Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 15:14:15
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ГЕНДЕЛЬ, РУБЕНС,ТОЛСТОЙ
25.08.2011, 20:13:24

Форма урока: урок-лекция.

Цель: выявить особенности художественного типа личности, сформировавшегося в западноевропейском искусстве XVII века.

Задачи:

1. Выявление взаимозависимости стиля мышления и художе­ственного своеобразия произведений Генделя, Рубенса, Толстого.

1. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия про­изведений искусства.

Эпиграф:

Всему срок и время водкой вещи под небесами: время убивать и время лечить» время плакать и время веселиться, время причитать и время плясать, время разбрасывать камни и время собирать камни, время обнимать и время удаляться от объятий, время искать и время терять, время любить и время ненавидеть, время войны и время мира.

Ветхий Завет, книга Экклезиаста

Ход урока

I этап.

Учитель. Другой тип художественной личности, подарен­ный европейской культуре XVII веком, представлен не менее вели­кими именами, чем Бах и Рембрандт: в музыке - Гендель, в живопи­си - Рубенс, которые являют собой пример противоположной манеры художественного общения.

Удивительно, что жизнь Генделя и Рубенса во многом похожа. Их судьба - это своего рода подарок Фортуны, судьба победителя. Рубенс с юных лет имел успех на Дипломатическом поприще, много путешествовал, так же, как и Гендель, он всегда был признан и лю­бим многими, их жизнь была полна событиями и приключениями, оба умерли в богатстве и почете.

Сходны между собой судьбы Баха и Рембрандта, их жизнь - это испытание мужества. Рембрандт много страдал и терпел, умер в безвестности, и до сих пор далеко не каждому дано подняться до тех духовных высот, которые заключены в искусстве великого голланд­ца. Бах тоже широкой известности при жизни не добился, да и не стремился к этому; вся его жизнь - служение Богу и Музыке, кото­рые были его единственной опорой и утешением.

Зрительный ряд:

1.Рубенс «Воздвижение креста».

2. «Персей и Андромеда».

3. «Похищение дочерей Левкиппа».

4. «Низвержение грешников».

5. «Союз Земли и Воды».

6. «Вдох».

(Зрительный ряд, составленный из произведений Рубенса де­монстрируется под музыку Пассакалии соль минор Генделя.)

Задание классу (на развитие ассоциативного мышле­ния): в момент просмотра записать эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории и т. п., близкие по ассоциации образам Рубенса, демонст­рируемым под музыку Генделя.

После выполнения задания - обсуждение его результатов.

II этап.

Учитель. Рубенса и Генделя (подобно Баху и Рембрандту) роднит стиль мышления и способ художественного общения с пуб­ликой: в своих произведениях они обращаются не к душе отдельно­го человека, взывают не к свободному и доверительному общению с ней, как Бах и Рембрандт, а как будто стремятся ко многим людям сразу. В их произведениях отсутствует раздумье, сомнение, неуве­ренность, все просто, ясно, они не отвлекаются на мелкие детали и прежде всего, схватывают суть вещей и явлений. Они мыслят широ­ко, масштабно, с подъемом, эффектно и захватывающе, и, возможно, поэтому удача и успех всегда сопутствовали им.

Прослушивание Пассакалии соль минор Генделя.

Задание для прослушивания: музыкальная речь Ген­деля подобна речи вождя, оратора, обращенной к массе народа, к тому же ода обладает ясностью, а ней отсутствует неопределенность смысла, возможность двойного истолкования. Слушая музыку Ген­деля, попытайтесь понять, о чем говорит, в чем хочет убедить слу­шателя, т. е. вас, композитор.

После прослушивания учитель обсуждает с учащимися, как они понимают замысел автора.

III этап.

Учитель. Рубенс - «духовная пара» Генделя. Его кисть соч­на и красочна, он любит нагромождение фигур на полотне, гигант­ские масштабы и яркие эффекты. Его живописи свойственны особое богатство колорита, пристрастие к золоту. Мысль Рубенса, как и мысль Генделя, устремлена к внешнему миру, контрасты и велико­лепие которого увлекают художника, радуют глаз, и эту радость разделяет зритель.

Демонстрация учащимся репродукции или слайда карти­ны Рубенса «Персей и Андромеда» (Эрмитаж).

Учитель. Зерно замысла картины - пробуждение любовно­го чувства у Персея и Андромеды, дочери царя Кефея, освобожден­ной юным героем от дракона. Все ясно и определенно: с одной сто­роны, Андромеда, испытывающая чувство смущения, порожденное вспыхивающим в ней чувством и сознанием своей красоты и притя­гательности, с другой - утонченная деликатность Персея, прибли­зившегося к прекрасной Андромеде. Можно сделать вывод: если Рембрандт (духовная оппозиция Рубенса) склонен искать истину, отсюда - внутренний монолог и неопределенность, то Рубенс сразу проявляет внутреннюю суть события, не допуская иных толкований.

Вопрос классу: Какой писатель в русской литературе близок по стилю мышления и способу художественного общения с публикой Рубенсу, Генделю?

Ответ: Л. Н.Толстой.

Учитель. Л. Н. Толстой еще при жизни приобрел репута­цию проповедника и учителя жизни. Если роман Достоевского мож­но определить как «полифонический» роман, т. е. каждый из его героев - носитель своей правды, и писатель сталкивает их в свобод­ном диалоге, например, супермена Раскольникова и добровольную жертву Дуню, прагматика Лужина и святую великомученицу Соню Мармеладову а романе «Преступление и наказание», то роман Тол­стого - «авторский» роман, где писателю заранее известна Истина, которую он с мастерством проповедника внушает читателю, и чита­тель для него уже не равноправный собеседник, но скорее человек, который должен поддаться проповеди писателя, должен принять его веру как свою. Например, послушаем небольшой отрывок из пре­красного рассказа Толстого «Отец Сергий», где автор хвалит своего главного героя, недавно принявшего монашеский сан: «Кроме того чувства сознания своего превосходства, которое допытывал Касатский в монастыре, Касатский, так же как и во всех делах, которые он делал, и в монастыре находил радость в достижении наибольшего как внешнего, так и внутреннего совершенства. Как в порку он был не только безукоризненным офицером, но и таким, который делал более того, что требовалось, и расширял рамки совершенства, так и монахом он старался быть совершенным: трудящимся всегда, воз­держанным, кротким, чистым не только в деле, но и в мыслях, и по­слушным. В особенности последнее качество, или совершенство, облегчало ему жизнь».

Обсуждение с учащимися их понимания манеры художе­ственного общения Толстого с читателем.

Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Написать рассуждение на тему: «Какую роль в формирова­нии личности человека (или моей личности) может сыграть общение с произведениями Генделя, Рубенса, Толстого?».

2. Подготовить сообщение о жизни и творческом пути Генделя, Рубенса, Толстого (по выбору).

3. Из написанного на уроке ассоциативного ряда слов соста­вить текст-описание своих впечатлений от музыки Генделя, картин Рубенса.

Вопросы к теме:

1. Какие характерные черты художественного типа личности, представленного Генделем, Рубенсом, Толстым, вы можете назвать?

2. Чем «полифонический» роман Достоевского отличаете от «авторского» романа Толстого?

3. Почему в художественном общении с Генделем, Рубенсом, Толстым слушатель (зритель, читатель) не может считать себя рав­ноправным собеседником?

Категория: МХК | Добавил: Вилли | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, театр, Эстетика, Культура, урок МХК, пособие для учителя
Просмотров: 1252 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0