Форма урока: комбинированный урок.
Цель: овладеть навыками анализа музыкальных и живописных
произведений, созданных в стиле барокко. Задача:
1. Продолжить работу над овладением учащимися
арсеналом средств художественной выразительности стиля барокко (живопись,
музыка).
2. Развитие способностей к анализу.
Ход урока
I этап.
Учитель. Слово «барокко» имеет несколько значений:
причудливый, вычурный, жемчужина неправильной формы. Этим словом стали
называть художественные стиль, господствовавший в культуре Европы с начала XVII
века и до 30-х годов XVIII века. Это стиль резких контрастов и неожиданных
сопоставлений. Ему свойственно тяготение к гиперболе, к преувеличению, что
проявляется во всех видах искусства: чрезвычайная эмоциональная наполненность,
стремление вырваться из рамок привычного, воспарить духом свойственно и живописи,
и музыке, и литературе. Формы барокко не обладают пропорциональностью и
уравновешенностью, они стремятся к нарушению симметрии, к изобилию, к
тяжеловесной детализации. Искусство барокко обладает страстным характером, и
эта страсть поистине безгранична: радость неизменно оборачивается ликованием,
печаль - скорбью, а упрек легко превращается в проклятье. Эту тягу барокко к
преувеличениям прекрасно выразил английский поэт Томас Кэрью в стихотворении
«Нетерпимость к обыденному»:
Дай мне любви, презренья дай,
Дай насладиться полнотой»
Мне надо жизни через край –
В любви невыносим покой!
Огонь и лёд - одно из двух!
Чрезмерное волнует дух.
Пускай любовь сойдет с небес,
Как сквозь Гранит златым дождем
К Данае проникал Зевес!
Пусть грянет ненависть, как гром,
Разрушив все» что мне дано.
Эдем и ад- из двух одно.
О, дай упиться полнотой –
Душе невыносим покой.
(Стихотворение читает один из учеников.)
II этап.
Учитель. В музыке барокко действует правило одноаффектностн:
словом «аффект» в то время называли чувство, страсть. Правило одноаффектности
подразумевает: композитор в произведении будет разворачивать одну картину,
одну главную мысль, которая будет расцвечиваться н обрастать новыми подробностями.
Тест на определение: Какой из музыкальных фрагментов
относится к стилю барокко, а какой нет и почему? (Имена композиторов называются
только после обсуждения.)
Прослушивание I части из концерта Вивальди «Весна» из
цикла «Времена года». Общее время звучания 3.28.
Прослушивание Фантазии ре минор Моцарта: Общее время
звучания 4.57.
Учитель (после обсуждения) дает правильный бтвёт.
Первый фрагмент можно отнести к стилю барокко, потому что в своем концерте
Вивальди использует правило одноаффектности: он повествует о том, как люди
встречают обновление в природе (ведь концерт носит название «Весна»), водят
хороводы. И если, не зная название концерта, сложно догадаться об этом, то все
равно ощущается, что в музыке идет развитие одной мысли, одного переживания.
Во втором фрагменте в произведении Моцарта мы слышим не одну данную в развитии
мысль, а две, представленные двумя контрастными темами.
Тест на определение: Какие из представленных произведений
живописи, с вашей точки зрения, можно отнести к стилю барокко и почему?
Зрительный рад:
1.Рубенс «Поклонение волхвов».
2. «Снятие с креста».
3. «Крестьянский танец».
4. Пуссен «Отдых на пути в Египет».
5. «Суд Соломона».
Учитель (после обсуждения с учащимися их предположений)
предлагает правильный ответ. 1, 2, 3-е произведения, т.е. картины Рубенса,
относятся к стилю барокко, а 4, 5-е (картины Пуссена) - нет.
Учитель. Выделим несколько характерных особенностей,
благодаря которым мы сможем определить Принадлежность картины к стилю барокко:
1. Эмоциональности экспрессивность, перегруженность
деталями.
2. Барочная картина часто изображает одновременность
нескольких различных событий, переживаний, чтобы подчеркнуть динамику времени.
3. Художники, пишущие в стиле барокко, краску воспринимают
как элемент живописной фантазии, а не как имитативное средство. Вспомним
картины Рубенса: для этого художника главное не сымитировать природный цвет
предмета, а создать мощный цветовой аккорд - яркий, насыщенный, волнующий
чувства зрителя.
4. Большинство мастеров барокко (например, Рубенс,
Караваджо) предпочитают вертикальный формат картин, который позволяет
выделить торжественность, величавость момента и воплотить движение сверху вниз:
например, в картине «Воздвижение креста» Рубенсом запечатлен процесс
воздвижения креста с телом распятого Иисуса. Рубенс фиксирует момент, когда
крест уже не лежит на земле, но еще и не принял вертикальное положение, т. е.
художник изображает именно движение сверху вниз. Или для картины «Обращение
святого Павла» Караваджо потребовался вертикальный формат, чтобы показать
именно торжественность момента - момента общения Павла с Богом, что в корне
изменит не только жизнь Павла, но и его самого.
5. Динамичность, для чего часто вводятся мотивы
схватки, погони: например, картина «Похищение дочерей Левкиппа» Рубенса, где
запечатлен момент острой борьбы, или картина «Воздвижение креста» - участникам
действия приходится предпринимать такие усилия для воздвижения креста, что
внешне это напоминает скорее схватку с крестом, нежели его воздвижение.
Задание классу: опираясь на полученные сведения о характерных
особенностях стиля барокко, доказать, что данное произведение обладает
характерными чертами данного стиля. (Задание выполняется письменно, и учащиеся
самостоятельно выбирают из предложенного зрительного ряда произведение для
анализа.)
Зрительный ряд: 1. Рубенс «Кермесса».
2. «Поклонение волхвов».
3. «Воздвижение креста»:
4. «Персей и Андромеда».
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Описание одного из произведений Рубенса с
выявлением характерных черт стиля барокко.
2. Прослушать любое произведение Вивальди и описать,
используя правило одноаффектности.
3. Подготовить сообщение на тему «Стиль барокко в
западноевропейском искусстве XVII века».
Вопросы я задания:
1. Какие значения имеет слова «барокко»?
2. Дать общую характеристику стиля барокко.
3. Сформулировать правило одноаффектности.
4. Перечислить черты, характерные для барочной
картины.
|