Форма урока:урок-лекция.
Цель: сформировать у учащихся представление об
особенностях проявления иллюзионно-изобразительного принципа мышления в
музыкальном искусстве Нового времени.
Задачи:
1. Выявление учащимися причины, побудившей инструментальную
музыку к развитию.
2. Ознакомление учащихся с художественными возможностями
инструментальной музыки.
З. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия
произведений искусства.
Ход урока
I этап.
Учитель. Культура Нового времени, пространственный образ
мира и принцип мышления, свойственный ей, сделали возможным открытие
неведомого прошлым эпохам нового великого мира звуковых образов, созданного
благодаря активному развитию инструментального стиля музыки - совершенно новой
самостоятельной области музыкального искусства, возникшей в самом начале эпохи.
До XVII века (до начала Нового времени) в средние века
и эпоху Возрождения господствовала вокальная музыка, так как считалось, что
естественная теплота и певучесть человеческого голоса могли идеально выразить
чистоту и наивность верующей души. К тому же разнообразные инструменты казались
музыкантам средневековья и Ренессанса менее благородными, чем голоса:
например, предки сегодняшних струнных были тусклыми и скрипучими, духовые то
гнусавили, то повизгивали, а орган порой ревел и мог казаться слишком грубым.
Поэтому инструментальной музыке отводилась подчиненная роль, она дополняла
танец и пение.
С приходом Нового времени, нового пространственного образа
мира и принципа мышления в искусство входит тема Человека, которая принесет с
собой грандиозные страсти и жадный интерес к жизни. И музыка захотела описать
(воссоздать, смоделировать) весь огромный мир, доступный взору и слуху, и
высокую сферу мысли и духа, и милый домашний уют. Эти новые задачи были не под
силу одной вокальной музыке, Потому что она скована конкретностью поэтического
слова (т. е. вокальная музыка фактически озвучивает поэтический текст). Здесь
нужна была музыка, обладающая огромной обобщающей силой и философским
масштабом мышления. Именно такой и стала инструментальная музыка.
II этап.
Прослушивание фрагмента из финала Симфоний №9
Бетховена (где используется текст «Оды к радости» Шиллера).
Задание классу; описать содержание звукового образа
(подумать, какие ассоциации он пробуждает в человеке: милый домашний уютный
быт, картины природы или жизнь человека, людей).
Учитель (после обсуждения). Музыка Девятой симфонии
Бетховена имеет всечеловеческий, вселенский характер, в ней решается
центральная в творчестве композитора проблема: человек и бытие. Решение
подобной задачи, конечно, было бы не под силу вокальной музыке.
Инструментальная музыка оказалась способна
моделировать в звуковых образах не только процессы общечеловеческого масштаба,
для которых использовались такие жанры, как симфония и прелюдия и фуга, а также
иллюзию живого движения чувств и явлений природы.
Прослушивание фрагмента Ноктюрна до минор Ор. 48 № 1
Шопена.
Задание классу; составить ассоциативный ряд слов и,
опираясь на него, описать содержание звукового образа ноктюрна (письменно,
объем 5-6 предложений). После выполнения этого задания - чтение 2-3 описаний
(по выбору учителя)
Принцип отбора:
1. Тексты, описывающие чувства.
2. Тексты, описывающие событие.
Учитель. Из всех искусств только музыке дано погружать
слушателя в мир времени и заставить его не просто созерцать или осознавать
происходящие в музыке процессы, но и переживать их. Шопен как никто другой мог
воссоздать в музыке иллюзию реальности человеческих чувств и состояний,
которые бывают порой настолько тонкие и неуловимые, что их не обозначить
словом, но его музыка позволяет слушателю их пережить. Слово «ноктюрн» означает
ночной. Поэзия сумеречного света, призрачное сияние луны или гроза,
разбушевавшаяся в ночном мраке, а Музыке ноктюрна преображаются в образы,
наполненные личным чувством или настроением, охватившим композитора. Каким
глубоко человечным,
величественным предстает перед нами образ шопеновского
ноктюрна до минор.
III этап.
Учитель. Развитие инструментальной музыки было бы невозможно
без усовершенствования инструментов. Например, струнные инструменты - предки скрипки и виолончели были известны в Европе в течение многих
столетий. Но только к XVII веку скрипка (ранее имевшая название «виола»)
приобрела свой нынешний облик и звук, - изящный лакированный корпус,
напоминающий маленькую гитару; прекрасный певучий голос, столь похожий на
человеческий, что превратил ее в «царицу» инструментов. Превращение Золушки в
царицу стало возможным во многом благодаря уникальным скрипичным мастерам
Гварнери, Амати, Страдивари, передававшим свое искусство от отца к сыну.
Сделанные ими скрипки, альты, виолончели не знают себе равных по силе и
красоте звучания. Эти инструменты до сих пор считаются национальным достоянием
во всех странах, где они хранятся. Чтобы завладеть ими, порой идут на преступления,
их изучают и пытаются повторить, но никому еще не удалось создать ничего
подобного. Новая эпоха с ее стремлением воссоздать иллюзию земной реальности
побудила человеческую мысль искать средства выражения. Одним из таких средств
стало совершенствование музыкальных инструментов, причем самыми притягательными
становятся те инструменты, которые близки по звучанию человеческому голосу и в то
же время расширяют его возможности.
Домашнее задание (по выбору
учащихся):
1. Подготовить сообщение об истории развития музыкальных
инструментов (орган, скрипка, фортепиано по выбору).
2. Написать рассуждение на тему «Звуковые образы современных
музыкальных инструментов» (подумать, что могут выражать такие инструменты, как
синтезатор, электрогитара и т. д.).
Вопросы к теме:
1.
Чем объяснить
господство вокальной музыки в европейском искусстве до XVII века?
2. Что стало толчком к развитию инструментальной
музыки в XVII веке?
3. Что вы знаете о скрипичных мастерах Гварнери,
Амати, Страдивари?
|