Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 19:43:52
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Интегрированный урок МХК и истории "История хлеба"
29.12.2013, 11:59:16

Оборудование:

  • мультимедийный проектор с экраном и колонками;
  • приложение (выполнено в программе PowerPoint).

Оформление: хлеб (приготовленный учащимися по рецептам Катона Старшего), иллюстрации (фрески, мозаика Древнего Рима, Греции, Египта.





Возрастная группа учащихся: 5-9 класс.

Цели:

1. Развитие познавательных и творческих интересов.

2. Изучение истории хлеба.

3. Осмысление прошлого, основанное на изучении мировых процессов.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Происхождение слова "хлеб”.
  3. Символика на хлебе.
  4. Формы хлеба.
  5. Божества хлеба.
  6. Профессия пекарь.
  7. Значение хлеба.
  8. Заключительная часть (задание).

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя

Учитель: Предметом исследования нашего занятия является Хлеб. На земле с ее сотворения сменилось великое множество цивилизаций, но от первых цивилизаций (например, традиций Акртиды, Хванираты) сохранилась культура Хлеба.

Группе учащихся 5 класса заранее дается задание изготовить хлеб по рецептам римского автора Марка Порция Цензория Катона Старшего. С первыми словами учителя, приготовленный учащимися хлеб, вносится в класс и устанавливается на видном месте. До конца урока он будет главным предметом изучения.

2. Происхождение слова "хлеб”

Учитель: Ребята, давайте обратимся к происхождению слова "хлеб”. 

У наших предков Хлеб был связан с Солнцем, с плодородием, продолжением рода. К Хлебу относились как к практически живому существу. Он являлся ключевым элементом множества обрядов: свадебного, родильного, похоронного, без него не обходился ни один праздник.

? Какие современные обряды вы знаете, в которых не обходятся без хлеба?

Примеры ответов учащихся: хлебом – солью (соль – также символ Солнца) встречали гостей, с Хлебом встречали новорожденного ребёнка, клали Хлеб в колыбель, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, использовали в гадальных обрядах. Могут быть другие варианты ответов.

Учитель: Действительно, с историей хлеба связано очень много обрядов, традиций. Например, в Польше при рождении девочки закладывают тесто, замешанное на меду. Подобно сыру, тесто зреет до дня её свадьбы. В Словакии пряник, выпеченный из медового теста, по народному обычаю преподносят невесте. Она хранит его в сундуке и вручает в день свадьбы своей дочери. А у нас в России дорогих гостей и невесту встречают хлебом-солью.

3. Символы на хлебе

Учитель: Народы Древнего мира одинаково высоко ценили и почитали Хлеб. Хлеб был не только пищей, но и нёс в себе много дополнительной информации.

? В принятой в Древнем Египте скорописи Солнце, Золото и Хлеб обозначались одинаково – кружочком с точкой посередине. Как вы думаете почему?

4. Формы хлеба

Учитель: Главными продуктами в Древнем Египте считались хлеб и мясо. Египтяне настолько любили хлеб, что у них было шестнадцать видов хлеба.

В Древней Греции и Риме сброженный хлеб считался деликатесом, доступным только богатым. Для рабов выпекался чёрный хлеб. Специально выпекался хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх (особенно белый разрыхленный хлеб).

С III века до н.э. в домашних хозяйствах Рима стали приготовлять хлебные лепешки. Хлеб в Риме пекли разных сортов. Многие мучные изделия привозили с островов (например, родосское печенье). Самым дорогим был белый хлеб; пекли также черный хлеб, называвшийся деревенским, "лагерный” (для войска), "плебейский” (для бесплатных раздач бедноте или для продажи по твердым ценам).

Помимо привычной круглой формы стали выпекать хлеб в форме кубиков, лиры или плетёнки, ракушки, свиньи, зайца, цирковых сцен и даже Медузы и бога Приапа.

5. Божества Хлеба

Учитель: В культах древних народов проводили хлебные ритуалы, связанные с почитанием богинь Хлеба.

Более подробно о божествах хлеба различных народов рассказывают учащиеся, подготовившие заранее доклады.

6. Профессия пекарь

Учитель: Хлеб изобрели египтяне. Они первые научились разрыхлять тесто способом брожения (около 5-6 тысяч лет назад).

Первые упоминания о профессиональных пекарях относятся к первой половине III века до н.э. (у Плиния Старшего).

Во всех рецептах древних авторов фигурируют одни и те же ингредиенты: пшеничная мука, овечий сыр, мёд, сало, оливковое масло, иногда молоко. Разнообразие печеных изделий достигалось изменением количества компонентов, их соотношения и формы пирога, пирожного или печенья.

Обыкновенный хлеб выпекали или небольшими продолговатыми булочками, вроде пирожков, или же круглыми ковригами. Перед тем как поставить в печь, их делили пальцем крестообразно на четыре части, чтобы потом хлеб было легче ломать (столовые ножи у древних не были в ходу).

Торговля хлебом в Помпеях происходила в хлебных лавках и вразнос, с лотка.

? Какие выводы можно сделать о торговле хлебом на фреске "Булочник-лоточник” из Помпеи?

Примеры ответов учащихся: человек, получающий хлеб, не платит за него денег; сидящий за прилавком не похож на простого торговца; магистрат, где раздавался хлеб, помещался на некотором возвышении.

В жизни Помпей, как и других городов, хлебники играли видную роль. От них многое зависело: они могли до известной степени и скрасить и сделать почти невыносимым существование бедных людей.

Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.

В Древнем Риме раб, умеющий печь хлеб, ценился в сто тысяч сестерций, в то время как гладиатор только в 10-12 тысяч сестерций (древнеримская серебряная монета).

7. Значение хлеба

Учитель: Изо дня в день меняются кушанья на нашем столе, и только Хлеб остаётся неизменным. Это пище, которую ничем нельзя заменить.

В древние времена Хлеб не резали, а ломали руками, откуда и возникло слово ломоть. Разрезая, мы рушим энергетическое строение Хлеба. А отламывается он по своему энергетическому рисунку. При ломании краюшка перенимает силу всего Хлеба, а при отрезании – только по размеру отрезанного.

? Что означает выражение "отрезанный ломоть”?

Греки считали, что, если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами. Хлеб в Греции считался главным блюдом на столе (потому, что его было мало), всё остальное было только добавкой к дефицитному хлебу.

В Индии, например, преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. У многих народов Хлеб считался целебным средством от многих заболеваний: нюхая свежеиспечённый хлеб, можно лечить насморк, а черствый – помогает при заболевании желудка и кишечника.

Египтяне, считая зёрна хлеба святыней, клали их в могилы с умершими. Зерно было обнаружено в гробницах фараонов, захороненных более пяти тысяч лет назад. В одной из египетских пирамид был обнаружен хлеб, которому, как утверждают археологи, четыре тысячи лет. Этот самый древний в мире хлеб хранится в Лондоне, в Британском музее.

8. Заключительная часть

Учитель: Ребята, давайте попробуем хлеб, испеченный по древним римским рецептам (каждый может попробовать кусочек хлеба).

? Что означают следующие пословицы древних людей о Хлебе?

  • "Чья земля – того и хлеб”.
  • "Чей хлеб ешь, того и обычай тешь”.
  • "Хлеб везде хорош – и у нас и за морем”.
  • "Брось хлеб позади, очутится впереди”.
Категория: МХК | Добавил: Носик | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, театр, Эстетика, Культура, урок МХК, пособие для учителя
Просмотров: 1094 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0