Цель: осознание учащимися взаимосвязи
музыкального и изобразительного искусства.
Задачи:
- закрепить знания о средствах музыки и
изобразительного искусства;
- формировать навыки осознанного восприятия
музыки;
- развивать "внутреннее” зрение, воображение,
художественное мышление;
- побуждать детей к творческому самовыражению в
изображении природы.
Материально-техническое оснащение урока:
1. Аудиозаписи:
- П.И. Чайковский "Январь. У камелька” пьеса для
фортепиано из альбома "Времена года”.
- Песня Т. Боровик "Волшебный рассвет”.
2. Репродукции картин:
- В. М. Васнецов "Богатыри”, В. Криворучко
"Дмитрий Донской”, И.Репин "Портрет Нади
Репиной”, В. Серов "Девочка с персиками”, И.
Машков "Натюрморт с маками и васильками”, А.
Саврасов "Зимний пейзаж”, Грабарь "Иней”, А
Васнецов "Зимнее утро”.
3. Мультимедийная презентация "Можем ли мы
увидеть музыку?”. Приложение1
4. Оборудование: для учителя - ноутбук, проектор,
музыкальный центр; для учащихся – гуашь, альбом
для рисования, кисти, палитра.
ПЛАН
Этапы. Используемые методы |
Содержание, виды
деятельности |
Ожидаемые результаты |
Вводный. Методы: словесный,
деятельностно-практический. |
Приветствие. Исполнение песни.
Беседа. |
Создание психологического комфорта,
эмоциональный настрой, обобщение ранее
полученных знаний. |
Информационно-практический. Методы:
словесный, наглядно-зрительный,
проблемно-поисковый,
деятельностно-практический. |
Слушание музыки. Практическая работа:
создание творческих индивидуальных работ.
Сравнение и анализ средств художественной
выразительности. |
Развитие ассоциативного мышления. Формирование
способов, умений и навыков творческой
деятельности на основе усвоения специфики
средств художественной выразительности музыки и
ИЗО. |
3. Итоговый. Рефлексивно-оценочный
метод. |
Завершение практической работы. Демонстрация
творческих продуктов деятельности. |
Осознание взаимосвязи видов искусства.
Получение эмоционального удовлетворения от
творческой самореализации. |
ХОД УРОКА
I. Музыкальное приветствие: "Здравствуй,
новый день!”
II. Исполнение песни "Волшебный рассвет”
Слушание: введение детей в образное
пространство темы урока.
Беседа о содержании песни, красоте окружающей
природы, которую можно передать в звуках музыки и
изобразить красками на рисунке.
Исполнение песни учащимися.
III. Беседа об искусстве.
Выяснить у учащихся, какие виды искусства они
знают, их средства выразительности.
- Что такое искусство?
- Какие знаете виды искусства?
- Для чего человек создаёт произведения
искусства? Что в них передаёт?
- Связь каких видов искусства рассматривали в
первом полугодии?
Природа наделила человека воображением,
которое он воплощает в своих произведениях через
слово, звуки, краски. Искусство открывает нам мир,
оно обращено к нашим чувствам, мыслям. Когда
художник берёт в руки перо, кисть или лист нотной
бумаги, это значит, что он хочет поделиться с
людьми своими ощущениями, сокровенными тайнами,
открытиями. Чтобы понять смысл созданных
произведений, ощутить их эмоциональное
воздействие, требуются чуткость и внимание,
воображение и наблюдательность, знание
особенностей языка каждого вида искусства,
которым и передаётся замысел автора.
2. Информационно-практический.
IV. Слушание: П.И. Чайковский "Январь. У
камелька”
Составить рассказ о содержании музыки:
рассказать о её характере, какими средствами его
передаёт композитор.
- Что хотел передать в своём произведении
композитор: состояние человека, его чувства,
мысли, картину природы, событие?
Прозвучала пьеса из альбома для фортепиано
"Времена года” П.И. Чайковского.
- Вспомните, почему композитор так назвал своё
произведение? Предположите, какое время года
изображено в этой музыке.
Природа занимала особое место в жизни П.И.
Чайковского. В письмах и дневниках композитора
сохранилось большое количество высказываний о
природе, на основании которых можно понять, как
он любил русскую природу, и что она для него
значила, например: "Даже искусство не может дать
тех моментов восторга, которые даёт природа”.
Во втором полугодии на уроках будем находить
общее между музыкой и изобразительным
искусством, и узнаем, что такое "музыкальная”
живопись и "живописная” музыка. Сегодня на уроке ответим на вопрос:
"Можем ли мы увидеть музыку?”.
V. Практическая работа: повторное слушание
пьесы "Январь. У камелька” и рисование.
- Какими цветами можно передать содержание этой
мелодии? Тёплыми или холодными, яркими или
приглушенными, насыщенными или спокойными,
светлыми или темными?
Передайте красками цветовую гамму
музыки: нанесите на лист альбома широкими
мазками и заполните всю поверхность листа теми
цветовыми пятнами, которые как вы считаете,
созвучны этой музыке.
Обсуждение с учащимися полученной на листе
цветовой гаммы.
- Вы правильно подобрали цвета холодной гаммы:
голубой, сиреневый, лазурный и их неяркие,
спокойные, светлые оттенки.
VI. Беседа о средствах выразительности, жанрах
музыки и изобразительного искусства.
Раскрыть общность двух видов искусства через
средства выразительности.
Музыка звучит во времени, чтобы произведение
понять, надо дослушать его до конца, вслушаться.
Художественные произведения существуют в
пространстве, не изменяясь и не развиваясь во
времени, воспринимаются зрительно.
Сравнить средства выразительности
музыки и ИЗО.
Интонация |
ЛИНИЯ |
Мелодия |
РИСУНОК, КОНТУР |
Ритм |
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ |
Динамика |
НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА |
Темп |
КОМПОЗИЦИЯ |
Лад |
НАСТРОЕНИЕ |
Тембр |
ЦВЕТОВАЯ ГАММА |
Разные виды искусства передают содержание
своими средствами, которые перекликаются между
собой.
- На картинах художников мы можем увидеть:
исторические события, портреты, натюрморты,
пейзажи. (просмотр слайдов)
Исторические картины. Один из
основных жанров изобразительного искусства,
посвященный историческим событиям прошлого и
современности, социально значимым явлениям в
истории народов.
Портрет - жанр изобразительного
искусства, посвященный изображению человека или
группы людей.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас.
Или принц в плаще старинном
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед.
Обязательно картина называется...портрет.
Натюрморт - картина,
изображающая повседневные, обыденные вещи,
неодушевленные предметы
Если видишь на картине чашку чаяна столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или фрукты, или торт,
Или все предметы сразу, знай: что это
"натюрморт”.
Пейзаж - картина, изображающая
природу или какую-либо местность
(лес, поле, горы, роща, деревня, город).
Если видишь на картине поле, речку, лес и луг
Иль заснеженные дали да с берёзками вокруг.
Иль пустынную равнину, или море, или пляж.
Знай: такая вот картина называется "пейзаж”!
- И музыка может передать исторические события,
изобразить портрет человека, его особенности,
нарисовать картину природы.
- Как вы думаете в произведении, которое вы
слушали в начале урока, что передаёт композитор? (пейзаж)
Рассказ об истории пейзажа в музыке.
"Музыкальный пейзаж” имеет многовековую
историю развития; его корни уходят в эпоху
Возрождения, а именно в XVI в. У французского
композитора К. Жанекена появились произведения,
которые изображали пение птиц, например,
"Соловей”. В XVIII веке итальянский композитор А.
Вивальди создал произведение "Времена года”, в
котором передал не только картины природы, а ещё
и четыре состояния человека.
- Сколько в альбоме "Времена года” П.И.
Чайковского пьес? Почему?
(12 пьес, посвященных каждому месяцу года)
- Какое время года передаётся в прослушанном
музыкальном фрагменте? (зима)
- Название пьесы "Январь. У камелька”. Как
перекликаются чувства, состояние человека и
образ зимней природы в этом произведении. Какими
средствами музыки это передаёт композитор?
VII. Завершение практической работы:
На фоне звучания музыки учащиеся
дорисовывают картину природы.
3. Итоговый.
VIII. Подведение итога.
Учащиеся демонстрируют свои работы
Источник музыки и ИЗО – это жизнь, каждый вид
искусства передаёт его своим языком.
- Можем ли мы увидеть музыку? (ответы детей)
Вслушиваясь в музыку, мы можем представить её
зрительный (живописный) образ и изобразить,
используя художественные средства
выразительности. |