Архитектура – это застывшая музыка.
Музыкальный эпиграф: М. И. Глинка «Камаринская» ч.1.
Предварительная работа с учащимися:
- Выучить наизусть стихотворение О. Мандельштама « Айя - София».
- Выучить стихотворение Екатерины Шевелевой «Церковь на въезде в Суздаль».
Оборудование: магнитофон, слайды, таблица – план крестово-купольного храма.
Цель урока:
Знакомство с архитектурой Древней Руси и первыми каменными храмами.
Задачи:
Образовательные:- Показать учащимся особенности храмового строительства в Киеве, Великом Новгороде, в Суздале, Владимире.
- Что приняла Древняя Русь от Византийской архитектуры?
- Как повлияла русская самобытность на развитие отечественного зодчества.
Развивающие:- Учиться сравнивать архитектуру разных городов Древней Руси.
- Уметь оценивать вклад византийских мастеров, а также - искусства русских «древоделей».
- Развивать интерес к познанию славянской культуры.
- Развивать чувство собственного достоинства.
Воспитательные: - Воспитывать интерес и уважение к памятникам архитектуры.
- Способствовать самостоятельному изучению истории русской архитектуры.
- Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на историю русской культуры.
- Обогащать духовный мир учащихся.
Ход урока:
— Что больше всего привлекло Владимира в христианском богослужении?
В своих ответах учащиеся должны подчеркнуть красоту обряда, убранство храма и песнопения.
— Какое зодчество в большинстве своем было представлено в дохристианскую эпоху в Древней Руси?
— Да, конечно, деревянное.
— А в Византии?
— Только каменное строительство, дома и храмы были высокими, имели внешнее украшения, особенно в готическую эпоху.
Большое каменное строительство началось на Руси только с X века, это
строительство христианских церквей, и, естественно, по византийскому
типу. Гордостью Константинополя был храм святой Софии.
— Вот как свое восхищение константинопольской Софией выразил русский поэт Осип Мандельштам в стихотворении «Айя-София»
Айя-София — здесь остнановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
— Византийская художественная система лучше всего прославляла и
утверждала незыблемость светской и церковной иерархии, на которой
стояла Киевская держава.
Вторым Царьградом называли Киев иностранные путешественники. Говоря о
создании средневекового зодчества, нельзя не отметить, что оно действует
на душу как нечто материальное. Душа себя чувствует подавленной, а
чувство подавленности есть начало благоговения. Такие храмы, которые
вызывали бы благоговения и нужны были полновластным правителям
Рюриковичей.
— Особенно быстро начинает развиваться храмовое строительство. Усваивая
византийскую крестово-купольную форму храма, русские мастера
использовали также традицию деревянного зодчества – многоглавие. Для
своего храмового строительства Владимир выписывает греческих зодчих как
наиболее искусных и прославленных во всем христианском мире.
— Основа храма – квадрат, расчлененный четырьмя столбами, причем
примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют
архитектурный крест. Так строится при Владимире каменный храм на Руси –
Десятинная церковь, так строится при Ярославе Мудром и София киевская. И
все же тринадцать глав Софии киевской, наиболее величественного
архитектурного памятника Киевской Руси, не находят себе прообраза в
Византии. Такое могучее многоглавие – явление чисто русское,
преобразившее облик крестово-купольного храма*.
Показываю учащимся изображение двух храмов – Константинополя и Киева.
Учащиеся отмечают разницу в архитектуре этих храмов. Таким образом,
дети еще раз убеждаются в самобытности русского зодчества, храмы
отличаются своей многоглавостью.
— О Софийском соборе митрополит Иларион писал, что эта церковь «дивна
всем окружным им странам, якоже ина не обрящется в всемь полунощи
земнем, от встока до запада».
— София киевская украшена мозаиками и фресками работы приезжих мастеров,
в основном – греческих. Мозаики сохраняют всю красоту и изысканность
византийского стиля, но в них меньше созерцательности, больше жизненной
энергии, обращенности к людям.
Богородица в конхе апсиды киевской Софии, стоящая с воздетыми руками -
канонический тип Оранты (молящейся) – воспринималась киевлянами как
образ защитницы города, олицетворением самой «матери городов русских».
Оберегающий жест поднятых рук напоминал древнюю Берегиню славян. Фигура
кажется живой: она будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в
глаза. Образ Оранты полон обаяния, тепла и света.
— Беседу об этом образе ведем на компьютерном уроке, где имеется не
только изображение храма, но прекрасно представлена сама Оранта, дети
рассматривают детали изображения – выражение глаз, детали одежды,
молящийся жест рук и ее «движение» к прихожанам.
— С большой силой самобытная, народная струя русского зодчества
пробилась в Новгороде и его «младшем брате» - Пскове. И опять обращаюсь к
слайдам или компьютеру и смотрим Софию новгородскую и Псковский кремль.
Архитектура этих городов была мужественной, великолепной в своей
простоте и цельности. После величавой Новгородской Софии, после Юрьева и
Антониева монастырей в Новгороде не строили больших храмов. В основном
это были домовые церкви, заказчиками которых были бояре и купцы. Они
строились добротно, основательно, уютно, но не раскошно. Как говорили об
этом строительстве « не так ладно скроены, зато крепко сшиты». ( И
опять показываю изображения храмов, небольших и в основном –
одноглавых).
Перед тем, как говорить об архитектуре Владимиро-Суздальского княжества,
смотрим с учащимися слайд-фильм: это церковь в деревне Кидекша, храмы
Владимира, Суздаля, церкви Покрова на Нерли.
Предлагаю детям самим прокоментировать данную архитектуру, сравнить ее с киевской и новгородской.
— К XII веку выработался характерный русский тип крестово-купольного
белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой главой
на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами с
восточной стороны. В этот период времени первенство принадлежало
Владимиро-Суздальскому княжеству. Наибольшего расцвета княжество
получает при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукова и Всеволоде
Большое Гнездо.
— Основой русской государственности явилось Залесье, так называлось
Владимиро-Суздальское княжество, заложенное Владимиром Мономахом. В краю
лесов расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура, от них
ничего не осталось, но искусство «древоделей» вызывало восхищение
современников.
— Самые ранние из дошедших до нас храмов были воздвигнуты при сыне его
Юрии Долгоруком. И сегодня стоят построенные в те годы церковь святых
Бориса и Глеба в селе Кидекше, в четырех километрах от Суздаля, (
смотрим изображение этой церкви) и собор Спасо-Преображения в
Переславле – Залесском. Церковь в Кидекше – это первая церковь,
сложенная из белого камня, местного известняка. От нее и пошло
ослепительное белокаменное зодчество, что создало мировую славу
Владимиру на Клязьме.
Никого не оставляет равнодушным эта простая, но гордая церковь и в наше
время.
Об этом говорит поэтеса Екатерина Шевелева в своем стихотворении «Церковь на въезде в Суздаль»
Мы проехали мимо. Упросила вернуться.
« Да зачем тебе снимок этой звонницы куцей?
Город Суздаль - подальше, ансамблем единым,
Над спокойствием пашен - крылом лебединым».
Упросила я все же израсходовать пленку
На кусок бездорожья, на церквушку-избенку.
Где-то в дебрях истории, в заскорузлости мысли,
Люди русские строили низкорослые выси.
Но придавленный кров округляется мягко,
Как лукавая бровь, изгибается арка.
Так она пробивалась
Из каркаса – уродца-
Вдохновенная ярость,
Гармоничность пропорций.
— Именно во Владимир свою резиденцию перенес сын Юрия Долгорукого Андрей
Боголюбский. По словам летописца, Андрей «сильно устроил» Владимир,
привлек в него « купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких».
Но точно так же, как константинопольская София - шедевр византийского
искусства, а романские соборы – шедевры западноевропейского
средневекового зодчества, такие памятники, как владимирский Успенский
собор, церковь Покрова на Нерли и владимирский Дмитриевский собор –
величайшие шедевры русского искусства.
И опять работаем со слайдами или на компьютере, рассматриваем особенности этих храмов, сравниваем с храмами Киева и Новгорода.
— В этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный
период исторического развития. Какая ясность и какая гармония с
окружающим пейзажем. Дух захватывает, когда стоишь на крутом берегу
Клязьмы и, представляется картина нашего современника Ильи Глазунова «
Два князя», когда старый князь показывает молодому откуда идет
опасность, именно там, за рекой полыхает пожар. И задача князя –
защитить свое княжество, свой народ и все, что создано его талантливыми
руками.
— Шедевры искусства создаются навечно. Владимир и Суздаль занимают
почетное место среди городов Европы, наиболее богатых художественными
сокровищами мирового значения. Успенский собор (1158-1161гг.) был
воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче.
Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и
держава князя Андрея.
— В этом соборе, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил
десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня -
икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства.
— А через два с половиной века после постройки Успенского собора великий
Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину
древнерусской монументальной живописи.
— Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров,
нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на
Нерли, этот архитектурный памятник воспринимается как поэма,
запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания.
Предание гласит, что князь Андрей построил этот храм «на лугу»,
недалеко от своих боголюбских палат после кончины любимого сына Изяслава
- в память о нем и в умиротворение своей печали.
А теперь на компьютере расматриваем два храма: церковь Покрова на Нерли и
Дмитриевский собор. Стараемся найти общее и различие в архитектуре этих
сооружений.
— При Всеволоде Большое Гнездо был построен Дмитриевский собор во
Владимире - это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. В
отличие от храмов Юрия Долгорукого, Дмитриевский собор подчеркнуто
величествен и по-своему строен «но это не утонченная женственная грация
церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и
мужественная пропорциональность…Ни одна частность не нарушает
величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.Н.Воронин).
— Но не только форма поражает своим величием и мощью, но и огромное
восхищение вызывает внешнее убранство храма, где проявился в полной
мере талант русских каменосечцев. Как чудесная сказка, широко
развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было
создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме, рукописном
орнаменте и особенно в деревянной резбе, нашло свое отражение в
изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских
мастеров.
— Резное убранство Дмитриевского собора занимает более половины стены,
вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар
и затем все так же узорчато восходит по барабану, ажурной вязью
покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами
драгоценный ларец, пышно расшитая ткань, отороченная кистями колончатого
пояса.
— Но не ради красоты уделялось столько внимания убранству храмов. Вот
что об этом пишет Н.П.Кондаков: «Храмы (Владимиро-Суздальской области)
украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник
народа, найдут время и охоту разобрать поучительные темы наружных
украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным
обучением».
Обобщение:- Чем отличались памятники каменного культового зодчества киевской Руси от византийских образцов.
- В чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились?
- Почему на Руси считали храмы «книгой для неграмотных»?
- Чем отличаются храмы Владимира и Суздаля от новгородских и киевских.
- В каких из них больше проявился русский характер?
Д/З:
Учебник для 8 класса. Автор Ю.А Солодовников. стр. 73-76.
|