Цель: Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы, воспитание музыкально-эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять её.
- Формирование "национальной широты” музыкального вкуса – стремление не только слушать музыку своего народа, но также познакомиться с музыкой других народов.
- Формирование нравственно-эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины.
- Расширение музыкального кругозора.
Оборудование:
хрестоматия, фонохрестоматия, репродукции картин, портреты композиторов, схема-таблица
Музыкальный ряд:
- "Священная война” А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача
- "Шел ленинградский паренек”, соврем. нар. песня
- "Катюша” М. Блантера, сл. М. Исаковского
- "Слава победителям” З. Исмагилова, сл.Р. Нигмати
- "Шаймуратов генерал” З. Исмагилова, сл. К. Даяна
- "Не говорите, что они не вернулись” А. Имаева, на сл. Р. Нигматуллина
- "Частушки”
- "В землянке” К. Листова, сл. А. Суркова
- "День Победы” Д. Тухманова, сл. В. Харитонова
Зрительный ряд (репродукции картин и плакатов):
- Плакат "Родина-мать зовет!” И.М. Тоидзе
- "Генерал Шаймуратов” А. Храмова
- "Подвиг А. Матросова” К. Герасимова
- "Рейд башкирской конной” Р. Ишбулатова
- Агитплакаты времен Великой Отечественной войны
- Презентация на мультимедийном проекторе "Тема войны в искусстве”
- "Мамаев Курган” видеоэкскурсия по памятнику ансамблю
- "Сталинградская битва” документальная кинохроника
Литературный ряд: стихи русских и башкирских поэтов о войне. Выставка книг о войне.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие-распевки "Здравствуйте, ребята!”
"Добрый день!”
Цель:произведение, которое сейчас прозвучит, я выбрала эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Ваша задача: прослушать музыку, определить характер, сформулировать тему урока. А возможно, вы назовете авторов и название произведения.
2.Слушание
"Священная война” А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача (1 куплет)
Анализ.
- Что вы почувствовали, слушая эту музыку?
- Проанализируйте характер этой песни: как она может воздействовать на человека?
(призыв на борьбу, отзывалась в сердцах людей, выражала всенародный гнев)
Учитель:Это песня-призыв, зовущая в бой, поднимающая за собой бойцов: мужчин, женщин, стариков, детей. Вспомните, 8 февраля у нас в школе прошла линейка, посвященная Дню юного героя-антифашиста. Даже такие же дети как вы и те воевали на фронтах Родины. Никто не остался равнодушным.
24 июня 1941 года в газетах "Известия” и "Красная звезда” опубликовали стихотворение "Священная война” Василия Лебедева-Кумача, а уже на следующий день руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии композитор Александр Васильевич Александров принес на репетицию ансамбля уже новую песню.
Учитель:Внимательно всмотритесь в картины, найдите созвучную песне "Священная война”, которая бы выражала такое же настроение. Какие краски использовали художники для выражения настроения народа в дни войны?
- Объясните свой выбор.
Плакат "Родина-мать зовет!”
- Как бы вы сформулировали тему урока?
3. Объявление темы и целей урока.
"Великая Отечественная война в искусстве”
Учитель:Мы продолжаем с вами разработку темы "Богатырская тема” и сегодня на уроке мы постараемся проанализировать отражение в искусстве темы ВОв, слушая музыку, фрагменты из литературных произведений, рассматривая репродукции картин (произведений живописи) Можем ли мы сказать, что это тоже Богатырская тема или нет.
Чтение стихотворения на фоне минусовой фонограммы песни "Священная война”
41-й… Июнь…
Год и месяц борьбы всенародной
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
- запись на доске.
Учитель: Обратите внимание на цифры. Что они обозначают?
(Дата начала и окончания войны)
Между этими цифрами всего лишь маленькая черточка, но что за ней скрывается? Боль, горечь, голод, разруха, смерть, более 20млн. человеческих жизней.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение
1. Пословицы о войне.
Не суй, Гитлер, носа в чужое просо.
Пришел Гитлер незваным – уйдет драным.
У партизанского костра шутка остра.
Фашистам не сидеть на нашем горбу – лежать им в гробу.
Чем позор и неволю терпеть, лучше в бою умереть.
2. Частушки о войне
Соловейко за рекой
Громко песни распевал.
Как пришел фашист поганый,
Соловейка замолчал.
Низко, низко тучи ходят,
Низко ходят облака.
Немцы бегают по хотам:
«Матка, яйки, молока!»
Что вы, фрицы, приуныли,
Что носы повесили?
Видно жарких оплеух
Наши вам навесили.
3. Таблица для закрепления пройденного материала
№ |
Тема, историческое событие |
Жанр искусства |
музыка |
живопись |
литература |
скульптура |
архитектура |
кино, театр |
1.
|
Богатыри |
|
|
|
|
|
|
2
|
Александр Невский |
|
|
|
|
|
|
3
|
Иван Сусанин |
|
|
|
|
|
|
4
|
Гражданская война |
|
|
|
|
|
|
5
|
Великая Отечественная война |
|
|
|
|
|
|
Партизаны, партизаны,
Белые халатики.
Партизаны – люди наши,
Русские солдатики!
Из колодца вода льётся
Вода – чистый леденец.
Наша армия дерется –
Скоро Гитлеру конец. |