Форма урока: урок-лекция.
Цель: выявить особенности художественного типа
личности, сформировавшегося в западноевропейском искусстве XVII века.
Задачи:
1. Выявление взаимозависимости стиля мышления и художественного
своеобразия произведений Генделя, Рубенса, Толстого.
1. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия
произведений искусства.
Эпиграф:
Всему срок и время водкой вещи под небесами: время
убивать и время лечить» время плакать и время веселиться, время причитать и
время плясать, время разбрасывать камни и время собирать камни, время обнимать
и время удаляться от объятий, время искать и время терять, время любить и время
ненавидеть, время войны и время мира.
Ветхий Завет, книга Экклезиаста
Ход урока
I этап.
Учитель. Другой тип художественной личности, подаренный
европейской культуре XVII веком, представлен не менее великими именами, чем
Бах и Рембрандт: в музыке - Гендель, в живописи - Рубенс, которые являют собой
пример противоположной манеры художественного общения.
Удивительно, что жизнь Генделя и Рубенса во многом
похожа. Их судьба - это своего рода подарок Фортуны, судьба победителя. Рубенс
с юных лет имел успех на Дипломатическом поприще, много путешествовал, так же,
как и Гендель, он всегда был признан и любим многими, их жизнь была полна
событиями и приключениями, оба умерли в богатстве и почете.
Сходны между собой судьбы Баха и Рембрандта, их жизнь
- это испытание мужества. Рембрандт много страдал и терпел, умер в
безвестности, и до сих пор далеко не каждому дано подняться до тех духовных
высот, которые заключены в искусстве великого голландца. Бах тоже широкой
известности при жизни не добился, да и не стремился к этому; вся его жизнь -
служение Богу и Музыке, которые были его единственной опорой и утешением.
Зрительный ряд:
1.Рубенс «Воздвижение креста».
2. «Персей и Андромеда».
3. «Похищение дочерей Левкиппа».
4. «Низвержение грешников».
5. «Союз Земли и Воды».
6. «Вдох».
(Зрительный ряд, составленный из произведений Рубенса
демонстрируется под музыку Пассакалии соль минор Генделя.)
Задание классу (на развитие ассоциативного мышления):
в момент просмотра записать эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории и т. п.,
близкие по ассоциации образам Рубенса, демонстрируемым под музыку Генделя.
После выполнения задания - обсуждение его результатов.
II этап.
Учитель. Рубенса и Генделя (подобно Баху и Рембрандту)
роднит стиль мышления и способ художественного общения с публикой: в своих
произведениях они обращаются не к душе отдельного человека, взывают не к
свободному и доверительному общению с ней, как Бах и Рембрандт, а как будто
стремятся ко многим людям сразу. В их произведениях отсутствует раздумье,
сомнение, неуверенность, все просто, ясно, они не отвлекаются на мелкие детали
и прежде всего, схватывают суть вещей и явлений. Они мыслят широко, масштабно,
с подъемом, эффектно и захватывающе, и, возможно, поэтому удача и успех всегда
сопутствовали им.
Прослушивание Пассакалии соль минор Генделя.
Задание для прослушивания: музыкальная речь Генделя
подобна речи вождя, оратора, обращенной к массе народа, к тому же ода обладает
ясностью, а ней отсутствует неопределенность смысла, возможность двойного
истолкования. Слушая музыку Генделя, попытайтесь понять, о чем говорит, в чем
хочет убедить слушателя, т. е. вас, композитор.
После прослушивания учитель обсуждает с учащимися, как
они понимают замысел автора.
III этап.
Учитель. Рубенс - «духовная пара» Генделя. Его кисть
сочна и красочна, он любит нагромождение фигур на полотне, гигантские
масштабы и яркие эффекты. Его живописи свойственны особое богатство колорита,
пристрастие к золоту. Мысль Рубенса, как и мысль Генделя, устремлена к внешнему
миру, контрасты и великолепие которого увлекают художника, радуют глаз, и эту
радость разделяет зритель.
Демонстрация учащимся репродукции или слайда картины
Рубенса «Персей и Андромеда» (Эрмитаж).
Учитель. Зерно замысла картины - пробуждение любовного
чувства у Персея и Андромеды, дочери царя Кефея, освобожденной юным героем от
дракона. Все ясно и определенно: с одной стороны, Андромеда, испытывающая
чувство смущения, порожденное вспыхивающим в ней чувством и сознанием своей
красоты и притягательности, с другой - утонченная деликатность Персея, приблизившегося
к прекрасной Андромеде. Можно сделать вывод: если Рембрандт (духовная оппозиция
Рубенса) склонен искать истину, отсюда - внутренний монолог и неопределенность,
то Рубенс сразу проявляет внутреннюю суть события, не допуская иных толкований.
Вопрос классу: Какой писатель в русской литературе
близок по стилю мышления и способу художественного общения с публикой Рубенсу,
Генделю?
Ответ: Л. Н.Толстой.
Учитель. Л. Н. Толстой еще при жизни приобрел репутацию
проповедника и учителя жизни. Если роман Достоевского можно определить как
«полифонический» роман, т. е. каждый из его героев - носитель своей правды, и
писатель сталкивает их в свободном диалоге, например, супермена Раскольникова
и добровольную жертву Дуню, прагматика Лужина и святую великомученицу Соню Мармеладову
а романе «Преступление и наказание», то роман Толстого - «авторский» роман,
где писателю заранее известна Истина, которую он с мастерством проповедника
внушает читателю, и читатель для него уже не равноправный собеседник, но
скорее человек, который должен поддаться проповеди писателя, должен принять его
веру как свою. Например, послушаем небольшой отрывок из прекрасного рассказа
Толстого «Отец Сергий», где автор хвалит своего главного героя, недавно
принявшего монашеский сан: «Кроме того чувства сознания своего превосходства,
которое допытывал Касатский в монастыре, Касатский, так же как и во всех делах,
которые он делал, и в монастыре находил радость в достижении наибольшего как
внешнего, так и внутреннего совершенства. Как в порку он был не только
безукоризненным офицером, но и таким, который делал более того, что
требовалось, и расширял рамки совершенства, так и монахом он старался быть
совершенным: трудящимся всегда, воздержанным, кротким, чистым не только в
деле, но и в мыслях, и послушным. В особенности последнее качество, или
совершенство, облегчало ему жизнь».
Обсуждение с учащимися их понимания манеры художественного
общения Толстого с читателем.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Написать рассуждение на тему: «Какую роль в
формировании личности человека (или моей личности) может сыграть общение с
произведениями Генделя, Рубенса, Толстого?».
2. Подготовить сообщение о жизни и творческом пути
Генделя, Рубенса, Толстого (по выбору).
3. Из написанного на уроке ассоциативного ряда слов
составить текст-описание своих впечатлений от музыки Генделя, картин Рубенса.
Вопросы к теме:
1. Какие характерные черты художественного типа
личности, представленного Генделем, Рубенсом, Толстым, вы можете назвать?
2. Чем «полифонический» роман Достоевского отличаете
от «авторского» романа Толстого?
3. Почему в художественном общении с Генделем,
Рубенсом, Толстым слушатель (зритель, читатель) не может считать себя равноправным
собеседником?
|