Форма у рока: комбинированный урок.
Цель: сформировать у учащихся понимание значения творчества
Шардена во французском искусстве XVIII века.
Задачи:
1. Формирование у учащихся представления об эстетическом
парадоксе в искусстве XVIII века.
2. Ознакомление учащихся с особенностями творчества
Буше, Грёза, Шардена.
3. Развитие у учащихся склонностей к анализу.
Ход урока
I этап.
Учитель. В XVIII веке появляется понятие «просвещенный
вкус», в соответствии с которым долг художника в искусстве состоял в
искоренении порока, во внушений благородных мыслей и высоких чувств. Но почти
одновременно с этим понятием возник своеобразный эстетический парадокс,
художественное противоречие XVIII века, над которым ломали голову многие
мыслители: как сочетать нравоучительную функцию искусства с красотой, как
сделать естественное и простое привлекательным и изящным? Сочетать это на самом
деле очень сложно.
Демонстрация репродукций (или слайдов):
1.Грёза «Добрая мать».
2. Буше «Туалет Венеры».
Далее учащимся предлагается тест на определение:
выбрать, какая из представленных работ может быть названа образцом изящества и
грации, а какая носит поучительный характер. Объяснить свой выбор.
Учитель (после обсуждения) предлагает свой ответ. Образцом
изящества, грации, утонченности может быть названа картина Буше «Туалет
Венеры», а картина Грёза «Добрая мать» - поучительного характера.
II этап.
Учитель. Творчество таких живописцев, как Грёз и Буше,
весьма остро поставило проблему несовпадения правдивого и нравственного с
прекрасным и чарующим. В картине Грёза «Добрая мать» изображена умирающая
старушка, окруженная домочадцами, заботящимися о ней, что, несомненно, весьма нравственно
и поучительно, а о манере и амурах, которых писал Буше, прекрасно сказал
Дидро, видный философ XVIII века: «Чувствуешь всю их бессмысленность и
невольно возвращаешься к ним. В них столько воображения, эффекта, волшебства,
легкости».
Но в XVIII веке нашелся художник, чье творчество могло
бы удовлетворить и поклонников естественности и простоты, и любителей
изящного. Это был Шарден, развивавший принципы реалистического искусства.
Зрительный ряд:
1.Шарден «Молитва перед обедом».
2. «Гувернантка».
3. «Прачка.
4. «Натюрморт с атрибутами искусства».
5. «Натюрморт».
Учитель. Шарден любил жизнь без прикрас и вовсе не
стремился заменить истинную красоту внешней красивостью.
Вопрос классу:
Чем, с вашей точки зрения, отличаются картины Шардена
от картин Грёза?
Учитель (после обсуждения). Картины Грёза современники
называли «моралью на полотне», но их красота внешняя, придуманная; картины
Шардена просты, безыскусны, ежи дышат внешней естественностью, и этим они
прекрасны,
III этап.
Задание классу: «Если бы герои картоны... заговорили»-
«оживить» картину Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства».
Примечание. Участвует несколько учащихся, каждый из
них выбирает предмет, от имени которого он будет говорить, задача ученика -
объяснить, за что художник его выбрал в качестве «натурщика» для своего
натюрморта, например, за цвет, за форму, по смыслу и т. д.
Учитель. Шарлей специализировался на написании натюрмортов
и писал их целиком с натуры, причем обращал внимание не только на композицию
масс, но и композицию цвета. Вот какой интересный рассказ о Шардене оставил
нам Дидро: «Шарден был настолько видным подражателем природы и настолько
строгим к себе судьей, что мне довелось видеть одну его картину с изображением
дичи, которую он не смог закончить из-за порчи кроликов. Этим кроликам,
служившим ему натурою, он отчаялся найти что-либо равноценное для достижения
нужной гармонии. Те кролики, которых ему приносили, были либо слишком темными,
либо слишком светлыми».
Шарден к тому же был одним из величайших колористов.
Основой его палитры являлся серебристо-серый тон. Красками Шарден владел с
феноменальным мастерством: дозируя их в сотнях оттенке», он умел воссоздать
бархатистую кожицу персика, и блеск
«Когда вы срываете плод - персик, сливу либо гроздь винограда,
то видите на нем то, что называется пушком, особый вад серебристого налета. Если вы положите такой плод на стол, свет, игра рефлексов окружающих
его предметов,
придадут его окраске сероватые оттенки.
Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном» окутывает предметы. Это отводит
к тому, что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду
разбросанных лиловато-серых оттенках, которые видит лишь тонкий колорист, и
именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего
колориста. Колористом отнюдь не является тот, кто кладет на холст много красок,
а лишь тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все зги сероватые
оттенки. Шардена следует рассматривать как одного из величайших колористов,
так как среди наших мастеров он не только тоньше всех видел, но и умел лучше
всех передавать те нежнейшие сероватые оттенки, которые порождены светом»
рефлексами и воздушной средой». Такое прекрасное объяснение предпочтению
художником серого, тот дал исследователь
медной кастрюли, и прозрачность стеклянного стакана, и
теплое мерцание фарфора, и влажную свежесть винограда.
Зрителя, внимательно рассматривающего картины Шардена,
они поражают своим сказочным мастерством, одновременно и таким простым, и таким
непонятным, в них открываются все новые и новые красоты. Потому мы с полным
правом можем сказать, что Шардену удалось разрешить художественное противоречие
XVIII века, а именно найти органичное сочетание простоты, естественности и
красоты, изящества.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Подготовить сообщение о жизни и творчестве одного
из художников: Буше, Грёз, Шарден.
2. Письменно ответить на вопрос «Почему, с вашей точки
зрения, современное искусство не ставит перед собой задачу быть поучительным?».
Вопросы к теме:
1. Какое художественное противоречие характерно для
искусства XVIII века?
2. Какую проблему своим творчеством обозначили Грёз и
Шарден?
3. Каковы характерные особенности творчества Шардена?
|