Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 06:32:09
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ИЛЛЮЗИОННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП МЫШЛЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
25.08.2011, 18:55:45

Форма урока:урок-лекция.

Цель: сформировать у учащихся представление об особенно­стях проявления иллюзионно-изобразительного принципа мышле­ния в музыкальном искусстве Нового времени.

Задачи:

1. Выявление учащимися причины, побудившей инструмен­тальную музыку к развитию.

2. Ознакомление учащихся с художественными возможностя­ми инструментальной музыки.

З. Воспитание у учащихся более утонченного восприятия про­изведений искусства.

Ход урока

I этап.

Учитель. Культура Нового времени, пространственный об­раз мира и принцип мышления, свойственный ей, сделали возмож­ным открытие неведомого прошлым эпохам нового великого мира звуковых образов, созданного благодаря активному развитию инст­рументального стиля музыки - совершенно новой самостоятельной области музыкального искусства, возникшей в самом начале эпохи.

До XVII века (до начала Нового времени) в средние века и эпоху Возрождения господствовала вокальная музыка, так как счи­талось, что естественная теплота и певучесть человеческого голоса могли идеально выразить чистоту и наивность верующей души. К тому же разнообразные инструменты казались музыкантам средне­вековья и Ренессанса менее благородными, чем голоса: например, предки сегодняшних струнных были тусклыми и скрипучими, духо­вые то гнусавили, то повизгивали, а орган порой ревел и мог казать­ся слишком грубым. Поэтому инструментальной музыке отводилась подчиненная роль, она дополняла танец и пение.

С приходом Нового времени, нового пространственного об­раза мира и принципа мышления в искусство входит тема Человека, которая принесет с собой грандиозные страсти и жадный интерес к жизни. И музыка захотела описать (воссоздать, смоделировать) весь огромный мир, доступный взору и слуху, и высокую сферу мысли и духа, и милый домашний уют. Эти новые задачи были не под силу одной вокальной музыке, Потому что она скована конкретностью поэтического слова (т. е. вокальная музыка фактически озвучивает поэтический текст). Здесь нужна была музыка, обладающая огром­ной обобщающей силой и философским масштабом мышления. Именно такой и стала инструментальная музыка.

II этап.

Прослушивание фрагмента из финала Симфоний №9 Бетховена (где используется текст «Оды к радости» Шиллера).

Задание классу; описать содержание звукового образа (подумать, какие ассоциации он пробуждает в человеке: милый домашний уютный быт, картины природы или жизнь человека, людей).

Учитель (после обсуждения). Музыка Девятой симфонии Бетховена имеет всечеловеческий, вселенский характер, в ней реша­ется центральная в творчестве композитора проблема: человек и бы­тие. Решение подобной задачи, конечно, было бы не под силу во­кальной музыке.

Инструментальная музыка оказалась способна моделировать в звуковых образах не только процессы общечеловеческого масштаба, для которых использовались такие жанры, как симфония и прелюдия и фуга, а также иллюзию живого движения чувств и явлений природы.

Прослушивание фрагмента Ноктюрна до минор Ор. 48 № 1 Шопена.

Задание классу; составить ассоциативный ряд слов и, опираясь на него, описать содержание звукового образа ноктюрна (письменно, объем 5-6 предложений). После выполнения этого за­дания - чтение 2-3 описаний (по выбору учителя)

 Принцип отбора:

1. Тексты, описывающие чувства.

2. Тексты, описывающие событие.

Учитель. Из всех искусств только музыке дано погружать слушателя в мир времени и заставить его не просто созерцать или осознавать происходящие в музыке процессы, но и переживать их. Шопен как никто другой мог воссоздать в музыке иллюзию реаль­ности человеческих чувств и состояний, которые бывают порой на­столько тонкие и неуловимые, что их не обозначить словом, но его музыка позволяет слушателю их пережить. Слово «ноктюрн» озна­чает ночной. Поэзия сумеречного света, призрачное сияние луны или гроза, разбушевавшаяся в ночном мраке, а Музыке ноктюрна преображаются в образы, наполненные личным чувством или на­строением, охватившим композитора. Каким глубоко человечным,

величественным предстает перед нами образ шопеновского ноктюр­на до минор.

III этап.

Учитель. Развитие инструментальной музыки было бы не­возможно без усовершенствования инструментов. Например, струн­ные инструменты - предки скрипки и виолончели были известны в Европе в течение многих столетий. Но только к XVII веку скрипка (ранее имевшая название «виола») приобрела свой нынешний облик и звук, - изящный лакированный корпус, напоминающий малень­кую гитару; прекрасный певучий голос, столь похожий на человече­ский, что превратил ее в «царицу» инструментов. Превращение Зо­лушки в царицу стало возможным во многом благодаря уникальным скрипичным мастерам Гварнери, Амати, Страдивари, передававшим свое искусство от отца к сыну. Сделанные ими скрипки, альты, вио­лончели не знают себе равных по силе и красоте звучания. Эти ин­струменты до сих пор считаются национальным достоянием во всех странах, где они хранятся. Чтобы завладеть ими, порой идут на пре­ступления, их изучают и пытаются повторить, но никому еще не удалось создать ничего подобного. Новая эпоха с ее стремлением воссоздать иллюзию земной реальности побудила человеческую мысль искать средства выражения. Одним из таких средств стало совершенствование музыкальных инструментов, причем самыми притягательными становятся те инструменты, которые близки по звучанию человеческому голосу и в то же время расширяют его воз­можности.

Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Подготовить сообщение об истории развития музыкальных инструментов (орган, скрипка, фортепиано по выбору).

2. Написать рассуждение на тему «Звуковые образы совре­менных музыкальных инструментов» (подумать, что могут выра­жать такие инструменты, как синтезатор, электрогитара и т. д.).

Вопросы к теме:

1. Чем объяснить господство вокальной музыки в европейском искусстве до XVII века?

2. Что стало толчком к развитию инструментальной музыки в XVII веке?

3. Что вы знаете о скрипичных мастерах Гварнери, Амати, Страдивари?

Категория: МХК | Добавил: Вилли | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, Эстетика, театр, Культура, пособие для учителя, урок МХК
Просмотров: 826 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0