Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 18:51:32
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Дизайн и его место в духовной и материальной культуре
15.05.2012, 13:47:54

Цели.

  • Познакомить учащихся с понятием "дизайн”, его сущности.
  • Дать представление об истории рождения дизайна.
  • Показать место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство)
  • Познакомить с направлениями (видами) дизайна - промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн среды, дизайн имиджа человека.
  • Формировать познавательный интерес к творчеству, творческим видам деятельности.
  • Развивать ассоциативное, образное, творческое мышление, эстетический вкус.
  • Развивать умения ориентироваться в мире вещей.
  • Воспитывать уважительное отношение к интеллектуальному и творческому труду дизайнера.
  • Воспитывать эстетический, художественный вкус и желание грамотно выбирать и создавать жизненное пространство согласно своему видению окружающего мира.

Методическое обеспечение занятия.

Форма организации образовательного процесса (вводное занятие, изучение нового материала).

Приемы и методы организации образовательного процесса:

  • словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, диалог);
  • наглядные (показ слайд-фильма);
  • метод наблюдения (записи в тетради, зарисовки);
  • метод проблемного обучения (объяснение основных понятий, терминов);
  • проведение занятия с использованием средств искусства;
  • психологические и социологические методы (проведение и анализ теста).

Материалы и оборудование: Презентация "Мир дизайна”; тест "Твой творческий потенциал”; компьютер, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

I. Изучение нового материала. Введение в тему.

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

Кто может ответить, что значит это таинственное и так всех манящее слово - дизайн. Что такое "дизайн”? (Диалог, беседа)

Чем чаще повторяется слово - "дизайн”, — тем все труднее становится определить, что же точно оно означает. Происходит это потому, что всякий раз слово произносится по разным поводам, в различных смысловых контекстах.

3. Актуализация знаний (рассказ, беседа, записи в тетради).

Дизайн от англ. Design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок.

Дизайн - процесс художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.).

Дизайн - в широком смысле - художественное конструирование предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды

Дизайн - в узком смысле - творческая деятельность.

Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия - смысл дизайна.

Из истории развития дизайна.

Существует три основных версии рождения дизайна:

  • Дизайн существовал всегда, на всем протяжении существования человечества.
  • Дизайн возник с переходом от ремесленного труда к машинному производству.
  • О дизайне стоит говорить, только изучая новейшую историю: с появлением различных школ дизайна, накопившейся практики и теории.

Они не противоречат друг другу, а отражают лишь разные варианты глубины осмысления понятия дизайна.

В начале века в Германии был основан производственный союз "Verkbund”, объединявший промышленников, архитекторов, художников и коммерсантов. Основатель архитектор Герман Мутезиус был до 1914 года президентом этого общества. Цели создания союза: реорганизация ремесленного производства на промышленной основе, создание идеальных образцов для промышленного производства и борьба с украшениями и орнаментацией.

Программа объявляла: объединение "желает осуществить отбор всех лучших действующих возможностей в искусстве, индустрии, ремесле и торговле. Союз стремится к охвату всего, что содержится в качественном выполнении и тенденциях промышленного труда”.

В нашей стране вопрос о создании предметной среды, отвечающей новым идеалам, и внедрении художественного творчества в производство, был установлен в общегосударственном масштабе уже в 1918 году. При отделе изобразительных искусств Наркомпроса, был организован подотдел художественной промышленности, а в составе научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства, была создана художественно-производственная комиссия, куда наряду с художниками входили руководящие и инженерно- технические работники производства.

Постановлением Совнаркома, опубликованным 25 декабря 1920 года, были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские. Это должен быть специальный вуз, имеющее целью подготовку "художников-мастеров высшей квалификации для промышленности". Создался "ВХУТЕМАС” первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1926 году "ВХУТЕМАС” был преобразован в институт "ВХУТЕИН”, который просуществовал до 1930 года. При этих институтах работали научно-исследовательские лаборатории, которые ставили своей целью создание действительного научного обоснованного преподавания и исследования природных художественных дисциплин.

Многие архитекторы считали, что старую культуру надо полностью разрушить и на её развалинах построить новую, коллективистскую культуру коммуны.

В конце тридцатых годов дизайн стал проникать и в область культурно-бытовых изделий: художники участвовали в проектировании советского дискового телефона, радиоприёмника, осветительной аппаратуры, мебели.

Дальнейшему продвижению этих интересных работ помешало начало Великой Отечественной Войны. Параллельно созданию удачных новинок в серийной массовой промышленности, нащупывались и пути новой дисциплины эргономики.

Первые дизайнеры в России появились из среды архитекторов, художников-декораторов, графиков и инженеров.

Место дизайна в системе пластических искусств.

Пластические искусства подразделяются:

  • на изобразительные искусства: живопись, скульптура, графика, фотоискусство;
  • и неизобразительные искусства: архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование (дизайн).

Изобразительные средства дизайна являются общими для пластических искусств: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Эти составляющие комбинируются на основе принципов композиции: симметрии, асимметрии, равновесия, ритма, движения и т.д. В дизайне имеет широкое применение и такие средства как пропорция золотого сечения. Гармония и контрастность как универсальные средства искусства являются системообразующими и в дизайне.

Демонстрация презентации. (Презентация)

Направления (виды) дизайна.

  • Промышленный дизайн.
  • Графический дизайн.
  • Дизайн сред
  • Дизайн имиджа человека.

Промышленный дизайн. 

Промышленный дизайн (индустриальный дизайн) – отрасль дизайна, целью которого является определение формальных качеств промышленно производимых изделий. Он предполагает эффективное развитие идей через процесс, который приводит к производству новых товаров (машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды автомобили, самолеты, и т.д.)

Графический дизайн и его направления. 

Его деятельность направлена на создание визуальных сообщений, распространяемых с помощью средств массовой коммуникации. Его главная отличительная особенность – связь с художественным проектированием мира информации. Эта отрасль дизайна сравнительно молода.

Два подхода к понятию "Графический дизайн”:

  • Графический дизайн (график-дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы).
  • Графический дизайн как способ создания на плоскости проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки и т.д.). Компьютерная графика.

Дизайнеры решают такие комплексные задачи проектирования сложных структур, как выработка единых систем знаков, создание фирменных стилей, образа целых отраслей промышленности, обновление зрительно-информационного ряда учебников, создание визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и т.д. Сегодня графический дизайн используется в рекламе, издательской деятельности и печати, кино, телевидении, компьютерной и электронной технике, сферы паблик рилейшнз, других областях массовой информации. Недаром его иногда очень точно называют коммуникационным дизайном.

Веб-дизайн. 

В чем отличие?

Отличия веб-дизайна и графического дизайна, связанны в основном с техническими моментами. Так полиграфист не сможет разрабатывать выставочные стенды, или заниматься разработкой наружной рекламы, т.к. не знает многих технических моментов, связанных с этими направлениями. Так веб-дизайнер, не сможет создавать полноценную полиграфическую продукцию, т.к. не знает основ печатных процессов, цветоделения и т.д.

В чем же специфика именно профессии веб-дизайнера?

Веб-дизайн - дизайн сайтов и их отдельных элементов, создание графических рекламных материалов в Internet.

В том, что по сути веб-дизайнер является проектировщиком пользовательского интерфейса. Его задача: помочь пользователю сориентироваться на веб-сайте, сделать работу пользователя с веб-сайтом легкой и приятной. В тоже время веб-дизайнер должен помнить, что он создает рекламный продукт, который должен соответствовать поставленным задачам (т.е. доносить некое рекламное сообщение до пользователя).

Дизайн среды. 

  • Дизайн экстерьера.
  • Дизайн интерьера.
  • Экологический дизайн.
  • Ландшафтный дизайн.
  • Фитодизайн.

Дизайн экстерьера.

Очевидно, что выбор дизайна экстерьера (внешнего вида) здания будет зависеть от того, что это за здание и для каких целей оно предназначено. Это может быть загородный коттедж, небольшая гостиница, ресторан, кафе, офисное здание или что-то ещё.

Работы по созданию дизайна экстерьера призваны сделать внешний вид здания приятным глазу и гармонично сочетающимся с окружающей средой.

Дизайн интерьера. 

Интерьер от французского Interieur т.е. внутренний - архитектурное, внутреннее пространство здания. Дизайн интерьера – это проектирование, отделка и обстановка внутренних помещений зданий.

Основной целью архитектуры на всём пути её развития, оставалось воссоздания внутри здания, в каждом помещении, уникальной среды для человека, которая соответствовала бы его практическому и эстетическому назначению.

Каждому человеку свойственно стремиться к лучшему. С каждым днем повышаются требования к комфорту и качеству окружающего мира, развиваются технологии и повышается уровень жизни. Буквально недавно, человек не мог и мечтать о том, что сегодня является стандартом нашей жизни. Возросли запросы, но на ряду со спросом развивается и рынок предложений, внося новые материалы и возможности для реализации современного дизайна интерьера.

Экологический дизайн. 

Экодизайн - это абсолютно новое направление в дизайне, появившееся не так давно.

Что же такое - экодизайн? Каковы его черты?

Экодизайн определяют как направление в дизайне, базирующееся на идее защиты окружающей среды. Экодизайн - естественная красота. Этот стиль восходит своими корнями к скандинавскому и японскому минимализму.

Основными принципами экодизайна являются:

  • Использование натуральных, желательно быстро возобновляемых материалов, производство которых не влияет негативно на экологию (например, бамбук, который очень быстро растет).
  • Нетоксичность, гипоаллергенность материалов.
  • Использование энергосберегающих технологий.
  • Простота и безопасность утилизации, возможность повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом.

Основными материалами экодизайна являются: дерево, пробка, камень, глина, стекло, ткани из натуральных материалов (биохлопок, ткань из бамбука, лен, шерсть).

Главные цвета — бежевый, коричневый, белый (в контрасте с черным или темным деревом), нежные пастельные тона. Чаще используют природные цвета: бледно-зеленый, бледно-голубой, цвета травы, воды, камня, дерева, почвы.

Ландшафтный дизайн. 

Задача такого мастера – создать особую реальность на обычном участке земли, продумать, как должен выглядеть здесь каждый сантиметр, распланировать, высадить растения, разбить дорожки и цветники, сделать грамотное освещение, устроить поливочную систему, зону отдыха, детскую площадку. Раньше таких работников называли устроителями садов и парков. Плодов труда ландшафтного дизайнера приходиться ждать много месяцев.

Фитодизайн.

Фитодизайн - составная часть дизайна. То, что для технической эстетики (использование растений) является частным, для фитодизайна является основным.

Деятельность фитодизайна направлена:

  • объединить растения с предметным миром;
  • проводить линию гуманизации искусственной среды, содействуя эмоционально-эстетическому пониманию человека ценить все возвышенное и вызывать желание жить и работать по законам красоты.

Задачи, которые стоят перед фитодизайном, весьма разнообразны, они охватывают вопросы, решаемые на стыке нескольких различных областей науки:

  • создание эстетически приятной и комфортной обстановки, отвечающей функциональному назначению помещения;
  • обеззараживания помещений от патогенной микрофлоры;
  • обеспечение очистки атмосферы помещения от пыли и газов;
  • ионизация и увлажнение помещений;
  • обогащение воздуха биогенными веществами, благотворно действующими на общее состояние организма человека;
  • удовлетворение инстинкта заботы.

Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем. 

  • Визаж, или искусство макияжа.
  • Дизайн причесок, или парикмахерское искусство.
  • Дизайн одежды, обуви, аксессуаров.

Заключение.

  1. Объектом дизайна может оказаться практически любая вещь, совокупность вещей, предметно-пространственная среда или любое информационное сообщение,
  2. Целью дизайна исходно выступала гуманизация материального окружения человека, выражающаяся в его упорядочивании соответственно этическим и эстетическим нормам данной эпохи и данного культурного региона. В настоящее время процесс гуманизации информационной среды более сложен и включает в себя также элементы неожиданности.
  3. Методы дизайна наиболее близки к композиционным методам, выработанным в архитектуре, но включают в себя и эвристические приемы изобретательства, а также ряд приемов и методов, родственных применяемым в различных видах художественного и научного творчества.
  4. Адресатом дизайна могут быть все и может стать каждый, поэтому в методологии дизайн-проектирования повышенное внимание уделяется не только эргономическим, но и социально-культурным, а также психологическим характеристикам потребителя конкретного дизайн-продукта.

Вывод. Сущность дизайна безгранична:

  1. Он открывает свободные возможности материализации эстетических идей, новые горизонты красоты и величия человека.
  2. Дизайн, это уникальное по своей природе явление, востребовал множество естественных качеств человека - ценности эстетики, этики, уважения и заботы о людях.
  3. Продукт дизайна оказывает положительное влияние на общую социальную атмосферу, он формирует эстетический вкус, вдохновляет людей, поднимает их работоспособность, создаёт условия для эффективной творческой деятельности, повышает уважение к непосредственной среде людского существования, делает ее более человечной
  4. Дизайн - это особый продукт специфического, абстрактного и вместе с тем образного мышления. Оно создается и на основе фундаментальных знаний: философии, эстетики, антропологии, основ изобразительной грамотности, психологии. Оно предполагает изучение техники, технологии, эргономики, экологии и системного проектирования и др.

"Быть "возбудителем беспокойства" в обществе - значит, для дизайнера постоянно выходить за границы сложившихся стереотипов, ломать их, творить новые оригинальные формы, предощущать в будничной прозе сегодняшнего дня тенденции завтрашнего”.

(А. Розенблюм)

II. Практическая работа. Тест "Твой творческий потенциал”.

Инструктивная карточка "Ваш творческий потенциал".

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

            а) да;

            б) нет, он и так достаточно хорош;

            в) да, но только кое в чем.

           

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

            а) да, в большинстве случаев;

            б) нет;

            в) да, в некоторых случаях.

           

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

            а) да, при благоприятных обстоятельствах;

            б) сомневаюсь;

            в) лишь в некоторой степени.

           

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

            а) да, наверняка;

            б) это маловероятно;

            в) возможно.

           

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

            а) да;

            б) часто думаете, что не сумеете;

            в) да, часто.

           

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

            а) да, неизвестное вас привлекает;

            б) неизвестное вас не интересует;

            в) все зависит от характера этого дела.

           

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

            а) да;

            б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

            в) да, но только если вам это нравится.

           

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

            а) да;

            б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

            в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

           

9. Когда вы терпите неудачу, то:

            а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

            б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

            в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы.

           

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

            а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

            б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

            в) преимуществ, которые она обеспечит.

           

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

            а) да;

            б) нет, боитесь сбиться с пути;

            в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

           

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

            а) да, без труда;

            б) всего вспомнить не можете;

            в) запоминаете только то, что вас интересует.

           

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

            а) да, без затруднений;

            б) да, если это слово легко запомнить;

            в) повторите, но не совсем правильно.

           

14. В свободное время вы предпочитаете:

            а) остаться наедине, поразмыслить;

            б) находиться в компании;

            в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

           

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

            а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

            б) вы более-менее довольны;

            в) вам еще не все удалось сделать.

           

16. Когда вы одни:

            а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

            б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

            в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

           

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

            а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

            б) вы можете делать это только наедине;

            в) только там, где будет не слишком шумно.

           

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

            а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

            б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

            в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

 

Ключ

За каждый выбор варианта ответа «а» — 3 балла;

за каждый выбор варианта ответа «б» — 1 балл;

за каждый выбор варианта ответа «в» — 2 балла.

 

Результат.

Если в сумме вы набрали 49 и более баллов, в вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на самом деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые раз­нообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам про­явить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооценили себя, свои способности? От­сутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким об­разом решите проблему.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Категория: МХК | Добавил: tineydgers | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, Эстетика, театр, пособие для учителя, урок МХК, Культура
Просмотров: 2551 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0