Форма урока: урок-лекция.
Цель: сформировать у учащихся представление о значении
творчества Гайдна в европейском искусстве. Задачи:
1. Ознакомление учащихся с содержанием классической
симфонии, созданной Гайдном.
2. Помочь учащимся ощутить симфонический жанр психологически
доступным и понятным.
3. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия
произведений искусства.
Ход урока
I этап.
Учитель. Художественное противоречие XVIII века между
нравоучительностью и красотой, естественностью и изяществом, о котором шла речь
на прошлом уроке, в музыкальном искусстве получает разрешение в творчестве
Иозефа Гайдна. Именно ему среди всех венских классиков в наибольшей степени
свойственно сочетание простоты и естественности с изысканностью и галантностью.
Подобно тому как Шарден в живописи повествует о жизни человека, Гайдн в музыке
передает все то, чем наполнена наша жизнь. Для рассказа о человеке и его жизни
Гайдн создал особую музыкальную форму - симфонию. Он стал первым композитором,
открывшим миру этот жанр, которому была суждена долгая жизнь и который до
сегодняшнего дня является одним из ведущих в музыкальном искусстве.
Симфония - это всегда событие в жизни композитора,
итог его поисков и раздумий. В эпоху, когда жил Гайдн, этот жанр еще не занимал
важного места в творчестве композитора, это было произведение «на случай» (т.
е. симфония писалась по какому-либо Случаю). Может быть, поэтому Гайдну так
легко удалось написать 104 симфонии; для сравнения: живший после Гайдна, Моцарт
написал 41 симфонию, Бетховен - 9, Чайковский - б. Итак, симфония-это
философская повесть о жизни человека. Она состоит из четырех частей. О чем же
повествуется в каждой из частей симфонии Гайдна?
Прослушивание фрагмента I части симфонии Гайдна № 103
ми бемоль мажор.
Вопрос классу (после прослушивания): Как вы думаете, о
чем нам хочет рассказать композитор?
Примечание. Восприятие темпа, характера музыки,
ассоциаций, которые она вызывает, у каждого учащегося свои, поэтому ценность
ответа не в правильности, а в умении образно изложить свои впечатления,
II этап.
Учитель (после обсуждения). В I части симфонии (а она
обычно пишется в быстром темпе - allegro) композитор
«рисует» обобщенную картину жизни героя, рассказывает о событиях его земного
существования. После активной I части настает время обратиться к внутреннему
миру человека, поведать о том, что его волнует, о чем он думает, мечтает,
оставшись наедине з собой. Оставаясь наедине со своей
душой, герой симфонии Гайдна погружается в созерцание окружающего мира, как
будто сливается с самой природой.
Вопрос к классу: Как выдумаете, какой темп выберет
композитор, чтобы в звуках воплотить такое содержание?
Учитель (после обсуждения) дает правильный ответ. Для
2-й части музыкального рассказа о жизни человека (симфонии) Гайдн использует
медленный темп.
Прослушивание фрагмента 2-й части симфонии Гайдна № 103
ми бемоль мажор.
Вопрос к классу: О чем же нам может рассказать композитор в
3-й части симфонии, если в 1-й част он представляет нам героя повествования и
рассказывает о событиях его внешней жизни, во 2-й части - о внутренней жизни, о
душе.
III этап.
Задание классу (после небольшого обсуждения): послушав
фрагмент 3-й части симфонии, по характеру музыки, ее темпу, ритму и т. п.
попробуйте предположить; о какой стороне жизни человека может рассказать
композитор в 3-й части симфонии.
Прослушивание фрагмента 3-й части Симфонии № 103 ми
бемоль мажор Гайдна.
Учитель (после обсуждения) предлагает правильный ответ.
Содержание третьей части таково: человек среди людей, человек в часы досуга и
общения с друзьями, а излюбленной формой совместного отдыха в век Просвещения
были танцы, и среди них особой популярностью пользовался галантный менуэт,
поэтому 3-я часть в симфониях Гайдна - Менуэт. Интересно, что название танца
происходит от французского menu mouvements, что
означает «маленькие движения», кто знает, быть может, молодым людям действительно
удавалось осторожными движениями во время очередного поклона незаметно
обменяться записочками или просто взглядами, улыбками.
Учащиеся высказывают свое предположение о содержании
4-й части симфонии.
Прослушивание фрагмента 4-й части Симфонии Гайдна №
103 ми бемоль мажор.
Учитель (после обсуждений).
В 4-й части композитор подводит итоги, 4-я часть —
финал симфонии - своеобразный возврат к ее началу, подтверждение того, что лишь
в вечном круговороте бытии находит герой свое счастье.
Музыка Гайдна излучает радость и счастье, она
спокойная и умиротворенная, а ведь его жизнь была полна труда, забот, а порой и
унижений - Неизбежных спутников придворной службы. Как же Гайдн умел, несмотря
ни на что, оставаться в своей музыке легким, остроумным, энергичным? Дело в
том, что Гайдн глубоко впитал философию классицизма, в соответствии с которой
грешно грустить и сокрушаться, когда вокруг столько радости, столько
прекрасного и достойного восхищения, надо только уметь видеть это и наслаждаться
всеми удовольствиями, которые дарят природа и судьба.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Описать свои впечатления, полученные на уроке от
знакомства с классической симфонией.
2. Написать рассуждение на тему «Насколько необходим
современному человеку такой жанр, как симфония (т. е. философская повесть о
жизни человека, рассказанная звуками)».
3. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Гайдна.
Вопросы к теме:
1. Что сближает творчество двух таких разных мастеров,
как Шарден и Гайдн?
2. Каково содержание каждой части классической
симфонии?
3. Почему музыка Гайдна всегда излучает радость и
счастье? |