Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 24.04.2024, 19:48:07
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Из истории русской игрушки
09.11.2012, 19:53:31

Цели и задачи:

  • познакомить с историей русской игрушки, благодатнейшим материалом в познавательном плане, нравственном и эстетическом;
  • показать на примере урока, что дети уже сейчас несут ответственность за происходящее вокруг них;
  • воспитать нравственные и эстетические чувства ребенка, воспитать ответственное отношение к окружающему миру и своим игрушкам.

Музыкальное оформление:

  • русская музыка,
  • "Музыкальная табакерка" А.Лядова (поющие игрушки), "
  • Табакерочный вальс" А. Даргомыжского,
  • пьеса Г. Свиридова "Музыкальный ящик ".

Оформление:

  • плакат с нарисованной игрушкой,
  • выставка современных игрушек,
  • образцы народных игрушек.

Раздаточный материал: на столах карточки с изображением нераскрашенных игрушек.

Ход урока

Звучит русская музыка.

На доске записана тема, рисунки игрушек, о которых идет речь, дано лексическое значение слова "игрушка", на столах у детей карточки с нерас-крашенной игрушкой. Урок сопровождается показом МММ.

УЧИТЕЛЬ.

Сегодня мы с вами будем говорить на такую тему, которая не оставит вас равно-душными. Потому что будем говорить об игрушках.

Один из древних мудрецов сказал, что человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. Можно добавить - и играя. Что, по-вашему, обозначает это слово - ИГРАТЬ?

В словаре С.И.Ожегова мы читаем:"Играть - развлекаться, забавляться чем-то", значит, ИГРУШКА - это вещь, с которой можно поиграть. У кого из нас не было в детстве игрушек? У кого-то они есть и сейчас. А уж играть мы любим до глубокой старости. Ведь у этого слова много значений: можно играть на сцене, можно - на музыкальных инструментах, в футбол, а можно даже играть чьей-то судьбой. Видите, как по-разному раскрывается это слово в сочетании с другими. Но мы сузим значение этого слова, нас интересуют сегодня лишь игрушки. О них и поговорим. Ведь что интересно: в куклах отразилась история России.

Ребенок всегда найдет, чем ему поиграть. Первобытные дети играли с камеш-ками, косточками животных, забавными корешками. Как появилась кукла и ког-да, спросить не у кого. И какие они были, первые куклы? Как, по-вашему?

- Да, первые куклы были и из хлебного мякиша, из глины, дерева, пучка соло-мы - кто во что горазд. Но дети любили своих первых кукол. Вот послушайте стихотворение 

        "ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА".
Свернута из тряпок кукла у Маняши.
Ее Маняша любит - не отыщешь краше:
Руки - словно лапки, глазки - пара точек,
Ноги из тряпицы, а лицо комочек.
Смотрит кукла косо, взгляд ее уныл.
Кто-то вместо носа пуговку пришил.
Но Маняша любит, нежит и голубит,
И целует в щечку маленькую дочку.

Мы же мысленно перенесемся в то время и место, где изготовляли игрушки из глины и дерева.

Я хочу рассказать вам, дети, о музее игрушки, который был создан в 1920г. и находится в городе СЕРГИЕВ ПОСАД. Основателем музея и его директором стал Николай Дмитриевич Бартрам, знаток народного искусства. И вот в суровой зимней Москве первые посетители Музея, полуголодные ребятишки, укутанные в платки, стоят завороженные перед музейными витринами. В 1931г. Музей перевели в Загорск ( теперь Сергиев Посад ). Посетители, любуясь игрушками, наверное, думают: " Разве не пора снова научиться петь колыбельные песни, рассказывать сказки, мастерить самим?"

Давайте посмотрим сцену, что разыграют нам ребята. Представьте, что вы - те самые посетители загорского Музея игрушек.

СЦЕНКА. Затем беседа:

- Сколько же лет игрушке?

- Игрушки появились давным - давно и имели особое значение: женская фигурка олицетворяет плодородие; конь считался слугой Солнца; птицы предвещали весну и лето (до сих пор бабушки пекут из теста жаворонков, лебедей). Игрушка так же, как и сказки, песни, передавала ребенку понятие об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это рукотворное ремесло.

- Как вы понимаете слово "рукотворный"?

- Да, сделанный руками, но корень взят не от слова "сделать", а от слова "творить".

Ученик: В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Для каждого возраста были свои забавы. И сейчас в коляске малыш любуется погремушкой.

- Какие вы знаете игрушки?

- Расписные кони, каталки на палочках, свистульки, волчки, кораблики, бумажные змеи. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки, в ход шли камешки, листья, стебли трав срезали для дудок. И сейчас дети делают луки, бумажных змеев, строят шалаши.

Учитель: В народе считалось, ребята, что если дети плохо обращаются с игрушками, небрежно - быть беде. Верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них. Может быть, кто-нибудь из вас вспомнит сейчас сказку, в которой куколка спасает жизнь юной девушке? ("Василиса Прекрасная").

Сейчас символический смысл игрушек забылся, а зря, ведь как больно видеть куклу без руки или глаза, мишку с оторванным ухом. Такие дети без-жалостны, наверно, не только к игрушкам, но будут жестоки, скорее всего, и к своим сверстникам, а потом и к родителям.

ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА НОСОВА " КУКЛА" ( Д\З )

Учитель: Символический смысл игрушек забылся, но остались радость труда, красоты. Где только не делали игрушек?! И в Подмосковье, и в Нижегородской области, Тульской, Костромской, в Орле, Рязани, Курске.

- Знаете ли вы, ребята, какие игрушки дарил своему сыну царь Петр1?

- Кузнецов, птиц на колёсах: (идет показ рисунков, на которых изображены игрушки, сделанные в Богородском в 19в.).

- Ребята, если бы вы были мастерами, как бы вы усовершенствовали игрушку?

- Правильно, раскрасили бы ее ярко, сделали бы ее двигающейся.

Ученик: Игрушки делали не только из дерева, но и из глины. Такие игрушки делали в Тульской области в деревне Филимоново. Старожилы говорят:

"Места наши - одна глина: Вот и делали из нее все, что только можно."

Расписные коровки, коньки, и называли их филимоновской игрушкой.

Глиняную игрушку делали и в Кирове. Называли ее Дымковской, потому что бывшая деревня (теперь город находится на ее территории) звалась Дымковской слободой. Игрушки раскрашивались в яркие цвета. И вот эту красоту возили на ярмарку, а зазывали покупателей шутками да прибаутками.


ВЫХОДЯТ ЛОТОШНИКИ, ИНСЦЕНИРОВКА ЯРМАРКИ:

- А вот игрушки славные, занятные, забавные!

- Есть прехитрые штуки, позабавиться от скуки!

- Дешево продам, на совесть отдам!

- Полюбуйся, да только не торгуйся!

- Хоть игрушка и детская забава, а вам придется по нраву!

Учитель: Ребята, перед вами карточка с нераскрашенной игрушкой, давайте раскрасим ее, сделаем яркой, красивой, похожей на эту игрушку (показ образца). Вы можете раскрасить ее в желтый цвет, а потом нарисовать зеленые веточки, круги: (Идет работа с раскраской).

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Яркая, веселая, смешной петушок, удивительная, жизнерадостная, с узорчатыми боками, причудливые, красочные, старинная:

Учитель: А теперь опишите свои игрушки, пофантазируйте, используйте полученные знания о ней и слова, написанные на доске.

Зачитывается образец описания:

На рисунке забавная птичка, ее сделали умелые мастера или мастерицы. Игрушка очень выразительная, яркая. Кажется, что птичка сейчас оживет, тряхнет алым гребнем и вырвется из рук. Мне представляется сказочный лес, в который я попала и где много сказочных птиц и зверей:

Учитель: Ребята, перед вами небольшая выставка современных игрушек. Долгий путь проделала игрушка к вам, пока стала вот такой, красивой, яркой. Сделана она не из глины и дерева, а из современного материала, но от этого она не стала менее любимой, ведь мастер вкладывал в каждое свое творение душу, умение. Надеюсь, что каждая из игрушек не будет забыта вами и пылиться в углу. Надеюсь, что музей, созданный в 1920г., не дал прерваться связи от старинной игрушки к современной. Мы специально не затронули сего-дня историю матрешки, одной из любимейших игрушек детей. Может, кто са-мостоятельно найдет материал о матрешках и напишет в сочинении о них.

А теперь приступаем к его написанию (Включается пьеса Г.Свиридова "Музыкальный ящик".) Идет работа, ребята пишут сочинение.

Д\З:

По желанию: подобрать материал о матрешках, подготовить устное сообщение, проиллюстрировав свой рассказ, или написать о них сочинение.

Написать сочинение на темы:

  • "Моя любимая игрушка";
  • "Долгий путь игрушки";
  • "История русской игрушки".
Категория: МХК | Добавил: tineydgers | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, Эстетика, театр, Культура, пособие для учителя, урок МХК
Просмотров: 1341 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0