Цель:
- На основе полученных знаний о развитии древнего
человека, его среде обитания, деятельности и
способах общения познакомить с условиями
возникновения древнего искусства, его значением
для жизни человека.
- На предметах прикладного характера, их примере,
познакомить с видами материала, используемого в
деятельности "художественного промысла”. Дать
понятие "народное искусство”. Способствовать
возникновению интереса к истории развития
русской культуры, русского искусства.
Материал: предметы прикладного характера,
выполненные на материале разного вида и фактуры
(кость, дерево, камень, ткань).
Иллюстрации книги "Русское народное
искусство”.
М/П: Занятие провести в музее "Истоки"
или специально оборудованной комнате .
Рассматривание детьми предметов; обратить
внимание на то, что их заинтересовало, чем
делятся с товарищами.
На примере своего заинтересованного рассказа,
высказывания о каком то предмете, побуждать
детей делиться своими мыслями, впечатлениями о
путях возникновения, способах создания и
использования человеком в своей деятельности
или среде.
Обратить внимание детей на разнообразие
материала, использованного для создания
предметов, разновидностей художественного
промысла. Заинтересовать вопросами о том, для
чего они созданы, кто их создал, когда созданы...
Что служило причиной возникновения таких
предметов, что могло побудить человека к
созданию художественного произведения?
Искусство возникло тогда, когда у человека все
больше и больше появлялась тяга к прекрасному -
потребность украсить все, что его окружало.
Началось это очень давно. Наш далекий предок еще
жил в каменных пещерах, одевался в звериные
шкуры, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но
находилось у него время и для творчества. Он
наводил узоры на предметах повседневного
обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал
на скалах целые картины. На протяжении долгого
времени искусство продолжало развиваться.
Каждое поколение художников оставляло лучшее,
добавляло свое. И поскольку результаты такого
творчества принадлежат не одному человеку, а
многим поколениям людей, его стали называть
"народным”.
Различия в условиях жизни нашли свое отражение
в искусстве, наложили на него свой отпечаток. В
процессе развития особенности сложились в
традиции, которые соединили в себе самые
характерные черты. Они стали все больше и больше
напоминать нам ниточку, тянущуюся из глубокой
древности в наши дни. В число таких особенностей
входят темы орнамента, колорит, сюжет, ритмы.
Стоит сравнить рисунки наскальной живописи
Заонежья /2000 лет/ с росписью на местных прялках -
удивительное сходство.
Народное искусство того народа, которое вместе
с ним прошло историю, отразило национальные
черты. Материалом для творчества народного
художника служило все; что его окружало: камень,
кость, ткань. Более всего наш далекий предок
любил дерево, потому что он жил в окружении леса.
Лес доставлял и давал ему кров и пищу. Из дерева
он строил себе жилье, делал все необходимое.
Тесно связанный с лесом русский человек считал
его живым существом, воспевал в сказаниях и
песнях. Предметы, созданные из него руками
мастера, рассказывают нам, каким художник
представлял мир, как умел соединить назначение
вещи с ее красотой.
Знакомясь постепенно с вещами наших предков,
искусством их создателей, мы как бы заглядываем в
далекий мир, узнаем о жизни и творчестве наших
предков. |