Ф о р м а урока: комбинированный урок.
Цель: выявить характерные особенности эстетического
идеала эпохи Возрождении.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с характерными для эпохи
Возрождения особенностями отношения человека к Богу, Природе, с мироощущением
художников Ренессанса.
2. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия
произведений искусства.
Ход урока
I этап.
Учитель. В ХV-ХVI веках Западная Европа переживала «золотой век» своей
истории, в который Италия вступила на столетие раньше - в XIV веке. Это время,
получило выразительное название «Эпоха Возрождения», Ренессанс. Новая эпоха
перенимает от прежней (средневековой) центральную тему - тему Господа Бога,
тему Творца. Но отношение к этой теме, ее понимание радикально изменились; не
просто смутн9 ощущать присутствие Бога в мире, но сознательно любить его, не
совершать религиозные ритуалы и бояться кары Божьей, но познать Творца, понять
его божественный замысел, и, вооружившись знанием и разумом, воспеть гимн Создателю.
Именно так и поступал великий Леонардо, который, вооружившись линейкой и
циркулем, присутствовал при раскопках греческих и римских статуй и, не доверяя
одному лишь взгляду, измерял эти фигуры, выясняя соотношение ног, рук, торса,
пропорции носа, рта, глаз, так как тогда считалось, что эти статуи являют собой
природное совершенство красоты.
Зрительный ряд:
1. Пракситель «Гермес с младенцем Дионисом».
2. Микеланджело «Давид»,
3. Гудон, статуя Вольтера.
Задание классу: из предложенного ряда слов выбрать
слова» которые, с вашей точки зрения, подходят для описания данных скульптур:
умиротворение, покой, страсть, благородство, суетность; проницательность,
совершенство, индивидуальность, благоговение, красота.
Учитель (после обсуждения) предлагает свой вариант
ответа, Для описания статуи Гермеса могут подойти слова: совершенство, красота,
покой, умиротворение, для описания статуи Давида- совершенство, красота,
благородство, для описания статуи Вольтера - проницательность,
индивидуальность.
Вопрос классу: Как вы думаете, почему совпадают слова,
которые можно использовать для описания статуи Гермеса и статуи Давида, ведь
эти произведения созданы в разные эпохи?
II этап
Учитель (после обсуждения). Одинаковые слова для описания
Гермеса и Давида используют потому, что эпохи, в которые были созданы статуи
(античность и Возрождение), имеют много точек соприкосновения. Ренессанс - это
не только возрождение традиций античного искусства, это, в первую очередь,
близость в мироощущении эпох; в пониманий прекрасного. С точки зрения
художника эпохи Ренессанса, как и античного художника, ничто не могло сравниться
красотой с малейшим из Божьих созданий. И человек - венец творения - был для
художника лишь совершеннейшим образцом божественной гармоний, Поэтому не душа
земного человека, не страсти, терзающие его, были для художника предметом
изображения, а не имеющее изъянов тело я полное спокойствия и благородства
прекрасное лицо, что и стало Эстетическим идеалом Возрождения.
Зрительный ряд:
1. Рафаэль «Святая Цецилия».
2. «Святое семейство» (Мадонна с безбородым Иосифом).
3. Тициан «Портрет молодой женщины».
Предложить учащимся игровую ситуацию: представленные
картины обсуждают двое:
1) доброжелательный зритель;
2) ироничный зритель, который пытается найти
недостатки и доказать, что эти произведения не очень хороши, что они не
способны пробудить в зрителе чувства, так как нечему сопереживать. Доброжелательный
зритель пытается убедить в обратном; покой и гармония, которыми полны эти
произведения, возвышают душу, облагораживают и утончают ее. В процессе диалога
доброжелательного и ироничного зрителя возможна помощь класса ученикам, ведущим
обсуждение.
III этап.
Учитель. Вера в Бога и особое восхищение Природой которые
свойственны человеку эпохи Возрождения, находят свое выражение в пантеизме,
который стал основой философии эпохи. Его сущность состоит в том, чтобы ощущать
в природе благотворящее присутствие Бога. В пантеизме сливаются главные духовные
начала жизни - любовь и познание. Послушаем, что пишет по этому поводу В своем
дневнике Леонардо да Винчи: «Изучать явления Природы есть Господу угодное дело,
любовь есть дочь познания; любовь тем пламеннее, чем познание точнее. И в
Евангелии сказано: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Одно без
другого невозможна; совершенное знание и совершенная любовь - одно и то же».
Выражением любви человека к Природе, Творцу, ее создавшему, было разумное
исследование тел и явлений, стремление объять человеческим умом все
многообразие Природы. А чтобы познавать, надо обладать всеобъемлющим умом,
способным проникнуть в тайны Природы. Именно таким был ум человека эпохи
Ренессанса. Вспомним, что в ту эпоху совершаются великие географические
открытия (Колумб, Магеллан), изобретается книгопечатание, Леонардо создает
проект первого летательного аппарата. Вера в познавательную силу разума была
так велика, что человек в эпоху Возрождения уже не чувствовал себя маленьким и
слабым по сравнению с огромным и непознанным миром. В своей страсти к
открытиям, в мощи своего интеллекта человек в некоторой степени уподобил себя
Богу, Но это не было проявлением гордыни, потому что главный инструмент познания
- божественный разум - был дан человеку Господом, и следовало лишь вернуть
Господу плоды разума, сотворенного им. Таким образом, в эпоху Ренессанса у
человека появилась возможность не просто восхищаться красотой Божьего мира, но
и познавать ее, что найдет выражение в архитектуре, литературе, музыке,
изобразительном искусстве эпохи.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Письменно высказать свое отношение к словам
Леонардо о любви и познании.
2. Подготовить сообщение на тему «Леонардо - художник
и мыслитель».
Вопросы к теме:
1. Как изменилось в эпоху Возрождения rнo сравнению со средневековьем понимание центральной
темы искусства - темы Бога?
2. В чем заключается своеобразие отношения человека
эпохи Ренессанса к Природе; Бoгy; человеку?
3. Каковы
особенности пантеистического мироощущения Ренессанса?
|