Форма урока: комбинированный урок.
Цель: сформировать у учащихся представление о содержании
выражений «искусство для многих», «искусство для избранных» (популярное -
элитарное).
Задачи:
1. Помочь учащимся уловить взаимосвязь искусства и
вкусов, потребностей различных слоев общества.
2. Ознакомить учащихся с особенностями творчества
«малых голландцев» и Рембрандта.
3. Научить учащихся осознанно отличать популярное
произведение искусства (искусство для многих) от элитарного (искусство для
избранных), помня, что популярное не значит плохое.
Эпиграф:
Людям не наскучивает каждый день есть и спать, потому что
желание есть и спать каждый день возобновляется, а не будь этого, без сомнения,
наскучило бы. Поэтому тяготится духовной пищей тот, кто не испытывает духовного
голода. Алкание правды: высшее блаженство.
Б. Паскаль
Ход урока
I этап.
Урок рекомендуется начинать с задания: «Если бы герои
картины... заговорили».
Учащимся демонстрируются репродукции какой-либо
картины Рембрандта и какого-либо художника из числа
так называемых «малых голландцев», например, Рембрандта «Возвращение блудного
сына», Вермера «Служанка с кувшином молока». Учащиеся должны внимательно
посмотреть на картину и придумать текст, подходящий к событию, запечатленному
на ней, это задание помажет учащимся понять и почувствовать, что текст, который
можно вложить в уста служанки (персонажа картины Вермера), по своему характеру
более спокойный и бытовой, чем слова, которые могли бы произнести персонажи
картины Рембрандта: их речь должна быть серьезной, затрагивать нравственные
проблемы, т. е. фактически это должно быть размышление. Выполнение задания
поможет создать соответствующую теме урока эмоциональную атмосферу.
II этап.
Учитель. В искусстве XVII века происходит переворот.
Он прошел мирно, почти незаметно, но он очень важен. Дело в том, что на
историческую сцену вышел новый герой - бюргер, горожанин. Он не мог
похвастаться благородством происхождения или изысканностью манер, но он много
трудился, чтобы пробить себе дорогу к богатству и успеху: открывал
Мануфактуры, привозил из дальних страд заморские товары и богател, богател. В
добротном каменном доме бюргера не было дорогих вещей, но в гостиной на стенах
обязательно висели картины: натюрморты, портрет хозяина с женой, незатейливые
бытовые сцены. Новые ценители искусства, бюргеры, не идеализировали жизнь и не
стеснялись ее грубой простоты. С их точки зрения даже корова, смотрящая в воду,
достойна увековечивания на холсте, т. е. на полотне новые ценители искусства
(бюргеры) хотели видеть свою жизнь, уютную и спокойную. Этот заказ вдохновил
целую плеяду мастеров. «Малые голландцы» - так принято называть бесчисленную
армию голландских художников XVII века в противовес их великому голландцу
Рембрандту, а также ввиду простоты их сюжетов и небольшого формата картин.
Зрительный ряд:
1. Адриан ван Остаде «Драка».
2. «Деревенские музыканты».
3. Герард Терборх «Бокал лимонада».
4. Ян Вермер Делфтский «Девушка с письмом».
5. Рембрандт «Святое семейство».
6. «Возвращение блудного сына».
Задание-поиск: определить, какие из предложенных
произведений, с вашей точки зрения, можно отнести к тому, что называют
«искусством для многих», «искусством для избранных», и почему.
Учитель (подводя итог обсуждению). В XVII веке стало
ясно, что разные слои публики имеют разные потребности и вкусы: одни ждут от
искусства, чтобы оно было захватывающим и увлекательным, эмоционально ярким и
волнующим; другие ценят в нем:
1) художественное
осмысление философских вопросов бытия;
2) способность художника показать мир с неожиданной
стороны;
3) возможность раскрыть духовный смысл вещей, скрытый
от постороннего взгляда, что и составляет содержание выражения «искусство для
избранных».
III этап.
Демонстрация учащимся репродукции или слайда картины
«Возвращение блудного сына».
Учитель, Для этой картины художник использует библейскую
притчу о блудном сыне. Она находится в центре того понимания гуманности,
которую олицетворяет дух Нагорной проповеди Христа. Эта притча стала самой
близкой темой для Рембрандта. Картина является вершиной позднего творчества
художника. Покаянное возвращение сына и бескорыстное прощение отца ясно и убедительно
обнажают глубокую человечность повествования. В картине господствует только
одна фигура - отец, который кладет руки на грязную рубашку сына так, будто он
совершает священное таинство, будучи потрясенным глубиной
чувства раскаяния, исходящего от сына. Мощный поток человечности, изливаемый на
немых свидетелей сцены и на зрителя, побуждает его прикоснуться к размышлениям
художника о подлинных ценностях бытия. Всеобъемлющий, полный утешения и
прощения красный цвет плаща, в который облачен отец, словно озвучивает
рембрандтовский завет человечеству, он как призыв к действию, этот красный цвет
надежды, многообещающий свет любви.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Составить монолог или диалог (письменно) «Если бы
герои картины.,, (вместо многоточия - название выбранной картины из числа
показанных на уроке) заговорили»,
2. Написать небольшое рассуждение на тему: «Искусство для многих - искусство
для избранных в современной культуре».
3. Подготовить сообщение о «малых голландцах» или Рембрандте
(письменно или устно по выбору).
Вопросы к теме:
1. Какой переворот происходил в искусстве XVII века?
2. Какой смысл вкладывался в выражения «искусство для
многих», «искусство для избранных»? |