Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 15:25:29
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Духовность в культуре русского крестьянства
31.05.2012, 09:43:16

Цель урока: раскрыть понятие русской "духовности".

Задачи:

  • выявить свидетельства единения человеческого и природного в культуре русского крестьянства;
  • найти средства художественно - эмоциональной выразительности в народных и профессиональных произведениях различных видов искусств;
  • проанализировать информацию с позиций духовно - нравственной ценности художественных образов.

Оборудование:

  • доска, музыкальный центр с аудиокассетами (Н.А. Римский-Корсаков, "Сказание о невидимом граде Китеже", музыкальные картины из оперы; П.И. Чайковский "Утренняя молитва" из "Детского альбома"),
  • слайд - проектор - слайды:
  • св. великомученик Феодор Тирон,
  • Б.М. Кустодиев "Масленица",
  • В.Г. Петров "Тройка",
  • декорации И.С. Глазунова к опере "Сказание о невидимом граде Китеже";
  • тетради для учеников.

Ход урока

Вводная беседа

Учитель: "Духовно богатый человек". Что вы понимаете под этим понятием?

Дети: Человек с доброй душой. Очень добрый человек.

Учитель: "У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия:" - так сказал об этом В. Г. Белинский. Вы согласны с этими словами?

Дети: Да, согласны. Добрые дела - это гимнастика для души. Чем больше ты сделаешь добрых дел, тем добрее ты будешь:

Учитель: Духовность - это то, что ощущает душой человек, богатство или бедность человеческой души, человеческое мировоззрение. Русское мировоззрение складывалось и определялось под влиянием крестьянства. Русское крестьянство являлось создателем народных традиций, идеалов, ценностей. На каких уроках вы говорили об этом?

Дети: На уроках рисования, музыки, литературы.

Учитель:  О каком народном творчестве вы упоминали на этих предметах.

Дети: На уроках музыки мы слушали народные песни, на уроках литературы - сказки, былины, на уроках рисования мы изображали матрёшек, русские праздники (масленицу, рождество).

Активизация имеющихся знаний

Учащимся предлагается выбрать правильный ответ на вопросы по истории, музыке, литературе, изобразительному искусству:

1."Слово о полку Игореве" было написано:

  • после правления Ярослава Мудрого
  • в годы правления Владимира Мономаха
  • во время княжения Всеволода Большое Гнездо

2. В каких музыкальных произведениях встречаются сюжетные зарисовки народного обряда "Масленица"?

  • "Снегурочка" Римского-Корсакова
  • "Кикимора" А.К. Лядова
  • "Петрушка" И. Стравинского
  • "Жар-птица" И. Стравинского

3. Древнейшей летописью, дошедшей до нас является:

  • "Слово о законе и благодати"
  • "Слово о полку Игореве"
  • "Повесть временных лет"
  • "Чтение о житии и погублении"

4. Какое из музыкальных произведений рождается благодаря устному народному творчеству?

  • "Жаворонок" М.И. Глинка
  • "Кикимора" А.К. Лядова
  • "И. Сусанин"" М.И. Глинка
  • "Картинки с выставки" М.П. Мусоргский

Учитель: В вопросах, предложенных вам, вы выбирали народные произведения и произведения профессиональные, созданные благодаря существованию народного творчества.

Изучение нового материала.

Учитель:

Народное творчество продолжало процветать в период татаро-монгольского ига. Обращение к былинам и сказаниям, в которых ярко описывались битвы с врагами Руси, придавало русским людям новые силы. Древние былины, легенды, сказания обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Например, легенда "Сказание о невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озеро вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым, звала русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига.

Далее следует показ декораций художников к опере Н.А. Римского-Корсакова, слушание "Сказание о невидимом граде Китеже", музыкальные картины из оперы, чтение фрагмента романа М. Зуева-Ордынца "Сказание о граде Ново - Китеже".

Беседа о средствах выразительности каждого вида искусства и о сопоставлении разных эпох как в романе, так и в рождении на свет произведений искусств. Упоминание о многократном переписывании легенды различными авторами.

схемы, созданные на уроке детьми:


 Учитель: Огромную роль в создании таблиц сыграло ваше воображение, заложенное в вас природными данными. Крестьяне постоянно ощущали тесную живую связь с природой. Создавая сказки, песни человек делал природу соучастницей событий.

Вспомните народные песни, дошедшие до нас.

Исполняем песню "Зелёная рощица", "Земелюшка - чернозём".

Беседуем о жанровой принадлежности песен.

Песню "Земелюшка - чернозём" украшаем шумящими инструментами.

Говорим о "невозможности" украшения этой песни, если человек исполняет её при работе в поле. Определяем главную роль данной песни в жизни человека.

Песню "Зелёная рощица" характеризуем как протяжную.

Учитель: То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее короткого, отрывистого, человек понял уже давно. Очевидно моля, заклиная о чём-то невидимых духов, он пробовал тянуть звук, старался делать свой голос звучным, певучим. Самые древние песни, которые мы знаем, - это именно заклинания духов. В языческих обрядах часто звучат молящие, долгие песни, вернее звуки.

В свои владения скоро вступит весна. При закликании весны тоже был необходим долгий распев: Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью: (исполняет учитель)

В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Девицы часто совершали заклички, стоя на высоких местах, пригорках крышах, глядя на восток, поют:

      Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,


С великою милостью:


Со льном высоким,


С корнем глубоким,


С хлебами обильными: (исполняем вместе)

В годовом круговороте крестьянин наблюдал определенную закономерность - встреча весны, время урожая, приход зимы и т.д. Такое повторение наблюдалось из года в год. Поэтому складывались календарные циклы, о которых вы уже слышали. Они сопровождались религиозными праздниками и обрядами, суевериями, обычаями, многие из которых восходили к первобытной вере в зависимость жизни человека, его судьбы и хозяйства от сверхъестественных сил.

Христианская церковь гармонично вливалась в этот цикл.

Вчера был 17-й день февраля. В этот день люди вспоминают имена многих святых, а их не мало. Например, имя св. великомученика Феодора Тирона. (Рассказ учителя и звучание произведения П.И. Чайковского "Утренняя молитва" из "Детского альбома"). В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения императора Максимиана (286-305 гг.) воин Феодор (Федор) вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое временя мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Православная церковь ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста.

Часто христианские имена и названия получали наименования, лишь внешне связанные с церковными, а по содержанию - языческие, близкие и понятные крестьянству.

Несмотря на то, что мы считаем себя современными людьми, мы часто задаём себе вопросы и не находим ответы, мы подвержены суевериям и испытываем страх перед необъяснимыми явлениями.

В давние времена у нас был бы не февраль, как мы называем один из зимних месяцев, а снежень, вероятно - от снежного времени. Очень хорошо прижились в народе некоторые приметы.

Сегодня 18 февраля - день святой Агафии - поминальницы. В этот день принято поминать усопших родителей и родственников.

А по народным легендам в этот день ходит по домам "Коровья Смерть" - старуха, которая морит всякую бесхозную животину. Поэтому вечерком люди заговаривали живность от болезней, стараясь её уберечь.

Многие современные люди не желают расставаться с приметами. Помнят буквально все.

Контроль.

Обратимся и мы к своей памяти, но будем вспоминать не только приметы.

Мы вспомним события, о которых говорили сегодня, заполним таблицу:

Вопросы Ответы
Какие события обязательно упоминались в былинах, легендах, сказаниях? Почему они приобретают вторую жизнь?  
Какое предназначение выполняли долгие, протяжные музыкальные звуки при обращении человека к природе?  
Каким событиям был посвящён месяц февраль?  
Вспомни случаи из своей жизни или из жизни друзей и запиши некоторые приметы.  
Вспомни некоторые даты русских праздников, событий и запиши их в определённом людьми порядке.  

Таблица у каждого ученика.

Подведение итогов.

Учитель: У нас сегодня на уроке была добрая атмосфера. Каждый испытал особые, неповторимые чувства. Вы поделитесь ими чуть позже.

А пока попробуйте дать ответ на этот вопрос: что станет с человеком, если отнять у него все, что нематериально, - память, чувство, совесть, мысль?

Дети: Он будет существовать как трава, растение:, никогда не станет духовно богатым.

Рефлексия.

Повторно звучит "Молитва" П.И. Чайковского.

Учитель: Сейчас, пока звучит музыка я прошу вас записать в тетрадь состояния души, которые вы испытали во время урока и рядом с ними произведения, причину, примету или высказывание, натолкнувшие вас на эти состояния.

Это некоторые записи из тетрадей:

печаль - когда слушал "молитву",

было страшно - ходит по домам "Коровья Смерть",

нежность - когда звучала молитва,

волнение, храбрость, страх - когда был рассказ о святом мученике,

радость - зовут весну, песня "Земелюшка - чернозём"

и т.д.

Категория: МХК | Добавил: tineydgers | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, Эстетика, театр, пособие для учителя, урок МХК, Культура
Просмотров: 724 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0