вызвало?

-О чём это стихотворение? Как оценивает лирический герой мир и себя в нем?

 (У героя нет цели в жизни, не знает своего назначения в жизни, не видит смысла в жизни, ему одиноко, не познал любви, не испытал счастья в жизни, не достиг гармонии ни с окружающим миром, ни с самим собой.

Лирический герой стихотворения одинок, он страдает от своей бесприютности, тоскует по родной душе, «И скучно, и грустно»- страстная исповедь, горькие раздумья о жизни. В основе стихотворения – внутренний конфликт между стремлением жить в гармонии с самим собой и миром и осознанием тщетности, бесплодности человеческих желаний и страстей.

Мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие характерны для этого произведения.

Лирический герой уверен, что счастье и гармония невозможны на Земле, и тогда его взгляд обращается к Космосу. )

 

-Назовите ключевые слова, которые прозвучали в ходе нашего обсуждения?

                       

                                 


 

Смысл жизни

Любовь

Одиночество

Страсть

Счастье

Радость

Мука

Земные радости

Гармония


 

Конфликт

-Все ли понятия вам  знакомы?

Ключевое слово и вопрос

Цитата, где содержится ключевое слово и ответ

Мои размышления

В связи с этим задаю вопрос себе

Отвечаю

 

(запись от 3-го июня)

Что такое счастье?

«Насыщенная гордость».  «Если бы я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив.»

 

А что значит счастье для меня? Счастлив ли я?

 

«Зло порождает зло»

весь мир , окружающий Печорина, построен на законе духовного рабства – мучают, чтобы получить удовольствие от страданий другого. И несчастный, страдая, мечтает об одном – отомстить, унизить не только обидчика , но и весь мир.

 

 

 

(от 16-го мая)

Счастье

Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, - теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!..

 

 

 

(от 5-го июня)

Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?

С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня  к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя.

 

 

 

(от 5-го июня)

Что я называю жизнью

Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное задание из хитростей и замыслов, - вот что я называю жизнью.

 

 

 

(от 14-го июня)

 

Надо мной слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться , - прости моя любовь! Мое сердце превращается в камень, и ничто не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой, двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам.

 

 

 

 «Человек создан для счастья как птица для полета». Эта фраза принадлежит русскому писателю В.Г.Короленко.

А вот другая фраза: «Есть одна для всех врожденная ошибка – это  убеждение, будто мы рождены для счастья». Это высказывание принадлежит немецкому философу Артуру Шопенгауэру.

Кто из них прав? И кто из людей видел счастье и знает, как оно выглядит? В кинофильме «Доживем до понедельника» на вопрос о  счастье старшеклассник ответил: «Счастье – это когда тебя понимают». Попробуйте и Вы определить, что такое счастье.

Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим понятием?

                                              

                                   СЧАСТЬЕ

(любовь, гармония, семья, дом, наслаждение, дети, солнце, единение, красота, природа, тепло, мечта, согласие, удача, любимые люди, душевный покой)

 

-А теперь составим толковник этого слова. Вверху в центре тетрадной страницы пишем крупными буквами слово СЧАСТЬЕ. Оставляем поле, ставим дефис и записываем одно   значение слова, как оно понимается вами.

-А теперь обменяемся значениями слова, как оно понимается вами.

СЧАСТЬЕ– это дар судьбы

                     -что-то хорошее, к чему стремится человек

                   -источник радости

                      - состояние души, когда нет противоречия в поступках и действиях   

                     -умение жить в согласии   

- достижение полной гармонии

-то, чему отдаешь душу    

 

-Мы обменялись значениями слова. Теперь подведём черту. Отберите и отметьте условным знаком наиболее точные по вашему мнению толкования(2-3).

-На основании набора значений оформите содержание понятия в окончательной редакции. Счастье – состояние души, когда нет противоречий в поступках и действиях, умение жить в согласии.

-Можно ли однозначно ответить, что такое счастье?

-А теперь обратимся к словарю для самоконтроля.

 Счастье- чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.(Толковый словарь Ожегова)

 

II. ОСМЫСЛЕНИЕ.

 - А как отвечает М.Ю.Лермонтов на вечные вопросы бытия «Что такое счастье и В чем смысл Жизни? »

 - Возможно ли счастье?

Сегодня на уроке мы продолжим наблюдения над образом главного героя;  через анализ   дневниковых записей    из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»  выявим причины душевного опустошения Печорина.

-

- Дома вы читали текст методом «двойного дневника», но мы его усложнили, и у нас получился «пятерной дневник».  Как отвечает Печорин на вопрос, что такое счастье и в чем смысл жизни?

 

 

Возьмем три ключевые сцены. Первая – «Дуэль с Грушницким»

            Чрезвычайно важен внутренний монолог перед дуэлью. Печорин пытается найти ответы на свои вопросы о цели и смысле жизни. Ответы на какие вопросы пытается найти Печорин?

Зачем я жил, для какой цели я родился?

 

 

Какие цели преследую я?

 

Почему моя любовь никому не принесла счастья?

Потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца…

 

Что я несу людям?

 

-Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?

-Неужели на свете нет женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?

Думая о близкой и возможной смерти, я думаю о себе…Из жизненной бури я вынес только несколько идей- и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою.

 

А есть ли у меня настоящие друзья, которым можно довериться?

 

 

Что во мне преобладает, разум или чувства?

 

-Какие выводы делает Печорин для себя?

( Он понимает, что попросту растратил свои силы, так и не познал своего предназначения. Горечью наполняет душу героя сознание того, что его трагедию не только никто не понял «совершенно», но и не заметило «ни одно существо».)

-Какую роль играют  пейзажные зарисовки в сцене дуэли?

«Я не помню утра более голубого и свежего!»

(Дуэль происходит прекрасным июльским утром. Выезжая в ущелье, где состоится поединок, Печорин замечает в природе ту гармонию, которой давно не знает его душа. Перед лицом смертельной опасности его восприятие чрезвычайно обострено, нерастраченная любовь к миру овладевает им. По контрасту с прекрасной и вечной природой ощущает герой хрупкость жизни, непоправимость происходящего, не признаваясь в этом даже самому себе.)

Что чувствует герой под дулом пистолета Грушницкого?

(За внешним равнодушием к смерти скрывается целая буря чувств: «то была и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такой уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса» – досаду оскорбленного самолюбия, презрение, злобу, сочувствие к противнику и негодование на него .)

 Как воспринимает Печорин итог поединка?

(Убив Грушницкого Печорин не ощущает себя победителем. Недаром он чувствует камень на сердце и оттого, что оказался убийцей, и оттого, что остался непонятным, ведь даже Вернер от него отвернулся. И все-таки в нем живут скрытые силы, способность перенести осуждение людей и остаться самим собой.)

-Какой вывод можно сделать?

(Не получает от этого удовольствие, не счастлив)

Следующая сцена – погоня за Верой.

-Что предпринимает Печорин, после того как получает письмо Веры?

(Он как безумный скачет в Пятигорск, «задыхаясь от нетерпения». Любовь к Вере для Печорина – искреннее и сильное чувство. Потеряв ее, он осознает, что остался один, от этого исчезают его твердость и хладнокровие, силы покидают его. В этой сцене читателю открывается не холодный скептик, а глубоко чувствующий и бесконечно страдающий от одиночества человек, которого обходит стороной счастье.)

-Кого или что пытается вернуть?

(При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже жизни, чести, счастья!)

(Он не только хочет догнать Веру, но будто жизнь, смысл ее, человечность пытается вернуть)

Третья сцена – «Последний разговор с княжной Мери».

Как ведет себя и что чувствует Печорин последнего разговора с Мери?  

(Новое счастье Печорин отталкивает от себя, расставаясь с княжной Мери. Вся сцена строится на противоречии между внешней жестокостью Печорина по отношению к Мери и чувством жалости и волнения, овладевшим им, когда он увидел бедную страдающую Мери.)

 

В конце повести герой сравнивает себя с матросом на палубе разбойничьего брига. «Выброшенный на берег», он ощущает себя в пустоте, надеясь на чудо, подобное появлению корабля на необитаемом острове. «Силы необъятные» не находят своего применения, лишенная цели жизнь представляется бесконечным ожиданием желанного избавления.

 Посмотрим еще раз на жизненные установки Печорина.

Счастье- «Насыщенная гордость».  «Если бы я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив.»

            «самые счастливые люди- невежды»

Дружба – «я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги»

Жизнь – «быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное задание из хитростей и замыслов»

Любовь- «моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность. Их радости и страданья – и никогда не мог насытиться»

            «…есть необъятное наслаждение в  обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! »

-Почему ни талант, ни сила его характера, ни умение манипулировать людьми не приносит счастья? Почему герой постоянно ощущает свою ненужность, бесцельность существования?

 

( Печорин выбрал не ту жизненную позицию, не те ценности. В записях от 3-го июня он рассказывает Мери о двух половинках души.

 «Я сделался нравственным калекой»… Вот истинная трагедия Печорина: ощущая свою духовную неполноценность, он не видит ее причин, обвиняет людей, мир и время в своем духовном рабстве. Какая бы ни была среда, как бы сильно ни было ее дурное влияние,  человек несет ответственность за свои поступки. Человек отвечает за каждый свой шаг, это – основа нравственности. А эта основа утрачена Печориным.

В повести «Бэла» он признается Максиму Максимычу: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня»)

РЕФЛЕКСИЯ.

В повести «Фаталист» есть такие строки: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к  великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою».

(Счастье невозможно для личности, способной к самооценке, не ведающей иллюзий, личности, пораженной «болезнью века», скитающегося «по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха» («Дума»)).

- Можно ли достичь абсолютного счастья на земле?

(Нет, но можно познать это состояние, если будут строить отношения между собой по принципу самопожертвования, стремиться к взаимопониманию, прощению, терпимости и любви. Только в гармонии с собой и другими они смогут приближаться к чувственному понятию счастья, к ощущению блаженства. )

- Может ли все-таки человек постигнуть счастье на земле?

Прочитаем еще одно стихотворение М.Ю.Лермонтова, которое написано в 1837 году.

«Когда волнуется желтеющая нива… »:

                        Когда волнуется желтеющая нива

                        И свежий лес шумит при звуке ветерка,

                        И прячется в саду малиновая слива

                        Под тенью сладостной зеленого листка;

                        Когда росой обрызганной душистой,

                        Румяным вечером иль утра в час златой,

                        Из-под куста мне ландыш серебристый

                        Приветливо кивает головой;

                        Когда студеный ключ играет по оврагу

                        И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

                        Лепечет мне таинственную сагу

                        Про мирный край, откуда мчится он,-

                        Тогда смиряется души моей тревога,

                        Тогда расходятся морщины на челе,-

                        И счастье я могу постигнуть на земле,

                        И в небесах я вижу бога…

(Когда поэт гармонически сливается с природой, с окружающим миром, когда наступает гармония в собственной душе, только тогда можно достичь счастья на земле)

Составить дома синквейны (пятистишие)

Слово сйнквэйн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквэйн - это стихотворение, со­стоящее из пяти строк по форме синквейн,  представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк:

1.    Первая строка - ключевое понятие урока(существительное).

2.    Вторая строчка - это описание темы в двух словах (два определения к нему).

3.    Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола к нему).

4.    Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показыва­ющая отношение к теме.        .

      5.Последняя строка - это синоним из одного слова, кото­рый повторяет суть темы.

 


 

1.Счастье.                                         

 2.Вечное, прекрасное.                                       

3.Можно брать и дарить, наслаждаться.

 4.К нему стремится человек.

 5.Источник радости.

 

1.Счастье.

2. Хрупкое, недолговечное.

3.Нужно беречь, творить, хранить.

4.Как птица: неосторожное движение и исчезнет.

5.Дар судьбы.

 

Внимательно и не спеша прочтите высказывания четырех выдающихся людей, стараясь вникнуть в смысл:

а) «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого» (Л.Н.Толстой);

         б) «Личное счастье невозможно без счастья других»(Н.Г.Чернышевский);

         в) «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем» (И.Гете)

         г) «Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими» (Ж.Ламетри).

 

Какова основная мысль, заключенная в этих высказываниях?

(Дарение блага другим – это сотворение счастья и для себя)

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint, грамотнос, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 2650 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0